Антонина Никитина
Занятие по психологии с детьми подготовительной группы на тему «Эмоции»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия по психологии с детьми подготовительной группы на тему
«Эмоции»
Тема: Эмоции.
Цель занятия : ознакомить детей с эмоциями человека, с формами проявления эмоций.
Задачи:
Публикация «Занятие по психологии с детьми подготовительной группы на тему „Эмоции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
• научить ребенка исследовать свои эмоции для того, чтобы лучше понимать себя и других и правильно выражать свои чувства;
• развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
• научить проявлять положительные эмоции.
Тип, вид занятия :
Комбинированный
Планируемые результаты (предметные) :
Знать: что такое эмоции; о важности и необходимости понимания собственных и чужих эмоций; различные способы выражения эмоций.
Уметь: выражать свои эмоции с помощью мимики и жестов; «прочитывать» эмоции других людей;
Универсальные учебные действия (метапредметные) :
Регулятивные: исследовать и понимать свои эмоции, оценивать степень положительности-негативности эмоций.
Познавательные: Научатся: распознавать эмоции и эмоциональные состояния, отличать одну эмоцию от другой, понимать какой посыл несут в себе различные эмоции.
Коммуникативные: понимать и осознавать информацию, которая отражена в эмоциях другого человека. С помощью эмоций подавать невербальные сигналы, передавать информацию, выражать свое отношение к кому и чему-либо. Уметь участвовать в эмоциональном диалоге в жизненных ситуациях, правильно выражать свои эмоции и чувства.
Личностные: выработать эмоциональный интеллект как качество личности, помогающее находить общий язык с людьми, выражаться.
Основные понятия: эмоции, удивление, обида, радость, жест
Образовательные ресурсы:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация на тему : «Угадай эмоцию», набор карточек с названием эмоций, листы бумаги.
Сценарий занятия.
I этап: Организационный момент.
Все стоят в кругу.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Такими словами мы приветствуем друг друга при встрече. Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, здоровья, добра и радости! А когда у нас все хорошо, то и настроение у нас – хорошее!
Если у Вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении (дети отвечают)
Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом и улучшить настроение. Поднимите большой палец правой руки те, у кого сейчас хорошее настроение и кто готов им поделиться с остальными, а теперь все, кто поднимал палец, образуют круг, в центр которого встанут те, у кого сейчас не очень хорошее настроение. Игроки с хорошим настроением будут посылать свои улыбки в центр круга. Итак, от улыбки станет всем светлей и теплей. Наша лучистая и теплая улыбка может улучшить всем настроение!
Если не окажется детей с плохим настроением, то стоящие в кругу дети посылают улыбки друг другу. После этого все садятся за столы по группам.
II этап: Актуализация знаний.
- Ребята, а теперь скажите, пожалуйста, мы сейчас подарили друг другу улыбки, а что вы при этом испытали? (отвечают дети)
Молодцы!
- А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску и в данной цепочке букв найдите слова и прочитайте их.
Что означают эти слова? (дети отвечают)
Молодцы! Но, ребята, у нас сегодня не простое занятие, а волшебное. Мы с Вами сегодня станем чувствоведами.
А как вы думаете, кто такие чувствоведы? (дети отвечают)
Чувствоведы, это те люди, которые ведают чувствами, хорошо разбираются в своих и чужих эмоциях. Сегодня мы проводим конкурс, на котором вам будут предложены задания для проверки того, насколько хорошо вы разбираетесь в эмоциях! Давайте с вами разделимся на команды. (делимся на команды)
Педагог записывает название команд на листочках и вывешивает на доску.
III этап. Изучение нового материала.
Знакомство с новым термином «Эмоции».
Ребята, как вы уже успели догадаться, тема нашего сегодняшнего урока «Эмоции».
Мы должны с вами научиться определять эмоции людей, научиться управлять своими эмоциями ну и конечно же научиться проявлять положительные моции.
Как вы думаете, что такое эмоции (дети отвечают)
Итак, эмоции – это то, что переживают и чувствуют как животные, так и люди. Радость, печаль, грусть, страх, удивление — все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности
Вспомните, когда Вы в последний раз сильно удивлялись (дети отвечают)
Удивление — это самая кратковременная эмоция. Удивление возникает внезапно. Если у вас есть время подумать о событии и порассуждать о том, удивляет вас произошедшее или нет, значит, вы не испытали удивления. Вы не можете удивляться долго, если только поразившее вас событие не открывается для вас своими новыми неожиданными гранями. Удивление никогда не растягивается. Когда вы перестаете испытывать удивление, то оно исчезает зачастую так же быстро, как и возникло.
А бывает ли, что Вы обижаетесь? Что обычно Вас обижает (дети отвечают)
Обида – несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, которое вызывает переживание гнева к обидчику и жалость по отношению к себе.
Расскажите, какие события вас могут обрадовать. Как можно Ваше настроение сделать радостным? (дети отвечают)
Радость – чувство удовлетворения, удовольствия, веселого настроения и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти, печали.
Итак, вы способны в разных ситуациях после некоторых событий испытывать определенные эмоции. Когда происходят для нас приятные события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции – радость, счастье, удивление, удовольствие. Неприятные события и неисполненные желания вызывают у нас отрицательные эмоции – грусть, обиду, страх, злость.
А как вы думаете, все ли эмоции важны (дети отвечают)
Если бы не было эмоций, мы бы не смогли оценивать различные ситуации. Хорошо это или плохо. Благодаря эмоциям мы можем осознать, что нам нравится, а что нет. Что вызывает у нас грусть, а что радость.
2. Игра «Передай эмоцию».
Ребят, а давайте сейчас поиграем!
Команды строятся в шеренги. В каждой шеренге в затылок друг другу стоят члены одной команды, которые будут передавать без слов, по очереди определенную эмоцию. При передаче эмоции не разговаривать и не поворачиваться друг к другу лицом, пока к вашему плечу не прикоснутся. Последний в шеренге игрок, получив эмоцию, поднимает руку. Это значит, что команда выполнила задание. Какую эмоцию надо передавать, я покажу на карточке первому игроку каждой шеренги.
Педагог выдает первым участника каждой команды по карточке с названием эмоций. После состязания выясняет у команд (от последнего игрока к первому, какая эмоция передавалась. Победительницей становится та команда, которая быстрее всех передала эмоцию, и не исказила ее в процессе передачи. Ей присваивается два балла. Если команда была точной, но не быстрой, она получает один балл. Состязание проводится в два-три раза. Полученные в течение всего конкурса баллы каждой команды фиксируются на доске. После каждого состязания подводятся итоги конкурса.
-Ребята, сейчас мы с Вами в данном конкурсе что делали? А с помощью чего мы с Вами угадывали эмоции другого человека? (угадывали эмоции других людей с помощью жестов и мимики)
А как вы понимаете, что такое жесты? (дети отвечают)
Молодцы!
Жест - некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
А что же такое мимика (дети отвечают)
Правильно!
Мимика – это выражение лица, при котором человек выдаёт свои внутренние ощущения, переживания, чувства, настроение, эмоции и другие душевные качества.
3. Задание «Список Эмоций»
Ребята, вы не устали играть?
А давайте проверим, какая команда знает больше всех эмоций!
За 3 минуты игроки каждой команды на одном листочке напишут как можно больше эмоций.
Через 3 минуты собираются листочки, зачитываются записи и присваиваются командам баллы в зависимости от количества эмоций.
Какие вы молодцы! Все справились с заданием!
IV этап: Закрепление изученного.
Работа в классе. Задание «Угадай эмоцию».
А давайте мы посмотрим, кто как усвоил сегодняшний урок?
Вашему вниманию будут представлены картинки с различными эмоциями, и вам нужно будет отгадать, что за эмоция представлена.
Пожалуйста, если вы знаете ответ, поднимайте руки.
Молодцы!
Задание «Сценки»
И наконец, у нас осталось очень интересное задание! Под названием «Сценки».
И мы определим, какая команда является настоящими чувствоведами!
Команды готовят и показывают сценку, где герои испытывают разные эмоции. После показа сценки зрители угадывают эту эмоцию.
Педагог раздает детям карточки со сценками и эмоциями :
1 сценка для 1 команды (Девочка приходит домой и слышит собачий лай, сначала она пугается (эмоция страха, но потом приходит её мама с щенком на руках и говорит, что это подарок для неё на день рождения. Девочка сначала удивляется (эмоция удивления, а потом радуется (эмоция радости).
2 сценка для 2 команды (Папа говорит дочери, что она не пойдет кататься на аттракционах (эмоция гнева у дочери). Вместо этого они с отцом пойдут собирать дождевых червей для того, чтобы пойти на рыбалку (эмоция отвращения у дочери). Дочь говорит, что не хочет никуда идти и отец расстраивается (эмоция печали).
Каждая команда должна будет изобразить сценку с данными ей эмоциями.
Процедура состязания: команда показывает сценку, участники других команд называют показанные эмоции, затем озвучиваются правильные ответы и присваиваются баллы. Если эмоции героев были указаны верно, то по 1 баллу за каждую получает как и та команда, которая угадала, так и та, которая показала.
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Молодцы! Вы проделали большую работу сегодня! А пока подсчитываются баллы, давайте с вами обсудим.
Какие эмоции мы с Вами сегодня изучили (дети отвечают)
Радость, счастье, грусть, печаль, удивление, безразличие.
С помощью чего можно выражать свои эмоции?
Мимика и жесты.
А сейчас давайте определим ваше эмоциональное состояние в конце урока. Нарисуйте, пожалуйста, смайлики на ваших листочках.
Позвольте мне вместе с вами закончить наше занятие словами : «Я счастливый! Я радостный! Я получил много удовольствия от общения!»
Вам, дорогие ребята, я хочу пожелать быть хорошими чувствоведами, а вам, дорогие гости – испытывать только положительные эмоции в этой жизни!