Таисия Климина
Нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Нетрадиционные техники рисования».
«Творчество значит изобретать, экспериментировать,
расти, идти на риск, нарушать правила,
делать ошибки и получать удовольствие!».
Мэри Лу Кук.
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Занятия изобразительным искусством тренируют мышцы, учат согласованности глаза и руки. В искусстве ребёнок социализируется, у него развивается воображение. Потребность в рисовании у детей заложена на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они наблюдают за ним, его изучают.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Нетрадиционные методики привлекают детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Путь в творчество имеет для детей множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Занятия с использованием нетрадиционных техник развивают уверенность в своих силах, способствуют снятию детских страхов, учат детей свободно выражать свой замысел, побуждают детей к творческим поискам и решениям, учат детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами, развивают мелкую моторику рук, творческие способности, воображение и полёт фантазии, воспитывают уверенность в своих творческих возможностях.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Рисовать можно чем угодно и как угодно.
Существуем много техник нетрадиционного рисования, остановимся на некоторых из них:
Рисование пальчиками («Пальцевая живопись»)
Рисование ладошками («Пальцевая живопись»)
Оттиск поролоном, оттиск смятой бумагой, отпечатками листьев и т. п.
Штампование
Ребенку может понравиться "штамповать" предметы или таким способом "нарисовать" что-нибудь. "Штамповать" можно любые предметы, это могут быть кубики (набор геометрических фигур) или резинка на обратной стороне карандаша и т. д.
Монотипия
Эта техника хорошо подходит для открыток. Нанесите на стекло (или любой другой материал, не впитывающий краску) разноцветные полосы или узор. Теперь приложите сверху лист бумаги и слегка придавите. Снимите со стекла лист и рассмотрите отпечатанный рисунок.
Набрызг
Интересные эффекты и изображения могут получиться, если сбрызгивать краску с кисточки или зубной щётки на лист бумаги. То же самое можно проделывать, положив на лист какой-либо предмет. Тогда вокруг предмета будет "точечный фон", а изображение предмета будет бесцветным.
Ниткография
Попробовать использовать в качестве дополнительного средства рисования нитки. Хорошо получается рисовать извилистые линии при помощи шерстяных ниток от распущенного изделия.
Кляксография
Капнуть и дать растечься краске по листу. В центр кляксы можно подуть через трубочку. Изображения из кляксы можно сделать зеркальными, если сначала сложить лист пополам (или скрутить его, затем расправить и капнуть на него краской. Теперь снова складываем лист и слегка прижимаем. Дальше — дело вашего воображения. Смотрите, на что похожи кляксы, и дорисовывайте необходимые детали.
Граттаж «цап-царап»
Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.
Зентангл
Слово «зентангл» (англ. «zentangle») состоит из двух слов: «zen» («дзен») и «tangle» («сплетение, клубок»). Форма изображения ограничена квадратом, а вариантов узоров существует огромное множество. Процесс создания зентанглов называют зентанглингом.
Поскольку этот метод рисования запатентован авторами (Мария Томас, Рик Робертс, у него есть определенные правила-признаки, по которым можно определить классический зентангл: рисунок абстрактен; выполняется на маленьких белых квадратах (9х9 – классический размер); используются черно-белые цвета; в процессе рисования нельзя использовать ластик, вспомогательные линейки, трафареты или другие средства – всё от руки (единственный момент, когда используется карандаш и ластик, — это начальное определение границ рисунка, которые после окончания и нужно будет стереть).
Дудлинг
Дудлы переводится дословно как «каракули, закорючки», и явление это сформировалось в отдельное направление рисунка сравнительно недавно.
Основа дудлинга — это рисование линий, точек, черточек в различных сочетаниях. Дудлинг это интуитивная линейная графика, иногда это очень простые узоры, похожие на детские каракули, а порой весьма изощренные и детализированные композиции.
5 основных типов дудлеров: «словесный дудлер» — тот, который пишет слова, и много раз их обводит, возможно, как-то украшает; «дудлер-абстракционист» — здесь можно увидеть всевозможные геометрические фигуры, узоры без выраженной формы, как поток сознания; «дудлер-реалист» — в противоположность предыдущему рисует объекты, которые вполне можно узнать, как правило, такие дудлеры имеют навыки художника и неплохо рисуют; «дудлер-пейзажист» — этот рисует всякие цветочки, травку, горы, реки и т. п., для него характерны природные мотивы, он концентрируется на красоте внешнего мира; «дудлер-портретист» — эти авторы любят рисовать людей, глаза, лица.
Маркблинг
В переводе мраморирование. Он может быть не только на бумаге, но и на ткани, дереве и вообще по большому счету на всем, что можно засунуть в ванночку с водой.
Существует несколько техник, одни их самых известных это турецкое эбру и японское суминагаши.
Все техники объединяет то, что рисунок переносится с поверхности воды на бумагу или другой материал и каждый рисунок уникален, то есть повторить один в один его не получится. Меня привлекает именно эта идея фиксации уникального момента). Японская техника. В ней на поверхности воды выкладывают картонные кружки и наливают на них краску. В результате в процессе движения кругов, краска оставляет за собой живописные разводы из которых и получается потом рисунок. Либо просто последовательно капается на поверхность тушь, расходясь по поверхности кругами. Не используется никаких загустителей, следовательно краска должна держаться на поверхности воды, японцы используют нерастворимую цветную тушь.
Для переноса используют рисовую бумагу — она хорошо впитывает краску и при этом сравнительно тонкая. Говорят, в Японии любят так делать визитки, потому что каждый рисунок получается уникальным и необычным.
Пуантилизм
Слово «Пуантилизм» произошло от французского слова, что означает «точка».
«Пуантилизм» (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионизм Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста. Но, чем же тогда отличается пуантилизм от техники рисования тычком или, например, пальчиковой живописи? Кроме очевидного, на первый взгляд (точечность, пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками и подразумевается, что смешение красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если глянуть издалека, то сразу видна картина целиком. То есть, рисуя дерево, мы на ствол можем нанести красные, зелёные, жёлтые точки (получаем коричневый цвет, а крону нарисовать жёлтыми и синими точками) зелёный, или взять красный и жёлтый (осеннее дерево).
Особенность техники "пуантилизм"- это отказ от смешения красок на палитре, использование точечных мазков чистых цветов, смешение которых происходит на некотором расстоянии. Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков. Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.
1. На бумаге рисуем простым карандашом шаблон рисунка.
2. На ватную палочку наносим краску, предварительно разбавленную небольшим количеством воды.
3. Обводим рисунок по контуру, обмакивая ватную палочку в краску.
4. Заполняем точками по всему рисунку. Если нужен объём: с краю часто, в центре редко ставим точки ватными палочками.
5. Когда вся фигура заполнена, ребенку можно дать задание оформить все пространство вокруг фигуры.
Фотокопия – рисование свечой и многое другое
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость.
Занятия с использованием нетрадиционных техник имеют следующую структуру:
- Мотивация детей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог выступает в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
- Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества. Пальчиковая гимнастика подбирается в соответствие с используемыми техниками на данном занятии, например:
Речевое сопровождение Движения рук
1. КОРОБОК
Коробок от спичек
Для деток-невеличек,
Не спички будем зажигать,
А картинки рисовать.
Катать не сможем коробок,
Но сможем взять за уголок.
Цветы будем рисовать,-
Ребром плотно прижимать. Поворачивание коробка вокруг своей оси, держа двумя пальцами за ребра.
Имитация поджигания спичек.
Имитация оттиска ребра.
Попытка прокатить по ладошке.
Взять двумя пальцами за углы по диагонали.
Имитация оттиска ребра уже по кругу.
2. ЗУБНАЯ ЩЕТКА
Щетку мы в руках сжимали,
И ладошками катали.
В руку щетку мы возьмем,
Массаж пальчиков начнем.
Теперь руку поменяем,-
Массаж пальцев продолжаем.
Каждый пальчик по порядку,-
Вот для рук у нас зарядка.
Вертикальное зажатие щетки ладонями и совершение вращательных движений.
Взятие щетки в правую руку,
Растирание щетиной пальцев левой руки.
То же самое, поменяв руки.
Поменять руку, Поменять руку.
3. ПЕЧАТКИ (морковь)
Не морковку будем грызть,
Не возьмем сегодня кисть,
Печатью будем рисовать,
Морковью оттиск создавать,
Пальчики мы разомнем
И рисовать сейчас начнем. Погрозить пальчиком правой руки
погрозить пальчиком левой руки,
Имитация оттиска на правой ладони,
Имитация оттиска на левой ладони.
Зажав печать между ладонями - покатать.
4. ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ
Ватной палочкой играем,
Дружно пальчики считаем:
1, 2, 3, 4, 5 -
На пальцы будем нажимать.
Пальчики и палочки -
Наши выручалочки. Держать двумя пальцами за середину, поворачивать вокруг своей оси, передавая в другую руку.
Нажимать концом палочки на подушечки пальцев поочередно, со сменой рук.
Зажать палочку между ладонями, повращать.
5. ЗУБОЧИСТКА, ШПАЖКА
(при технике граттажа)
Продавливать рисунок сложно,
Но научиться тоже можно.
Зубочистки- палочки,
Наши выручалочки.
Ладошки наши разминают,
Рисовать нам помогают.
Легкий нажим на каждую из ладоней поочередно (либо на поверхность стола).
Вращение между ладонями.
6. ШАРИКИ (бусинки, камушки)
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки,
Быть послушными учу
Пальчики, ладошки.
Круговые вращения шариков между ладонями.
7. НИТКА
С нитью знакомиться мы будем.
Пока на пальчик ее накрутим.
Нитки о себе расскажут,
что умеют, все покажут:
Иголкой шить они умеют,
И рисовать даже сумеют,
Два листочка им нужны,
Гуашь и тушь тоже важны. Натянуть, взявшись двумя пальцами за концы.
Накрутить на указательный палец правой руки. Раскрутить.
Намотать на другой палец.
Имитация шитья.
Вращение ниткой на раскрытой ладошке.
Закрыть сверху ладонь с ниткой другой ладонью. Перевернуть сомкнутые ладони.
8. ГУБКА
Губка- значит поролон,
И капризный же он.
Быстро впитывать умеет
И темнеет, тяжелеет.
Зато рисунок получаем нужный-
Очень легкий и воздушный.
Сжатие губки в кулак, попеременная передача из рук в руки в ритме стиха.
9. КОКТЕЛЬНАЯ ТРУБОЧКА
Трубочкой коктейль мы пьем.
И рисунок создаем.
Посмотри, посмотри-
Получились пузыри.
В морских глубинах жизни нет?
Тогда возьмите трафарет. Держать трубочку подушечками пальцев, имитировать высасывание.
Одной рукой держать трубочку, другой - приставить к противоположному краю трубочки ладонь (из пальцев шар или круг). Растирание трубочками между ладошками.
10. ПАЛЕЦ, ЛАДОНЬ, КУЛАК
Наши руки нам расскажут,
Все умеют, все покажут,
5 их на моей руке.
Рисовать могут и всегда помогут:
Пальцев подушечки рисуют ватрушечки.
Наши кулачки рисуют пирожки.
И ладошки рисуют у нас.
Рисунок просто высший класс. Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук.
Поочередное разгибание пальцев из кулачка одной рукой, затем другой.
Поочередное соединение подушечек пальцев с большим пальцем.
Кулачек на ладошку поочередно, «слепить» пирожок из ладошек.
Волнообразное прикладывание верхней ладони к нижней (в горизонтальном положении ладоней).
Кулак с поднятым большим пальцем.
11. СВЕЧА
Свеча для нас хороший друг,-
Тепло и свет дает вокруг,
И, также можем мы сказать,
Свеча умеет рисовать.
Из воска состоит она -
Не зря в рисунок нам звана.
Воск след умеет оставлять,
А краски будут проявлять. Растирание между ладошками свечи.
Проведение свечой по каждому пальчику и ладони ведущей рукой.
Свеча в левой руке, проведение по ней от начала до конца указательным пальцем с последующей сменой рук.
Волнообразное рисование свечи в воздухе.
Отложить свечу, ладони от себя, показать плоскость.
12. МЯТАЯ БУМАГА
Листок бумаги мы сминаем
И в шарик дружно превращаем.
Мятой бумаги комочек
На ежика похожий очень.
Не дадим ему скучать, мы их будем рисовать
Сминать листок бумаги.
Катать шарик из бумаги.
Имитация тычкования получившимся бумажным шариком на ладони ведущей руки.
- Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании, дизайн - творчестве.
- Выставка - презентация детских работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
Для успешной реализации поставленных задач, работа нетрадиционными техниками предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов для изотворчества.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Рекомендуется использовать на занятиях по нетрадиционному рисованию музыкальное сопровождение, чтобы создать выразительность художественного образа и развивать творческие способности.
Имея опыт рисования разными способами, дети уже сами могут предлагать, им стоит только предложить тему рисования.
Таким образом, практика показывает, что творчество ребёнка безгранично, только стоит правильно направить возможности и фантазию ребёнка, как творческий потенциал возрастёт.
Литература
1. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ по спец. 2002 и 2010/Под ред. Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой. - М., Просвещение, 1979. – 272 с., 4 л. ил.
3. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., “Просвещение”, 1976.
4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – Спб. : КАРО, 2008. 96 с. + 16с. цв. вкл.
5. Вербенец А. М., Вершинина Н. А., Горбова О. В., Немченко Л. В. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. - М. : Центр пед. образования, 2008. - 112 с.
6. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. -М. : Педагогическое общество России, 2005. -144 с.
7. Иванова О. Л., Васильева И. И., Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011
8. Грибовсская А. А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2009
9. Калинина Т. В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб. : Речь, Образовательные проекты; М. : Сфера, 2009