Ольга Иванова
Проект по вязанию «Волшебная веревочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно – речевому развитию детей № 20 «Надежда»
Городского округа «Город Якутск» 677008 РС (Я)
Методическая разработка
«Волшебная веревочка»
Воспитатель: Иванова Ольга Владимировна
г. Якутск
Оглавление
1. Введение
2. Описание
3. Рекомендации по обучению вязанию на пальцах
Публикация «Проект по вязанию „Волшебная веревочка“» размещена в разделах
- Вязаные игрушки и пособия для детей
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
4. Рекомендации по технике безопасности
5. Литература
Введение
Вязание — это отрасль народно-прикладного творчества, которая может иметь не маловажную роль в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с задержкой развития речи (ЗРР).
Вязание на пальцах является очень полезным занятием для мелкой моторики. Работа с пряжей помогает детям осуществлять самомассаж кончиков пальцев, на которых находится множество нервных окончаний, таким образом, стимулировать работу центральной нервной системы и мозга.
Вязание на пальцах помогает в коррекции внимания, повышает усидчивость, развивает совместную деятельность, навыки коммуникации, самостоятельность.
Цель:
Развитие мелкой моторики пальцев рук через овладение детьми техникой вязания руками.
Задачи:
Обучающая:
Познакомить с историей по рукоделию и учить детей осваивать разные виды и способы вязания на пальцах.
Развивающая:
Развивать мышцы кистей рук, координацию движений, ловкость, глазомер, творческую активность.
Воспитательная:
Формировать положительные эмоции, воспитывать художественный вкус, радость от совместного творчества.
Психолого - педагогические условия: игровые методы и приемы, создание форм организаций творческой деятельностью и атмосферы доброжелательности.
Принципы содержания:
1. Личностно – ориентированное взаимодействие, учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, стимулирующая творческую активность ребенка. В процессе совместной творческой деятельность (дети – дети, дети – родители, дети – педагог).
3. Вовлечение ребенка в творческий процесс, использования разных методов и форм обучения в работе.
5. Деятельность- переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстника к совместному, самостоятельному вязанию.
Содержание ориентировано на знакомство детей с историей вязания, инструментами и материалами для работы, возможностями освоения разных видов (воздушная петля, столбики с накидом и без накида) и способов вязания пальцами (прямое вязание; треугольное вязание : от угла к углу; круговое вязание и т. д.).
Возраст детей, в реализации данного проекта 5-6 лет. Это определяется значительным ростом психофизических возможностей, особенно активно развивает мелкие мышцы кистей рук, осуществляет самомассаж кончиков пальцев, где находится множество нервных окончаний, таким образом, стимулируется головной мозг и работа центральной нервной системы и желание проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Описание
При выборе вязание пальцами рекомендуется брать толстую пряжу, так как удобно вязать и держать. С такими пряжами легче работать, они менее путаются, легче замечать ошибки и спущенные петли. Хлопковая пряжа плотная и не эластичная. Экопряжа состоит из льна и хлопка, тоже плотная и не эластичная. Шерстяная пряжа более легкая, и более эластичная, некоторые дети могут испытывать аллергию. Синтетическая пряжа они прочны, долговечны. Правильный выбор пряжи не только облегчает процесс вязания, но и определяет долговечность и комфорт работы.
1. Работа начинается с петельки. Завязываем скользящий узелок, делаем небольшую петлю, чтобы она свободно надевалась на большой палец.
2. Надеваем петлю на большой палец левой руки, чтобы кончик пряжи лежал на левой руке большого пальца, а рабочая нить была в правой руке. Руку держим ладонью к себе.
3. Одеваем пряжу между указательным и большим пальцем, выводим пряжу между большим и безымянным пальцем и петля уходит за мизинец.
4. Теперь проведите рабочую нить в обратном порядке: перед мизинцем, потом за безымянным пальцем, затем перед средним пальцем и за указательным пальцем.
5. Затем свободно положите рабочую нить поперек всех четырех пальцев, слева направо чуть выше предыдущих нитей.
6. Берем пальцами правой руки за нижнюю нить, одеваем на указательный палец, потяните ее вверх, чтобы она прошла над верхней нитью и проденьте кончик указательного пальца под эту петлю. Нить оказывается на тыльной стороне, а на стороне ладони остается только поперечная нить. Продолжайте таким образом со всеми четырьмя пальчиками.
7. Рабочую нить снова проложите поперек пальчиков только теперь справа налево, от мизинца к указательному пальцу.
8. Начиная с мизинца, проведите нижнюю петлю поверх рабочей нити, и проденьте в нее пальчик. Продолжайте делать это до самого указательного пальца.
9. Повторяйте шаги 5-8 раз, пока не получите требуемую длину. Вязаное пальцами полотно будет выглядеть как чулочная вязка. Оно должно сворачиваться в трубочку.
10. Закончите вязание у мизинца. Снимите петлю с указательного пальца и наденьте ее на средний палец, теперь перекиньте нижнюю петлю через верхнюю петлю и через пальчик.
11. Продолжайте таким образом по всем пальцам, пока не дойдете до последней петельки. Теперь отрежьте нить, проденьте ее через последнюю петлю и туго протяните, чтобы закрепить. Закрепите и обрежьте нить в начале вязания, там, где петля.
Рекомендации по обучению
Продолжительность реализации занятий – 1 год.
Предусматриваются 2 этапа работы:
1 этап. «Простая веревочка» (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)
2 этап. «Волшебная веревочка» (январь, февраль, март, апрель, май)
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 5 человек.
Дни занятий воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается 2 раз в неделю, но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий с группой детей – не более 15-20 минут. Такая форма организации досуговой деятельности для детей с ОВЗ и ЗРР позволяет учитывать индивидуальные особенность каждого ребенка, его желания, состояния здоровья и другие возможные факторов. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, постепенно приучая ребенка к самостоятельности. Не должно быть отвлекающих факторов, желательно чередовать занятия по развитию речи, внимания, памяти, мышления. Чтобы ребенку было легче удерживать внимание, не забываем про «переменки» через 8-10 минут после начала занятий поиграйте в подвижные игры, делайте несколько физических упражнений.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки, гимнастику для глаз.
Формы проведения занятий различны, теоретические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, занятие-сказка и т. д. Практические занятия: индивидуальный подход каждому ребенку, подготовка и проведение выставок, конкурсов детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
После 1 этапа дети владеют элементарными умениями в работе нитками и простейшими инструментами ножницами. А также различать шерстеную нитку от синтетики, уметь вывязывать пальцами цепочку из воздушных петель, выкладывать узоры, буквы, цифры из вязаных цепочек.
После 2 этапа дети выполняют вязание разных видов изделий, осваивают разные способы вязания : прямое вязание, круговое вязание и треугольное вязание и т. д. А также экономно расходовать материал, бережно обращаются с инструментами и поддерживать порядок на рабочем месте. Вязание на пальцах для детей с ОВЗ и ЗРР помогает в развитии личности, к подготовке самостоятельной жизни, расширяет возможности социальной адаптации. Навыки детей в рукоделии формируются в процессе систематических занятий и интересом времяпровождение. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию познавательной деятельности.
После проведения этапов занятий обучения с детьми определенных знаний, умений и навыков, успехов повышает эмоциональный фон ведет к оздоровлению, а полученные навыки и знания пригодятся детям в дальнейшей жизни.
Рекомендации по технике безопасности
1. Знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами;
- брать без разрешения;
- хранить ножницы в указанном месте;
- при работе быть внимательным, следить за направлением разрезания;
- не держать ножницы лезвием вверх;
- не оставлять ножницы где попало, с открытым лезвием;
- не резать ножницами на ходу;
2. Правильно сматывают клубок;
- контролировать натяжение нити;
Вывод
Вязание на пальцах предоставляет возможность вести практическую и психологическую подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия. В ходе обучения дети овладевают трудовыми навыками. Развивает координацию движений, восприятие, мыслительные операции, речи, повышает усидчивость и внимание. При обучении дети приобретают навыки правил безопасного обращения с инструментами и применять их практической деятельности. Вязание создает положительный эмоциональный фонд, которая ведет к оздоровлению и к трудовым навыкам.
Литература
1. Творческое развитие для детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности. Методическое пособие. ФГОС
Автор: Леонова Наталья Николаевна по редакцией: Кондратовская Н. Б.
издательство: Детство- Пресс, 2022 г. серия: Коррекционная педагогика
2. Начинаем вязать спицами и крючком
Автор: Эльвира Алексеевна Фомичева, издательство: Просвещение, 1991
3. Мастер – класс
Автор: LiveJournal https://master-klass.livejournal.com
4. Для тех, кто вяжет
https://ru-knitting.livejournal.com
5. Как вязать на пальцах?
Автор: Дарья Верещагина, Pinterest, https://ru.pinterest.com
6. Палец Вязание
Автор: Jean Spirit #hands#instagram