Галина Семилетова
Интеграция познавательно-математической деятельности в условиях внедрения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных предметов в школе является математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения; формирует настойчивость, терпение. Творческий потенциал личности.
Интеграция познавательно – математической деятельности в условиях внедрения ФГОС ставит следующие задачи:
• Формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математики, умение выделять в ней цель и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.
Публикация «Интеграция познавательно-математической деятельности в условиях внедрения ФГОС» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
• Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой или проблемной задачи.
• Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной деятельности, в повседневной жизни. Совершенствовать представления о них.
• Развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на интерисующую ребёнка тему, помогать в разрешении проблемно – поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование.
Особая роль в познавательном развитии дошкольника отводится дидактическим играм. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, геометрических фигурах, временные и пространственные отношения. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания. Использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать её привлекательной для детей.
Первоначальное знакомство с новой игрой происходит в соответствии с законами дидактики: объясняются правила, раскрывается игровая задача, определяются роли, обсуждается игровой результат. Когда правила усвоены детьми, предлагается игра парами. При этом возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринуждённым.
Занятие – игра, как правило, построена на знакомых детям и новых играх, которые вводятся с помощью сказочно – игрового сюжета и становится своеобразной демонстрацией достигнутого уровня математических знаний и представлений. При этом создаётся непринуждё нная обстановка: дети располагаются за общим столом, на ковре, на диване и т. д. Такое занятие проходит более эмоционально, чем например традиционное. Педагог положительно оценивает адекватные способы выражения радости и сопереживания.
В обучении математике важное место отводится поисковой деятельности, проблемно – практическим ситуациям. Необходимо создать специальную обстановку, чтобы ребёнок мог посредством практических действий изучать свойства предметов, экспериментировать, подтверждать свои предположения.
Выполнение некоторых заданий или решение проблемных ситуаций требует коллективного обсуждения, поэтому детей целесообразно объединять в подгруппы. Совместное выполнение заданий позволяет дошкольникам конкретизировать свои знания и использовать умения, контролировать способы выполнения и анализировать результаты не только своей деятельности, но и деятельности партнёров, осуществляя тем самым взаимообучение и взаимоконтроль.
Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, умение работать в одной команде, выполняющей общее дело, признание собственных успехов придают значимость тому, чем дети овладели на занятиях, с чем познакомились в математических играх и беседах.
Воспитатель продумывает размещение детей в процессе занятия. Расстановка столов будет зависеть от содержания и характера работы. Дети могут выполнять задание коллективно или в подгруппах, работать в парах, обращаться к материалам, расположенном на общем столе, беседовать, сидя на диване, играть на ковре или в кругу и т. д. Столы могут быть расставлены полукругом, буквой П, вытянуты в линию, объединены для работы в малых группах или в один общий стол. Воспитатель также заранее подготавливает свободное место в групповой комнате для проведения игр с перемещением детей.
Подготовка наглядного материала и атрибутов происходит заблаговременно. Плоскостной демонстрационный материал (карточки, картинки) размещают на доске. Объёмный материал располагают на специальном столе или стеллаже. Сюрпризные атрибуты укрывают шторкой или салфеткой.
Раздаточный материал представлен двумя наборами.
Первый – общий набор (комплектуется в соответствии с задачами занятия) состоит из счётных карточек, предметных картинок, цифр, изображения частей предмета, моделей геометрических фигур, полосок для измерения, игрушек. Он предназначен для коллективных игр и используется по случайному выбору. Общий набор подготавливается педагогом и находится в специально предназначенном для него месте (стол, подставка).
Второй – персональный набор, с которым ребёнок самостоятельно работает на занятии, состоит из счётного материала, карточек с цифрами, картинок, видов геометрических фигур, полосок для измерения, мерной посуды и других атрибутов. Одни части персонального набора, например карточки с цифрами, используются на всех занятиях; другие – только на некоторых, например рисунки, листы бумаги; третьи обновляются в зависимости от программных задач на каждом занятии, например счётный материал, виды геометрических фигур, цвет и размер мерок и полосок.
Взаимодействие педагога с родителями. Что могут родители?
• Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни. Например, используя предметы, с которым ребёнок взаимодействует самостоятельно, конкретизировать его представления о количественных отношениях: продемонстрировать, что предметы одной группы могут быть расположены близко или далеко друг от друга – от этого их количество не меняется.
• Активизировать в играх представления ребёнка о цифровой символике, привлекать внимание к использованию цифр в быту и окружающей жизни (номер дома, квартиры, автобуса и т. д.). Создать условия для знакомства с денежными купюрами и монетами.
• Способствовать совершенствованию навыков счёта. Предлагать ребёнку пересчитать, отсчитать.
• Привлекать детей к сравнению на глаз.
• Предоставлять ребёнку возможность объяснять, рассказывать, обосновывать.
• С интересом выслушивать его высказывания, учить задавать вопросы.
• Развивать потребность в интеллектуальном общении, помогать в разрешении проблемно – поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование и наблюдение.
• Одобрять любознательность, поддерживать инициативу ребёнка в попытках найти объяснение возникшему вопросу или замеченному противоречию.
Всё это способствует развитию речи, мышления, воображения, памяти, активизирует познавательную деятельность детей.
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.