Поповкина Любовь Михайловна
Консультация «Учимся играть вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
для организации работы с родителями, направленная на формирование
позитивных детско-родительских отношений
«Учимся играть вместе»
Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой
деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для
развития интеллектуально-познавательной деятельности.
2. Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии
Публикация «Консультация „Учимся играть вместе“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
игры на развитие коммуникативных способностей у детей.
3. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с
собственным ребенком.
Участники: родители, воспитатели.
Ход мероприятия:
Звучит песня «Куда уходит детство».
Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас! Прошу Вас оценить нашу встречу. Перед вами лежат смайлики, выберите тот смайлик, который отразит ваше настроение во время родительского собрания.
Эта тема «Учимся играть вместе», выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. По мнению известного психолога А. С. Выготского, игра это ведущий вид деятельности ребенка. Ведь играя, ребенок развивает все психические процессы: речь, память, воображение, мышление, внимание. Игра может даже воспитывать ребенка, а также может служить средством социализации. В процессе игры происходит саморазвитие личности. Игры учат ребенка общаться, помогают вступать в контакт с людьми. Ребенок учится
уступать другому ребенку, старается учитывать его интересы. Во время игры дети учатся решать конфликты.
Играя, ребенок получает множество позитивных эмоций. Он радуется, удивляется, может быть даже злиться, но эти эмоции тоже нужно уметь пережить. Для ребенка очень важно, чтобы с ним играли, и еще более важно, чтобы играли его родители. Просим вас уделять своему ребенку время не только, когда вы его кормите, купаете и укладываете спать, но и когда ваш ребенок играет. Играя со своим ребенком, вы делаете его счастливым.
Этот вопрос актуален в наше время, так как в современном мире дети все
чаще играют одни: в телефоны, планшеты или смотрят мультики без ограничения во времени. Да и родители зачастую и не знают, во что же можно поиграть со своим ребенком. Для ребенка очень важно, чтобы с ним играли, и еще более важно, чтобы играли родители.
Существует несколько видов игр.
Одна из них - сюжетно-ролевые игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например: «Детский сад», «Больница», «Дочки-матери», «Магазин», «Железная дорога». Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Однако без руководства взрослого даже старшие дошкольники не всегда умеют играть. В детском саду мы, воспитатели, играем с детьми. А дома может кто-то из старших членов семьи включиться в игру, и стать связывающим звеном между детьми, учить их играть вместе. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. К этой группе относятся театрализованные игры, которые очень нравятся детям, и они
с большим удовольствием принимают активное участие в них.
Театральные игры - куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр.
- Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)
Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль. Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.
Музыкальные игрушки - Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки?
Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.
А так же существуют игры с правилами. К ним относятся: дидактические,
настольные, подвижные, строительные игры.
Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.
Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, их физическому развитию. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.
Конструкторские игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками.
Настольные игры: лото, домино, шашки, шахматы, парные картинки и др.,
открывают перед детьми возможность получить удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер. Несмотря на то,что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьей, чтобы все партнеры были равны в правилах игры Вам нужно научиться понимать характер и особенности каждого вида игр.
Посоветуем вам несколько интересных и взрослому и ребенку игр.
Прятки – известная игра всех времен. Помимо стандартного варианта этой забавы, мы предлагаем вам воспользоваться еще одним – прятаться не самим, а прятать предмет, например, любимую игрушку ребенка. При ее поиске можно помогать малышу словами: «холодно», «теплее», «горячо» и так далее. Естественно, чем горячее, тем ближе цель. Когда же прятать предмет будет ребенок, вы попробуйте отыскать его без подсказок.
Игра в «Съедобное — несъедобное». Суть ее, напоминаем, сводится к тому, что когда назвали что-то съедобное и бросили мяч – его надо ловить, когда не съедобное – нужно отбивать.
Домино – старая настольная игра с довольно простыми правилами. Конечно, для игры с ребенком необходимо использовать не взрослый набор, а детский. Их выбор сейчас довольно широк: можно легко найти домино с персонажами любимого мультика или сказки. Из практики можем сказать, что ребенку не составит труда понять суть игры, и вы вместе весело проведете время. Настольные спортивные игры – хоккей, баскетбол, футбол.
Крокодил – игра, которая больше подойдет для ребенка старше 4 лет. Однако пробовать можно и раньше. Суть игры в том, что один рисует загаданное слово, а другой как можно быстрее старается его угадать. Из опыта, скажем, что чем младше ребенок, тем вероятнее, что выигрывать будет он – взрослому обычно сложно с ходу понять то, что изображает малыш на бумаге. Если вы собираетесь с семьей в поездку, скоротать время в дороге можно следующим образом, например: один из родителей ведет машину, другой считает обгоняющие их красные автомобили, а ребенок - такие же, идущие навстречу. Можно считать машины определенной марки, определенной величины и т. д.
Чего не стало? Поставьте на стол десять игрушек в ряд. Предложите ребенку
пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы:
- Игрушек стало больше или меньше?
- Какие игрушки исчезли?
- Какими они были по счету?
Игра «Назови соседей». Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ.
Чудесный мешочек - на столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышит хлопков, и положить рядом соответствующую карточку с цифрой или нужным количеством кружочков. Потом можно поменяться ролями.
- Уважаемые родители, мы предлагаем вам необычное задание: вспомните ваши
семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете так, как сказано, то
выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.
- Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.
- Рассказываю о своих играх в детстве.
- Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком.
- Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные
варианты игры.
- Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду.
- Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время
игры или игрушки.
- Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме
присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра - это самое интересное в
жизни ребёнка.
А сейчас мы ещё немного поиграем. Мы вас познакомим с
доступными играми, в которые можно поиграть с детьми дома.
Игра «Дорисуй». Направлена на развитие воображения.
Ещё одна игра, в которую любят играть ваши дети – игра «Чудесный
мешочек». Игра развивает память, образное мышление, учит узнавать предметы по характерным признакам. В мешочек можно поместить различные предметы, овощи, фрукты, геометрические фигуры, образцы материалов различных по свойствам.
Перед тем как перейти к следующей игре, мы хотим, чтобы ваши пальчики
отдохнули. Ваши детки очень любят играть пальчиками. Это очень полезно, пальчиковые игры и упражнения развивают мелкую моторику рук, память, ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
Существует очень много доступных игр, в которые вы можете поиграть с детьми прямо на кухне.
Игра «Помоги Золушке». Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно смешать несколько круп и отобрать одну крупу от другой.
Игра «Тесто». Замесить тесто традиционным способом, лепить из него всё, что захочется.
Игра «Макаронные изделия». Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета. Нанизывать на шнурок макаронные изделия, получая при этом бусы.
Игра «Одноразовые стаканчики». Можно вставлять один в другой, делать
пирамиды различной высоты.
- Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Предлагаем вам самим изготовить художественную аппликацию из различных круп, макарон, чтобы дома вы смогли это сделать со своими детьми. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам
материалы для работы (под музыку родители выполняют аппликацию).
- Обязательно расскажите дома детишкам и сделайте ещё лучше вместе с ними!
Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и
правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах. И в заключении хотим вам сказать:
«Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра –прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком!»
И в завершении хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы
нашли время прийти на нашу встречу.