Юлия Витальевна Попкова
Методические рекомендации по конструированию в подготовительной к школе группе
▼ Скачать +Заказ
Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с разными условиями их использования (мосты, здания, представлять будущую постройку, намечать заранее план ее сооружения, возводить постройку согласно плану, рассказывать о последовательности работы. Учить решать проблемную конструктивную задачу, представленную двумя, тремя, четырьмя условиями, без показа способа их выполнения.
Публикация «Методические рекомендации по конструированию в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Учить строить по замыслу, развивать конструктивное воображение детей, умение обдумывать заранее (до начала практических конструктивных действий) предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, соотносить представление о конструкции со свойствами имеющегося строительного материала и возможностями размещения конструкции в пространстве.
Учить планомерно анализировать многоэлементную схему постройки, представленную в трех прямоугольных проекциях (вид спереди, вид сбоку, вид сверху, выделять в ней основные структурные части, узнавать одни и те же детали в разном проекционном изображении, определять пространственное расположение деталей конструкции по чертежу. Отрабатывать действия соотнесения, соизмерения в процессе анализа частей предмета, деталей конструкции и элементов схемы.
Обучать действиям графического моделирования на основе конструктивного образца в процессе составления плана постройки, а также составления схемы конструкции по заданным условиям.
Учить работать в группе : внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением.
Занятия проводятся по подгруппам в первой или во второй половине дня. Продолжительность занятий 30-35 минут.
С целью стимулирования поисковой деятельности детей на занятиях по конструированию перед ними ставятся задачи проблемного характера. В процессе их последовательного решения дети учатся анализировать условия поставленной задачи, выбирать способ ее решения путем апробирования отдельных промежуточных решений. Темы занятий по конструированию представлены системой постепенно усложняющихся конструкций одного и того же объекта.
Особое внимание следует уделять развитию умения детей планировать предстоящую работу, последовательно выполнять все конструктивные действия и операции, умение следовать схеме действий, подчиняться правилам их выполнения и доводить до положительного результата. План действий можно задавать в виде вопросов, например при выполнении постройки:
• Какой предмет задуман?
• Каково его назначение?
• Из каких частей он будет состоять?
• Из каких деталей будет построена каждая его часть?
Этот план-алгоритм может быть представлен в виде схемы (дети уже знают, что схема несет информацию не только о том, какой предмет надо строить, но и о материале для постройки и о способе его пространственного рас-положения и соединения).
На каждом занятии следует обращать внимание детей на форму, положение, протяженность конструкций; композиционные, размерные и пространственные отношения между ними; на связь между формой и устойчивостью строительных деталей, между прочностью постройки и особенностями расположения в ней строительных элементов и др.
Обучение действиям графического моделирования — сложный процесс, поэтому обучение предполагает поэтапные действия, последовательный перевод схематических изображений построек из одной проекции в другую и их многократное повторение с постепенными усложнениями и ис-пользованием шаблонов. Обучение начинается с использования готовых графических моделей, выполненных в трех прямоугольных проекциях. Дети учатся соотносить элементы графической модели с конструктивными деталями постройки.
Затем постепенно осуществляется обучение построению графических моделей конструкций в трех прямоугольных проекциях. Проекционные изображения выполняются последовательно — вид сбоку, сверху, спереди. Сначала выполняется то проекционное изображение, которое несет в себе наибольшую информацию, например, вид сбоку моста, затем сверху и в завершение — вид спереди.
Строим по картинке (образцу)
Дети делятся на подгруппы (по 3-4 человека). Каждая подгруппа выбирает один образец из выставленных на демонстрационном столе, по которому они хотели бы выполнить конструкцию. Дети объясняют свой выбор, рас-сказывают о конструкции, представленной на образце, о её назначении, о том, из каких деталей можно построить каждую часть. Выслушиваются все предло-жения детей. Затем дети приступают к коллективной постройке. После завершения работы конструкцию анализируют, определяют ее соответствие образцу.
Строим по чертежу.
Подгруппы детей приглашаются к столам, на которых выставлены чертежи разных конструкций, представленных в трех прямоугольных проекциях. Предлагается внимательно рассмотреть чертежи, рассказать о по-следовательности работы над постройкой:
а) как выглядит конструкция, представленная на чертеже, каковы ее назначение, форма, размер;
б) какие части отображены на схеме, какой формы и размера они будут;
в) из каких строительных деталей каждая часть конструкции будет построена, как они будут расположены.
После этого дети приступают к возведению конструкции. Педагог следит за тем, чтобы все дети дружно участвовали в работе, не мешая друг другу.
Строим по заданным условиям.
Подгруппам детей предлагается новая задача: построить похожую конструкцию (той, которую дети возводили по чертежу). Каждая подгруппа получает по одной игрушке.
В конце выполнения задания обращается внимание детей на качество результатов, соответствие постройки заданным условиям и на характер деятельности детей, на их взаимоотношения в процессе конструирования : были ли они дружелюбны, внимательны друг к другу, научились ли договариваться о совместной работе, выполнять ее согласно договору.
Конструирование по замыслу
Детям предлагается план обдумывания будущей постройки в виде серии вопросов:
— Какой предмет задуман?
— Каково его назначение?
— Из каких частей он будет состоять?
— Из каких деталей будет построена каждая его часть?
Затем дошкольники приступают непосредственно к постройке. После завершения работы отмечается соответствие построек первоначальному замыслу, а также красивые, прочные и оригинальные конструкции.