Екатерина Ячикова
Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями
Пояснительная записка.
Методическая разработка посвящается проблеме взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. Данный материал будет полезен педагогам образовательных учреждений для активизации взаимодействия с родителями воспитанников через использование инновационных технологий. Фасилитативные технологии могут использоваться на родительских собраниях, групповых консультациях в рамках консультационного центра, групповых тренингах «Школы родителей» и т. п.
Публикация «Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями» размещена в разделах
Современный педагог должен обладать компетентностями, необходимыми для установления сотрудничества с родителями, должен стремиться к конструктивному взаимодействию с родителями воспитанников, преодолевать негативные установки отдельных семей и коммуникативные барьеры. В связи с этим возникает необходимость в освоении новых технологий выстраивания партнерских взаимоотношений, отвечающих современным тенденциям укрепления сотрудничества с родителями воспитанников.
Фасилитация – от англ. Facilitation облегчение, упрощение, помощь, содействие, способствование. Фасилитировать – способствовать, облегчать. Фасилитация – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей, повышающая эффективность групповой работы, вовлеченность и заинтересованность участников, способствующая раскрытию их потенциала. Таким образом, фасилитативные технологии при работе с семьей призваны облегчать, упрощать, содействовать в отношениях родителей и педагогов.
В данной разработке использование технологии фасилитации рассматривается в рамках родительского собрания, т. к. данная форма является наиболее распространённой в работе с родителями. Прежде, родительское собрание представляло собой монолог педагога, указывающего на ошибки и недостатки родителей в воспитании детей, и основывалось на авторитарном стиле общения. Время показало, что привычные старые формы малоэффективны, и нужно искать новые формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество, общение на равных – это такое взаимодействие педагогов и родителей, которое помогает родителям из сторонних наблюдателей стать полноправными участниками образовательного процесса. Технологии фасилитации позволяют по-другому, взглянуть на роль педагога в процессе взаимодействия с родителями, и на место родителей в этом процессе.
Цель: Помочь педагогам продуктивно взаимодействовать с родителями, создать условия родителям стать полноправными участниками образовательного процесса.
Задачи:
активизация позиции родителей, вовлечение их в жизнь дошкольного учреждения,
обучение родителей совместному групповому принятию решений по различным вопросам,
повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей,
партнерское взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
Содержание
Педагог на родительском собрании выступает в роли фасилитатора, т. е. делает процесс более легким и эффективным, не представляя интересы ни одной из присутствующих сторон. Роль фасилитатора облегчать, организовывать, направлять, оптимизировать процесс в рамках поставленной перед группой задачи. Фасилитатор обеспечивает соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента (тайминга, способствует созданию комфортной атмосферы между участниками и плодотворности их обсуждений.
Существуют различные методы и приёмы фасилитации. Выбор каждого конкретного приёма, метода зависит от цели взаимодействия, от типа аудитории и т. п. Но все они в целом развивают способность в групповом режиме анализировать различные проблемы, находить пути для их решения, взаимодействовать друг с другом.
Данное родительское собрание разработано с помощью метода «Мировое кафе» (World cafe, что позволяет за короткий промежуток времени объединить совершенно разных людей, благодаря неформальной дружественной атмосфере, что способствует снятию барьеров и преград в общении.
Конспект родительского собрания на тему :
«Как справиться с детскими капризами?»
Цель:
повышать компетенцию родителей по способам преодоления детских капризов, улучшать детско-родительские отношения.
Задачи:
1. Формирование у родителей умения принимать решения всем коллективом, нивелируя негативные установки отдельных родителей;
2. Повышение педагогической культуры родителей;
3. Научить родителей предупреждать детские капризы и преодолевать их.
Подготовка к собранию : анкетирование родителей, приглашение родителей на собрание с помощью пригласительных.
Оборудование: мяч, ручки, листы ватмана для записей, вырезанные в форме тарелки.
(Звучит спокойная музыка, на столах чай и угощенье, столы расставлены как в кафе)
Педагог (фасилитатор) : Добрый вечер, уважаемые родители, давайте все встанем в круг для приветствия (приём «комплимент» : участники, бросая мяч друг другу, говорят комплименты или приятные слова). Также как этот круг объединил нас, мы связаны общей проблемой: детские капризы. Сегодня я пригласила вас в «Мировое кафе», чтобы всем вместе обсудить эту проблему и найти способы её решения. Для этого я, хозяйка кафе, приглашаю вас присесть за столики Мирового кафе, «сервированные» листом ватмана вместо тарелок, ручками и карандашами вместо столовых приборов. (Участники рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по нескольку человек за столик). А сейчас ознакомьтесь с этикетом и режимом работы «Мирового кафе» :
· «Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном»
· «Не отсиживайтесь - вносите свои мысли, мнения, размышления»
· «Говорите без задних мыслей и от всего сердца»
· «Слушайте, чтобы понимать»
· «Связывайте и соединяйте идеи»
·«Фиксируйте свои идеи и решения на бумаге, вносите свои «ингредиенты» в каждое блюдо»
· «Получайте удовольствие!»
Режим работы кафе с 17.30 до 19.00.
Напоминаю, Ваши мысли, идеи, мнения, – это ингредиенты блюд нашего «Мирового кафе». В конце обсуждения мы получим готовые блюда в виде принятых решений! Настало время познакомиться с меню (зачитывается карта меню) :
Аперитив «Ассорти из детских капризов».
Гарнир (стол №1) «Причины детских капризов».
Острое блюдо (стол №2) «Нужно ли наказывать детей за капризы? (если нет – то почему, если да – то как)»
Напиток (стол №3) Коктейль из «Советов и рекомендаций родителям»
Десерт «Обсуждение».
Педагог (фасилитатор) : Уважаемые гости, предлагаю распределить роли. За каждым столиком нужно назначить «хозяина стола». Хозяин стола во время всех раундов обсуждений не покидает стол, его задача – знакомить новых участников обсуждения с результатами работы предыдущей группы и фиксировать новые идеи. (Участники за каждым столиком совещаются и выбирают «хозяина стола»). Другие гости стола меняют столы в ходе мероприятия, для того, чтобы поделиться своими мыслями (ингредиентами) для создания своего блюда для кафе. Итак, Стол №1 – создает гарнир на тему «Причины детских капризов». Стол № 2 создает острое блюдо на тему - «Нужно ли наказывать детей за капризы? (если нет – то почему, если да – то как)», Стол №3 готовит коктейль из «Советов и рекомендаций родителям». А все вместе мы готовим десерт из обсуждений. Но прежде чем мы начнем, как в любом кафе, хотелось бы предложить всем чашечку чая или кофе, раскрепоститься и спокойно делиться за своим столиком идеями и мыслями по теме встречи.
В качестве аперитива я предлагаю вам начать с «Ассорти из детских капризов». (Передавая мяч, нужно рассказать, как и в каких ситуациях капризничает ваш ребенок, начиная рассказ от лица ребенка: «Я капризничаю, когда…»).
Напоминаю, проблема… детские капризы. Угощаемся, пьем кофе, размышляем 10 минут, свои мысли записываем на импровизированную тарелку (лист ватмана). После моего хлопка в ладоши, гости переходят за другой стол и в рецепт блюда следующего стола вносят свои ингредиенты… Время пошло. (3 раунда, 3 перехода)
Итак, последний переход.
Последнее блюдо: десерт из обсуждений. Предлагаю хозяину каждого стола подвести итоги работы за столами.
Приходим к выводам:
- что причины детских капризов можно разделить на 2 категории: физиологические (плохое самочувствие, чувство голода, незрелость нервной системы, переутомление) и педагогические (гиперопека, гипоопека, неправильное поведение родителей и т. п.)
- нужно ли наказывать детей за капризы? Нет, т. к. подобная тактика крайне непродуктивна.
- как справиться с капризами?
Учиться договариваться, находить компромиссы, уметь вовремя отвлечь ребенка, выработать единые требования к ребенку внутри семьи, на примерах из художественной литературы объяснять, как некрасивое поведение выглядит со стороны, никогда не оценивать ребенка, а только его поведение, и т. д.
Педагог (фасилитатор) : В заключении, я хочу раздать вам небольшие памятки с рецептами «Как справиться с детскими капризами» и искренне надеюсь, что результатом нашей сегодняшней встречи станет отсутствие капризов и хорошее поведение детей!
Ожидаемые результаты.
- Освоение родителями различных моделей поведения в конкретных ситуациях и как следствие повышение их педагогической грамотности,
- Установление партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми
Список использованных источников
1. The World Cafe [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.theworldcafe.com
2. Давыдова О. И., Майер А. А. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО : Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.
Приложение №1
Памятка «Как справиться с детскими капризами»
1. Стимулируйте развитие взрослых черт поведения: умения говорить о своих желаниях, разговаривать, общаться, стремиться объяснить и понять. Не берите ребенка на руки, опуститесь на уровень глаз ребенка: «Скажи, чего ты хочешь, не плачь, а скажи», «Успокойся, остынь, поговорим».
2. Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы:
На прогулке ребенок заявляет о желании еще погулять: Хорошо, мы погуляем еще 10 минут, когда я подойду к тебе и позову, мы пойдем домой. Договорились? (на уровне глаз ребенка).
3. Попробуйте общаться с ребенком как со взрослым, беседуйте с ним, рассказывайте о себе и своих чувствах, о том, что видели (по дороге домой, во время одевания)
4. Учитесь устанавливать правила и границы дозволенного, в том числе и наказания. Понимание, что в жизни существует не только «хочу», но и «надо» следует прививать с малых лет. Ребенок должен руководствовать не только своими желаниями, но и необходимостью для других членов семьи. Нет ничего опаснее для ребенка, чем хаос, поэтому:
- чаще всего капризничают дети в семьях, где между взрослыми нет согласия и единства;
- будьте сами последовательны и строги в своих требованиях, иначе слезы и истерики будут способом добиться своего. Ребенок знает, что значат мамины угрозы: пустые слова или их следует сразу выполнять, поэтому не угрожайте ребенку и не шантажируйте его («если ты, то…»). Прежде, чем что-то запретить, решите, готовы ли вы спокойно вынести каприз.
5. Игра как замена протеста. Попросите одеть мишку или собрать в детский сад куклу, обратитесь от их имени к ребенку, играйте в детские сказки и мультики, используйте соревнование во время сбора игрушек (кто последнюю игрушку положит, тот и выиграл).
6. Повсеместно стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка, где он может выплеснуть свою активность, настойчивость, независимость. Дайте ребенку роль «консультанта» : «выбери себе чашку», «посмотри, чистое ли у меня лицо». Полезные вопросы: Ты наденешь колготки красные или желтые? Что тебе приготовить яичницу или хлопья с молоком? Почему ты этого хочешь? А чем бы ты хотел заняться? (при отрицании других предложений)
7. Нужно разнообразить опыт общения детей со взрослыми, включая в общее дело, при этом незаметно помогая и громко радуясь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребенка, тем меньше времени и сил остается на капризы (игры с красками, изоматериалами и т. д.)