Бондарева Мария
Консультация для воспитателей «Методические рекомендации для педагогов по составлению конспектов занятий»
▼ Скачать + Заказать документы
«Методические рекомендации для педагогов
по составлению конспектов занятий»
Публикация «Консультация для воспитателей „Методические рекомендации для педагогов по составлению конспектов занятий“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Конспект – основной документ воспитателя, без которого не может состояться ни одна организованная деятельность! Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.
Как правильно составить конспект :
Титульный лист
Указывается направление образовательной деятельности (например, Конспект образовательной деятельности по речевому развитию. Развитие речи во второй младшей группе на тему: «Осень в гости к нам пришла.» и пр.)
Структура конспекта.
а) постановка цели и задач:
Цель занятия – это конечный результат, то, к чему мы стремимся. Поможет в этом ответ на вопрос: Что я хочу получить в результате проведенного занятия?
Задачи по отношению к цели являются средствами, с помощью которых реализуется обозначенная на занятии цель, другими словами через формулировку задач должно быть видно, как решается цель. В конспекте необходимо указать образовательные (ую, развивающие (ую) и воспитательные (ую) задачи (задачу). Рекомендуется задачи формировать глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т. д. Задачи должны быть четкими и конкретными (не просто расширить (закрепить) представления детей о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).
б) интеграция образовательных областей.
в) планируемые результаты: выходят из поставленных задач
г) материально-техническое оснащение:
- технические средства обучения: Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на занятии ( например: проектор, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т. д.).
- демонстрационный материал: Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.
- раздаточный материал: Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.
д) Предварительная работа (беседа, рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, чтение стихотворений, рассказов, подготовка шаблонов фона для рисунка и т. д.)
е) Методы и приемы : игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход, участие родителей на НОД (если имеет место).
ж) Словарная работа (активизация словаря в ходе занятия)
з) Индивидуальная работа.
I. Вводная часть.
Само занятие начинается с первой (вводной или вступительной) части, которая длится 3-5 минут и включает в себя:
- Организационный момент (привлечение внимания детей к воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида детей и т. п.)
- Сюрпризный момент (появление героя, персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание загадки и др.)
- Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен.
- Сообщение цели занятия.
На одном занятии во вводной части могут присутствовать не все выше перечисленные компоненты.
Очень желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой форме.
При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой I начало первой части, полностью слова «вводная часть» и т. п., указывать не следует. Таким образом, цель данной части занятия – вызвать интерес к занятию, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.
II. Основная часть (15 минут)
Вторая часть – основная состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её определяется соответственно возрастной группе. (Посчитайте сами, не забудьте от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).
При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой II начало второй части, полностью слова «основная часть».
Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем город, узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).
Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам,
По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.
Так же одним из требований к занятию является степень активности детей – больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти всё смог сделать сам.
Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми
III. Заключительная часть –3 –5 минут.
Включает в себя:
- Обобщение
- вспоминание что делали, чем занимались, которое в младших группах делает воспитатель, а в старших, сами дети, по вопросам воспитателя. «Что больше всего понравилось… Какое задание было самым трудным… В какую игру научим дома играть папу, Что запомнилось, Что удивило) Воспитатель обобщает ответы детей. Пример. Воспитатель : «Какое задание мы выполняли первым?». Дети: «Мячик кидали…». Воспитатель : «Правильно, мячик кидали и вспоминали названия домашних животных».
- Общая и поименная оценка детей в виде анализа (то есть не просто «молодец», а потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не выкрикивал и т. п.).
- Создание благоприятного эмоционального состояния (игра, художественное слово, прослушивание музыкального произведения, вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике, посредством поручений, рекомендаций, советов.
- Выход в другой вид деятельности. Например: «К нам сегодня приходили веселые зайчата, они нам очень понравились, а давайте, чтобы они к нам еще вернулись, сделаем для них домики из строительного материала».
При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой III начало третьей части, полностью слова «итоговая часть» и т. п., указывать не следует.
Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя.
Типичные ошибки при составлении конспекта занятия.
1. Отсутствие триединства в составлении программного содержания (при составлении программного содержания необходимо всегда продумать образовательные, развивающие и воспитательные задачи)
2. Не соответствует программное содержание поставленным целям и задачам (обязательно в конспекте обозначить основные методы и приемы, посредством которых будет реализовано программное содержание и интеграция видов образовательных деятельности)
3. Не четко обозначены методы и приемы, посредством которых будут выполняться поставленные цели и задачи (обязательно в конспекте обозначить основные методы и приемы, посредством которых будет реализовано программное содержание и интеграция видов образовательных деятельности).
4. Очень много готовой информации получают дети от педагога (необходимо дать возможность детям добывать знания, делать открытия, радоваться своим открытиям и успехам, делать выводы, а педагог лишь дополняет знания новой информацией.
5. В использовании элементов проблемности в обучении чувствуется недоработка. Без предыдущей работы невозможно добиться высоких результатов в качестве образовательной работы. В программном содержании занятия продумана работа по обогащению словарного запаса детей или активизация словаря, а в ходе занятия данная работа совершенно отсутствует. В конспекте не обозначается индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей.
6. Допускаются грамматические ошибки. Не конкретно продумываются вопросы. Не четко и последовательно даются детям задания. Мало используется музыкальное оформление занятия, ТСО. Допускается неверная подача информации. Не даются разъяснения. Не сопровождается приложениями, иллюстративным материалом, дидактическим материалом.