Диана Гвоздецкая
Методическая система учителя Кубановедения
▼ Скачать + Заказать документы
Данная методическая разработка содержит формы и методы работы учителя кубановедения.
В современном мире перед школой стоит важная задача — воспитать патриота своей страны. Прежде чем стать гражданином государства, ребёнок должен стать гражданином своего родного края. Он должен знать традиции своей малой родины и жить её жизнью и заботами.
«Кубановедение» — это уникальный предмет в школьной программе. Он объединяет в себе литературу и историю, географию и биологию. Это важно, потому что основная цель курса кубановедения в начальной школе — сформировать у младших школьников целостное научное представление о мире и понимание роли своей малой родины в воспитании гуманной и социально активной личности, которая бережно относится к природе Кубани, её истории и культуре. Ученик должен осознавать, что мир, в котором он живёт, постоянно меняется и сохранить то, что мы имеем и знаем, — это первостепенная задача учителя.
Темочки:
- Кубань
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Кубановедение не может быть отвлеченным предметом. Это то, что рядом с нами, то, что живет в нас. В 2022 году нашей школе был присвоен статус казачьей образовательной организации регионального уровня, и стал вопрос углубленного обучения и воспитания казачьим дисциплинам обучающихся и тут роль предмета Кубановедение в учебно-воспитательном процессе нельзя недооценить.
Духовно-нравственное воспитание учащихся является приоритетным направлением, которое я реализую следующим путем - это:
1. Интегрированные уроки. (Уроки кубановедения и изобразительного искусства, литературного чтения, музыки и т. д.)
2. Воспитание в духе преданности своей Отчизне – участие в демонстрациях, беседы с представителями казачества. (Предметные недели, месячник военно- патриотической работы, спортивные соревнования)
3. Традиционные патриотические акции: «Уроки мужества», «Вахта памяти», «Письмо солдату», «Помощь ветеранам», «Уборка могил солдат ВОВ» и др.
4. Во внеурочной деятельности целесообразно проведение экскурсий в краеведческий музей, посещение православных храмов. Занятия могут проводиться с привлечением старожилов и актива местных казачьих организаций, ученых, краеведов, родителей учащихся. Посещение музеев, выставок, концертов, путешествия по территории Краснодарского края.
Многофункциональным средством на всех этапах обучения являются познавательные задания – рабочие листы. Я разрабатываю задания с учетом задач, которые я ставлю перед собой на уроке. Например, для учащихся 3 и 4 класса я разработала рабочие листы предполагающие итоговое повторение по изученным главам учебника кубановедения.
Детям предлагаю решить кроссворд, ребусы или тест по теме, применяю приемы мнемотехники, дети учатся работать с «лентой времени» картами, отмечать географические объекты, работают с текстом учебника, с историческими источниками, конечно же использую и творческие задания: работа с пословицами и поговорками, кубанскими деалектизмами. В детских работах отражается личное впечатление от услышанного и увиденного на уроке. Периодически устраиваются небольшие выставки рисунков.
Предлагая творческую работу, важно создать ситуацию выбора, чтобы каждый ребенок смог выбрать задание по своим способностям и смог получить хорошую оценку. Поэтому я использую дифференцированные разноуровневые задания, так как в моей школе доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья велика, ко всем ребятам нужно найти индивидуальный подход.
Особое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю проектной работе. Я убеждена, что любая тема на уроках кубановедения заслуживает исследования.
С первого класса я начинаю привлекать своих учеников к небольшим исследованиям. Все работы выполняются коллективно, либо индивидуально. Также я стараюсь привлечь родителей к участию в школьных делах своих детей. Это даёт возможность родителям сблизиться со своими детьми через совместную научно-исследовательскую деятельность.
Такие виды работ всегда встречаются учащимися с интересом и увлечением, так как позволяют не просто рассказать о родном крае, его традициях, но и почувствовать себя частичкой казачьей культуры и соответственно Кубани.
Для коллективной формы работы над проектной деятельностью я использую метод лэпбука.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности. Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и даже игрового пособия.
С ребятами коллективно мы создаем лэпбуки на актуальные, для нашей школы, темы это – «Кубань», в нем содержатся казачьи пословицы в виде пазлов, картотека кубанских стихотворений для детей и игра «Одежда казаков». Во втором разделе «История кубанского казачества» дети знакомятся с историей: с Жалованной грамотой казакам Екатерины 2, с
памятными датами, поминовениями казаков и с атаманами кубанской стороны.
В третьем разделе «Казачьему роду нет переводу»- учащиеся знакомятся с 10 заповедями казачества, а также с кубанским подворьем.
Лэпбук о г. Ейске, также актуален. Здесь дети знакомятся с символами города Ейска в виде составления пазла. Следующим методом работы с историческими памятниками является прием «Теневое лото». Учащиеся знакомятся с основателем Ейска, путешествуют в прошлое с помощью исторической фотопанорамы и знакомятся с выдающимися личностями, уроженцами нашего города. Окунаются в поэтическую атмосферу и узнают интересные факты о нашем городе. Также на одной из страниц лэпбука о городе Ейске я оставила QR – код, который позволяется погрузиться в виртуальную экскурсию с высоты птичьего полета современного города.
Так же мы с ребятами приступили к созданию лэпбука по теме «Казаки в годы Великой Отечественной войны», приуроченный к 80-тию Победы.
Все мы горячо любим свою Отчизну, гордимся ей. Любовь эта начинается с любви к отчим местам. С детских лет в сердце каждого из нас живет светлый образ родного края.
Форм и методов работы при изучении данного курса много, но положительные результаты они дадут лишь в том случае, если учитель, используя их, сумеет соединить «в себе любовь к делу и к ученикам».