Филиных Елена
Проект «Горы и альпинисты»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические материалы проекта «Горы и альпинисты»
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная
жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании» и ФГОС,
образовательное учреждение обязано:
- обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
- обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
- реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и
рассуждений;
- помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
Публикация «Проект „Горы и альпинисты“» размещена в разделах
- привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь
- обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие
ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии -
кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем
выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует
широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и
альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых
методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является
проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех
сферах человеческой деятельности становится универсальным
инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность,
целеориентированность и результативность
Как возник проект? От детей поступил вопрос: «Кто такие альпинисты? Где
и кем они работают?
На «Утреннем сборе» вынесли решение, что мы знаем об альпинистах
и выявили: знаем мало!
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, станут достоянием их
личного опыта. Они получат в ответ на вопросы, поставленные самими
детьми. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием
деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Цели и задачи:
Основной целью развитие свободной творческой личности ребёнка,
которое определяется задачами развития и задачами исследовательской
деятельности детей.
Задачи развития:
1. Способствовать развитию познавательных способностей;
2. Способствовать развитию творческого воображения;
3. Способствовать развитию творческого мышления;
4. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
5. Способствовать формированию предпосылок поисковой деятельности,
интеллектуальной инициативы.
Описание проекта по вопросам
Напишите три наиболее интересных детских вопроса (что «зацепило»
детей):
1. Почему людям в горах становится плохо?
2. Почему снежный барс живёт высоко в горах и ему не становится
плохо?
3. Почему горные козы не падают с гор?
4. Как инвалиды покоряют Эверест?
Напишите три самых необычных вида деятельности, которые появились
в ходе проекта:
1. Сделать лавину из пены для бритья.
2. Изготовить театр камней.
3. Изготавление драгоценностей из камней.
4. Рисование на пене для бритья и на сливках.
Какие варианты продуктивной деятельности предлагали дети в рамках
текущего проекта?
1. Изготовление из гор из коробок из-под йогурта (который дают на полдник)
и туалетной бумаги.
2. Покорение снежной горы на прогулке.
3. Слепить альпинистов и разместить их на макете горы.
4. Нарисовать плакат «Кто живёт в горах?».
5. Провести опыт «Извержение вулкана».
6. Изготовить кукольный театр из камней.
7. Изготовить драгоценности из камней.
8. Исследование камней и опыты с ними.
Что из этого не пришло бы Вам в голову без детей?
1. Сама тема проекта.
2. Спасть альпинистов из-под лавины (из-под пены для бритья).
3. Изготовление театра камней и драгоценностей.
4. Придумать и показать каменную сказку.
Чем занимались дети в свободное время? Связаны ли их занятия с темой
проекта?
Проект длился две недели, в это время прошло мероприятие «День
рождение детского сада». На день рождения детского сада дети решили
сделать поздравительную открытку с цветами Эдельвейс из ватных дисков.
Также вели дневник зимней олимпиады и приняли участие в районном
фестивале патриотической песни «У солдата выходной». Были дети, которые
постоянно были в теме проекта, но также были дети, которые периодически
включались в проект и выходили из него. Помимо проекта дети играли в
свободные игры, проводили эксперименты с другими материалами,
занимались творческой деятельности, хозяйственно-бытовым трудом.
Что по вашему замыслу должно было случится с детьми во время
проекта?
Активизация в поиске информации, средств и способов деятельности.
1. Расширение кругозора, появление познавательных вопросов.
2. Развитие умений действовать самостоятельно и совместно со
сверстниками в поиске информации, организации деятельности.
3. Развитие умение представлять свою работу, делиться полученной
информацией.
4. Развитие умение планировать свою деятельность и подводить итоги,
выдвигать гипотезы и идеи.
5. Получение удовлетворения от результатов своей деятельности,
Ход проекта
Зарождение проекта:
Проект зародился на неделе «Зимняя олимпиада». Тема беседы была «Зимние
виды спорта». Когда рассматривали картинки, Елисей обратил внимание на
альпинистов и спросил: «Кто это? Это же не лыжник.». Илья ему ответил:
«Это альпинисты». Тогда Елисей снова спросил: «А кто такие альпинисты?».
Дети стали высказывать свои мысли, о том, что они знают про альпинистов,
стали спорить о том, кто говорит правильно. Спорили и о том, являются ли
альпинисты спортсменами. Чтобы проверить правильность информации
решили реализовать проект про альпинистов. В результате изучения
информации об альпинистах выявилась связь альпинизма с горами, тогда
переплелись горы и альпинисты, и проект стал называться «Горы и
альпинисты». Проект длился 2 недели. Проект стал победителем краевого
конкурса по развитию детской самостоятельности и инициативы «Мои
открытия».
Ход проекта в данном методическом сборнике отражён частично.
Обозначены шаги и виды деятельности. Более подробно можно ознакомиться
с материалами проекта пройдя по ссылкам.
Фиксация проекта
Модель 3-х вопросов
Итоговый плакат модели планирования. 4 вопроса. Появился вопрос «Что
узнали?».
Планирование
Итоговый план после проведения анализа реализации.
Информирование родителей
Подборка материалов для работы, источников информации и др.
Виды деятельности
Организация РППС детьми
Утренний круг. Рассматривание снаряжения альпиниста.
Творческая деятельность
Коллаж «Кто обитает в горах»
Обрывная аппликация
Лена рисует строение гор.
Изготовление макета «Горы».
Рисование на пене для бритья.
Изготовление театра камней.
Изготовление драгоценных камней.
Лепка альпинистов.
Представление с театром камней.
Открытка «Цветы гор – Эдельвейсы» на день рождения детского сада.
Научно – исследовательская деятельность и экспериментирование
Рассматривание энциклопедий.
Выбирание камушков из смеси круп.
Планирование эксперимента.
Демонстрация эксперимента.
Изготовление энциклопедии камней.
Исследование камней.
Опыты с камнями.
Игровая деятельность
Спасение альпинистов из-под лавины.
Тренировка альпинистов.
Разрезные картинки.
Взятие снежной горы.
Игра «Путешествие в горы».
Заключение
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников,
основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность
воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными
способами находить информацию об интересующем их предмете или
явлении и использовать эти знания для создания новых объектов
деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует
формированию самостоятельности, глубоко мотивированной,
целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает
научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм
действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе
способов и видов деятельности. Кроме того, метод проекта способствует
повышению профессионально-личностной компетентности, изменению
отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для
самореализации и достижения профессионального успеха, формированию
уверенности, развитию креативности.
Ссылки на материалы проекта:
Список используемой литературы
1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) //
Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.
2. Боровлева А. В. Проектный метод - как средство повышения качества
образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. :
Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
4. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для
воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. : АйрисПресс, 2008. - 208 с.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. -
М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
6. Кудрявцева А. И. Педагогическое проектирование как метод управления
инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой //
Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. -
С. 80-84.
7. Кузнецова А. А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом».
Методическое пособие / А. А. Кузнецова, И. В. Матвеева. - Ярославль:
Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. - 40 с.
8. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение - что это? / Н. Ю. Пахомова. //
Методист. - 2004. №1. - С. 42.
9. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном
образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических
материалов / И. А. Сырова, О. Г. Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. -
72 с.
10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие //
Л. С. Кисилева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода и др. - М. : АРКТИ, 2003 - 96 с.
11. Сапранова С. И. Проектная деятельность / С. И. Сапранова // Воспитатель
ДОУ. - 2008. - №2.
12. Сиденко А. С. Метод проектов: история и практика применения /
А. С. Сиденко // Журнал «Завуч». - 2003. - №6