Ирэна Гладун
Методическая тема «Использование личностно-ориентированных технологий в формировании мышления у детей с ОВЗ»
▼ Скачать +Заказ
Методическая тема:
«Использование личностно-ориентированных технологий в формировании наглядно-действенного, наглядно-образного, и формирование элементов логического мышления у детей с ОВЗ»
Актуальность темы
Целенаправленные занятия по формированию мышления приучают ребенка ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Необходимо заниматься изучением особенностей мыслительных операций и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе их развития. Поэтому изучение данной темы имеет теоретическое и практическое значение.
Публикация «Методическая тема „Использование личностно-ориентированных технологий в формировании мышления у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
Цель:
Изучение личностно-ориентированных технологий в формировании наглядно-действенного, наглядно-образного, и формирование элементов логического мышления у детей с ОВЗ на основании опыта работы российских и зарубежных специалистов и применение их на практике.
Задачи:
1. Изучение личностно-ориентированных технологий;
2. Применение их на практике;
3. Обобщение личного опыта;
4. Диагностика и отображение динамики знаний, умений и навыков учащихся.
Ученые, занимающиеся исследованием процесса мышления у лиц с умственной отсталостью:
Л. В Занков
Е. М. Кудрявцева
И. В. Соловьев
Ж. И. Шиф
М. С. Певзнер
Ю. Т. Матасов
Н. М. Стадненко
В. Г. Петрова
И. В. Белякова
Л. С. Выготский
Изучение литературы
1. Е. А. Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»;
2. А. А. Катаева, Е. А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»;
3. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Коррекционно - развивающее обучение и воспитание»;
4. И. М. Бгажнокова «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»;
5. Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»;
6. Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»;
7. А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, «Дошкольная олигофренопедагогика».
Мышление
* Это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений и т. п.
* Обобщенное отражение человеком действительности, опирающееся на практическую деятельность и чувственное познание мира, опосредствованное речью и приобретенными знаниями. Итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.
Особенности мышления
Опосредованный характер.
То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное.
Обобщённость.
Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом.
Виды мышления
Операции мышления
Анализ — разделение предмета, явления на составляющие компоненты.
Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
Классификация — группировка предметов по признакам.
Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
Конкретизация— выделение частного из общего.
Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
Наглядно-действенное мышление
Раздел 1.
Игры-упражнения на формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение.
Раздел 2.
Игры-упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации.
Раздел 3.
Игры-упражнения на формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач.
Раздел 4.
Игры-упражнения на определение причинно-следственных зависимостей.
Раздел 1.
Игры-упражнения на формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение
Цели и задачи:
Научить детей использовать предметы, имеющие фиксированное назначение. Формировать представление об использовании предметов-орудий в деятельности. Научить подражать взрослым.
Раздел 2.
Игры-упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации
Цели и задачи:
Познакомить с различными вспомогательными средствами или орудиями, со способами их использования тогда, когда предмет-орудие не изготовляется специально и способ действия с ним не предусмотрен. Дать представления о проблемных задачах и их решениях, учить переносить опыт на другие задачи.
Раздел 3.
Игры-упражнения на формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач
Цели и задачи:
Надо создать ситуацию, при которой в поле зрения находится несколько предметов и из них надо выбрать наиболее подходящий – по величине, по форме, назначению. Учить методу целенаправленных проб.
Раздел 4.
Игры-упражнения на определение причинно-следственных зависимостей
Цели и задачи:
Самыми простыми случаями, в которых ребёнок сталкивается с поисками причинно-следственных связей, такие, когда нарушается привычный ход явлений. Удивление – этап поиска причины нарушения. Ищем!
Наглядно-образное мышление
Раздел 1
Формирование целостного восприятия ситуаций, изображённых на картинках.
Раздел 2.
Формирование обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования.
Раздел 3.
Формирование соотношения между словом и образом.
Раздел 1
Формирование целостного восприятия ситуаций, изображённых на картинках.
Цели и задачи:
Развиваем процессы сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключения. Учим выделять и понимать временную, логическую последовательность при раскладывании картинок. После этого он составляет рассказ по определённой схеме. Вначале предлагают серии картинок, на которых изображены ситуации из практической жизни детей или их чувственного опыта.
Раздел 2.
Формирование обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования
Цели и задачи:
Учимся ориентироваться в пространстве и создавать новые образы предметов и ситуаций, а также комбинации отдельных образов, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и словесном плане.
Раздел 3.
Формирование соотношения между словом и образом
Цели и задачи:
Умение правильно представить ситуацию по её словесному описанию является необходимой предпосылкой развития образных форм мышления и речи ребёнка. Оно лежит в основе формирования механизма мыслительного оперирования образами воссоздающего воображения. В дальнейшем это позволяет совершать адекватные действия по инструкции, решать интеллектуальные задачи, планировать. Эти умения составляют фундамент качественной, целенаправленной произвольной деятельности. Взаимосвязь между словом и образом и составляет основу развития элементов логического мышления.
Словесно-логическое мышление
Раздел 1.
Задания на формирование умений выполнять классификацию.
Раздел 2.
Задания на формирования умений выполнять систематизацию.
Раздел 3.
Задания на формирование количественных представлений.
Раздел 4.
Задания на формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Раздел 5.
Задания на формирование понимания скрытого смысла, понимания юмора, развития адекватных реакций на юмор.
Раздел 1.
Задания на формирование умений выполнять классификацию
Цели и задачи:
Цель – учить устанавливать временные и причинно-следственные связи и зависимости, учиться рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на разных основаниях, видеть в них разные свойства, относительность границ между отдельными группами явлений и объектов. Использовать различные методические приёмы для развития логического мышления; сравнения, обобщения, аналогии, классификации и систематизации известных фактов, формирование выводов в виде суждений и умозаключений.
Цель – учить детей выделять существенное и второстепенное, объединять предметы по различным основаниям, в одну группу на основе общих признаков.
Раздел 2.
Задания на формирования умений выполнять систематизацию
Цели и задачи:
Цель – учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные свойства, располагать предметы в определённом порядке, выделив при этом существен-
ный признак.
Цель – учить детей раскладывать изображения предметов в определённой последовательности, ориентируясь на качество предметов.
Раздел 3.
Задания на формирование количественных представлений
Раздел 4.
Задания на формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости
Цели и задачи:
В случае затруднения организуются практические действия с этими предметами. Учим обобщать в конце игры, делать выводы, обыгрывать ситуацию. Учимся работать с опорой на картинку и без.
По возможности имитировать речь движениями.
Раздел 5.
Задания на формирование понимания скрытого смысла, понимания юмора, развития адекватных реакций на юмор
Цели и задачи:
Игры и задания на сравнение с последующим рассуждением.
Применение на практике и обобщение личного опыта
Презентация, посвященная Дню Защитника Отечества.
Игры на смекалку, Загадки
Он знаком ребятам всем,
И с орлом он носит шлем,
За спиной его винтовка,
Марширует очень ловко
-Солдат (пехотинец) –
Найди ошибку художника
Диагностика и отображение динамики знаний, умений и навыков учащихся