мм
Методическое портфолио «Мы растим будущее России»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое портфолио
Оглавление
Актуальность
Глава 1. Национальные традиции и культура как область воспитательных воздействий в ДОУ
1.1 Основные цели и задачи
Глава 2. «Модель включения детей в межнациональные отношения»
2.1 Формы взаимодействия педагога с детьми, с родителями и специалистами ДОУ
2.2 Результативность умений бесконфликтного взаимодействия детей в условиях межнациональной группы
Заключение
Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.
Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.
Г. Н. Волков
Публикация «Методическое портфолио „Мы растим будущее России“» размещена в разделах
Актуальность или «Мы растим будущее России»
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Общеобразовательная программа дошкольного образования, согласно ФГОС ДО ориентирована на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Один из принципов дошкольного образования, в соответствии ФГОС ДО – это учёт этнокультурной ситуации развития детей создание условий. Проблема обеспечения социального развития дошкольника является одним из центральных направлений в модернизации практики дошкольного образования. Стандарт направлен на решение таких задач как, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса и объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей в интересах человека, семьи и общества.
Социализация – (в психологии развития) процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Она может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания – целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит.
За последние годы в стране произошли большие перемены. Россия переживает не простой исторический период. В современном нравственном воспитании дошкольников вновь возрождаются такие понятия как патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение.
Именно сейчас, в век стремительного научно-технического прогресса, народная педагогика, традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед. Наше дошкольное учреждение посещают дети с разной национальной культурой. 40% выпускников – это дети разных национальностей, поэтому в практической деятельности стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники были знающими, помнящими духовную связь с родным краем и его культурой, судьбой, а так же культуру других народов регионов России. Мне важно, чтобы дети нашли свое место и осознали себя личностью в системе всего мировоззрения.
Поликультурное пространство города требует от всех жителей, какого бы они не были возраста, толерантного отношения к человеку другой культуры.
Толерантность – это принятие человека другой культуры до той степени, пока этот человек не нарушает права других членов общества, как записано в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО. То есть, это умение взаимодействовать «на равных».
Глава 1. Национальные традиции и культура как область формирования толерантности в ДОУ
Механизмом, позволяющим мне формированть толерантность в многонациональной группе, является национальные традиции, т. к. именно традиция выражает сущность культуры разных народов и её связь с социальными условиями.
Воспитание уверенности в детях, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счасчтливым будущим способствует формированию межнациональной толерантности.
Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. Региональная культура развивается, питаясь из двух источников: внутреннего саморазвития национальных культур и взаимовлияния, взаимодействия, взаимопроникновения, но не слияния разных культур, а их творческого взаимозаимствования.
Отечественные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» — именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э. К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.
Крупнейший психолог Ж. Пиаже, один из первых проследивший динамику развития этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа ее формирования:
1. В возрасте 6-7 лет ребенок приобретает первые знания (фрагментарные, несистематические) о своей этнической принадлежности.
2. В 8-9 лет у ребенка развиваются национальные чувства и идет четкая идентификация с членами своей этнической группы.
3. В 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объеме: ребенок осознает этническую самобытность не только своего народа, но и других.
Научно-теоретические основы роли интереса в ходе присвоения индивидом культурно-исторического опыта изложены в трудах Н. Ф. Добрынина, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Г. И. Щукиной и др.
Теоретико-методологической основой исследования являются: философские идеи гуманизма и современные концепции гуманизации образования Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолова, М. С. Кагана, Б. Т. Лихачева и др. ; концепции деятельностного подхода А. Н. Леонтьева, развивающего обучения Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Б. Запорожца и др. ; идеи народности в воспитании Г. Н. Волкова, Т. С. Комаровой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, и др. ; современные концепции воспитания и социализации личности Б. Г. Ананьева, З. Н. Богуславской, В. И. Журавлева, И. Я. Лернера, Б. Т. Лихачева.
1.1 Основные цели и задачи
Актуальность данной проблемы определила выбор темы моего педагогического опыта.
Целью, которого является: формирование толерантности, как качества личностного развития, включая детей в систему межнациональных отношений.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Создать предметно-развивающую среду в группе для формирования толерантности и ознакомлению с культурными традициями разных народов.
2. Выявить содержание традиций культуры разных народов, доступных детям дошкольного возраста и дидактические средства.
3. Разработать приёмы по совершенствованию приобщения детей к культуре разных народов в условиях многонациональной детской группы (Приложение 15).
Практическая значимость методического опыта состоит в разработке дидактических средств и методов приобщения дошкольников к национальным традициям, которая использована в работе дошкольных учреждений.
Глава 2. «Модель включения детей в межнациональные отношения»
Воспитание в ребенке толерантности возможно через включение его в культуру собственного народа и культуру других народов. И это не просто знание о культуре других народов, а проживание их культурных традиций, посредством включения в образовательный процесс мероприятий, направленных на совместную деятельность педагога с детьми по ознакомлению с элементами культуры разных народов.
Планируя образовательную деятельность я использую «модель накопления ребёнком личного опыта при ознакомлении с национальными традициями» : которая включает в себя знания о следующих элементах культуры разных народов:
1. Материальная культура:
— основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
— одежда (национальный костюм, украшения;
— национальная кухня;
— транспортные средства;
— орудия труда;
— труд с учетом его специфики.
2. Духовная культура:
— народные обычаи, обряды, праздники;
— язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
— искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).
3. Нормативная культура:
— общечеловеческие нравственные качества;
— правила общения между людьми внутри этноса и вне его.
1. Предварительная работа в форме специально организованного занятия на тему:
• ознакомление с предметным миром;
• устное народное творчество;
• декоративно-прикладное искусство; народная музыка;
• народные игры и хороводы;
• ознакомление с историей России и других республик (дети – мигранты, которые посещают группу, приглашение представителя национальности.
Одним из компонентов предварительной работы может быть изобразительная деятельность, где детям даётся возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные творческие замыслы.
2. Совместная деятельность педагога с детьми по заранее приготовленному сценарию.
В сценариях совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается на занятиях. Организация и планирование сценариев совместной деятельности должно быть гибким, нерегламентированным по времени. Педагог должен быть готовым к импровизации, встречной активности ребёнка.
3. Самостоятельная деятельность детей.
По результатам итоговой самостоятельной деятельности педагог может определить сильные и слабые стороны своей деятельности, откорректировать методы и приёмы, используемые с детьми.
Поликультурное воспитание детей осуществляется в трех направлениях:
— информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.) (Приложение 1);
— эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления — информационного насыщения — важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства) (Приложение 2);
— поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении) (Приложение 3).
Придаю большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.
Для формирования толерантности у детей дошкольного возраста мы прибегаем к самым разнообразным средствам поликультурного воспитания:
— общение с представителями разных национальностей (Приложение 4);
— устное народное творчество (Приложение 5);
— художественную литературу (Приложение 6);
— игру, народную игрушку и национальную куклу (Приложение 7);
— декоративно-прикладное искусство, живопись (Приложение 8);
— музыку;
— этнические мини-музеи (Приложение 9).
2.1 Формы взаимодействия педагога с детьми, с родителями и специалистами ДОУ
Используя «Модель включения детей в межнациональные отношения» разрабатываю план-программу по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста средствами русской культуры, либо татарской, армянской и т. д. в зависимости от национальной принадлежности детей, посещающих данную группу (Приложение 10).
В работе с детьми и родителями мы используем следующие методы :
I. Анкетирование родителей, цель которого а) выявление интереса всех членов семьи, к историческому прошлому страны, города, семьи, традициям национальной культуры; б) развитие родителями интереса ребенка к традициям прошлого нашей Родины (Приложение 11).
II. Опрос детей, целью которого выявление уровня преставлений детей старшего дошкольного возраста о традициях культуры разных народов и ее реалиях (Приложение 12).
III. Наблюдение за поведением детей с целью выявления особенностей поведенческих проявлений в области народных традиций (Приложение 13).
Родители являются нашими партнё рами в воспитании толерантности: они активные участники мастер-классов по ознокомлению с традициями разных народов, помошники в создании мини-музеев культуры разных народов.
2.2 Результативность умений бескофликтного взаимодействия детей в условиях межнациональной группы
Одним из показателей достижения цели педагогического опыта, является уменьшение конфликтных ситуаций в межнациональном взаимодействии детей в группе.
Поэтому в целях изучения умений бесконфликтного взаимодействия дошкольников в условиях межнациональной группы в 2012 году (начало педагогической работы) исследовались межличностные отношения в группе методом социометрии. Полученные результаты свидетельствовали о том, что у 11% детей есть неприязненные отношения к людям кавказской национальности, принебрежительное отношение к татарской, чувашской и казахстской культуре. В ответ наблюдалось повышение тревожности, агрессивных тенденций поведения, игра носила импульсивный, спонтанный характер. Таким образом, между детьми не возникали дружествыенные отношения.
Значимыми являлись также исходные данные об отношении родителей и педагогов к проблеме развития толерантности при межнациональном взаимодействии.
Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.
Анкетирование педагогов позволило прийти к следующему заключению: более 60% имеет достаточно верные представления о традициях своего народа, о необходимости использования их в качестве средств воспитания. Однако эти представления не оказывают существенного влияния на содержание их педагогической деятельности. Таким образом, вопросы приобщения детей к традициям разных народов не находят достаточного отражения в широкой педагогической практике.
В конце 2013 года мы уже получили результаты, с помощью рисуночного теста «Мой лучший друг», мы обнаружили, что только у 2% детей уровень толерантности ещё оставался на низком уровне, у остальных детей наблюдались длительные игровые отношения, что позволяло продолжать их в реальной жизни, а также взаимовыручка и взаимопомощь. Таким образом, круг друзей расширился.
От родителей были получены отзывы с благодарностью за работу по объединениею семей разных национальных культур в одно целое, в первую очередь взрослые стали принимать друг друга, не взирая на национальный признак, поэтому у детей уровень толерантности стал выше (Приложение 14).
Просмотрев нацинальные мероприятия в нашей группе и приняв участие в проекте «Многонациональная Россия», большинство педагогов и специалистов детского сада, получили вдохновение и методическую поддержку по развитию толерантности у детей дошкольного возраста.
Заключение
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности по схеме нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество.
Систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать созданию толерантной среды и принятию жителями города мира во всем его многообразии.
Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
"Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране. Мы должны работать над тем, чтобы в конечном счете все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу"
Д. А. Медведев.