Мария Нурбобоева
Методическая рекомендация по формированию мотивации у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде всего, хочу напомнить о том, что же такое мотивация, мотив. Мотивы - внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивы - это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности Практика показывает, что многие дети, приходя в школу, имеют низкую мотивационную составляющую (мотив действий). Задача педагогов-дошкольников смотивировать каждого ребенка, привить заинтересованность к овладению ребенком любого вида деятельности, независимо от интересов и пристрастий. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Н а м н е о бход и м о «н ау ч и т ь р е б е н к а у ч и т ь с я». Б е с с п о р н о, только когда есть мотивация, ученик работает качественно и осмысленно. Но зачастую эмоции управляют поведением ребенка. Научить его контролировать свои эмоции, подчинять свои интересы интересам окружающих, научить получать удовольствие от самого процесса постижения знаний, радоваться успехам от положительных результатов и достойно переносить возможные неудачи, научить быть успешными уверенными в своих силах – вот то составляющие (фундамент, которые лежат в основе мотивационной готовности ребенка к школе. У детей происходит естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения. Итак, мотивированные дети – это самостоятельные, успешные дети. Важно формировать мотивацию у ребенка еще до периода школьной предподготовки. Я расскажу об этом на примере программы «Детский сад - дом радости» Н. М. Крыловой, которая предлагает педагогам следующее: - организовать такую предметно-развивающую и эмоционально-благополучную среду, которая бы несла информационную функцию, обеспечивающую базу личностной культуры и поле выбора самостоятельной деятельности ребенка-дошкольника, "зажигающую искру познания", вызывающую эмоциональную реакцию, способствующую заинтересовать, увлечь и реализовать познавательные потребности ребенка. Особое место в развивающей среде старших дошкольников занимает книга, как один из главных мотиваторов на учебную деятельность. Наступает момент, когда педагог дает детям понять, что он не может знать все, и все книги перечитаны, и детьми получены все знания, которыми владеет воспитатель, тем самым подводит детей к тому, что учитель в школе знает больше, и он расскажет и научит новому, неизвестному. - моделировать ситуацию успеха у детей, путем постановки ребенка в позицию учителя, в которой ученик - персонаж, а воспитатель наполняет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи. Н. М. Крылова рекомендует рассматривать алгоритм любой деятельности (ее планирование) и выполнение ее на уровне самостоятельности в виде лесенки из пяти ступеней, где: 1 ступенька – задумка, цель деятельности 2 ступенька – материал для предполагаемой деятельности
Публикация «Методическая рекомендация по формированию мотивации у дошкольников» размещена в разделах
3 ступенька – материалы и инструменты, необходимые для этой деятельности 4 ступенька – ход деятельности (выполнение по порядку) 5 ступенька – результат, совпадающий с задумкой (главное условие выполняемой деятельности) Важно наглядно показать, что результат может не совпадать с задумкой только при одном условии, если неверно выполнен один из компонентов лесенки. - педагогу необходимо занять такую позицию, в которой собственная активность детей, их знания и умения, усвоенные с помощью взрослого на уровне самостоятельности стали достоянием самого ребенка, и он действовал бы сними как со своими собственными, доводя их до уровня творчества. В формировании у дошкольника мотивов к обучению в школе решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Повышение учебной мотивации дошкольников – совместная задача педагогов и родителей. Надо ли говорить, что в идеале действовать в этом направлении они должны сообща и согласованно. Уважаемые коллеги! Я предлагаю Вам принять участие в игре, направленной на развитие словесного творчества детей с целью создания ситуации успеха у каждого ребенка.
Ход игры:
Я начну фразу, а Вы продолжите ее в рифму, и таким образом у нас получится большое стихотворное произведение. И не беда, что не всегда получается рифма, главное желание. Готовы? «Весна-весна, как воздух чист». Чудесное получилось стихотворение! Те, у кого ленточки выходите сюда, для вас я приготовила особое задание. Я загадаю вам загадки:…. (Игроки отгадывают загадки и отдают ленточки). Итак, все справились. Замечательно. На этом простой игре мы убедились, как можно создать ситуацию успешности каждому ребенку, подбирая задания в соответствии с его возможностями. Почувствовав уверенность в себе, у ребенка появится желание и потребность побывать еще раз в ситуации победителя. Это послужит мотивом для дальнейшего стремления к приобретению знаний, умений. Тематика упражнений разнообразна: описание предмета, закрепление лексической темы, рассказывание стихотворения по очереди. Загадки в данной ситуации используются для реализации принципа минимакса, а именно соответствие уровня сложности заданий возможностям детей, учет индивидуальных особенностей детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и творческой деятельности.