Юлия Цыбирганова
Методическая разработка речевых игр «Семья слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю учителем-логопедом в группе детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), когда нарушено формирование основных компонентов речевой системы – фонетики, лексики, грамматики, а также, как правило, высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, внимания.
Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня,имеют бедный словарный запас. По результатам логопедического обследования и мониторинга выясняется, что дети не понимают и не знают значения многих слов, их словарный запас качественно отличается от нормы речевого развития. Дети с общим недоразвитием без предварительного обучения самостоятельно не выполняют задания по выполнению упражнений на словообразование. Целью работы по ознакомлению дошкольников с родственными словами- является установление родственных связей между однокоренными словами.
Публикация «Методическая разработка речевых игр „Семья слов“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2014
План последовательного ознакомления детей с ОНР
с родственными словами :
1. Наблюдения, подводящие детей к осознанию родственных слов тексте;
2. Упражнения в определении родственных слов в тексте;
3. Упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор;
4. Упражения,направленные на использование родственных слов детьми с собственной речи (составление предложений с заданными словами, пересказ текстов,составление рассказов).
Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова-родственники не просто имеют похожую часть,но и должны быть связаны по смыслу. Детям предлагаю стихотворение:
Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живём одной семьёй,
Поиграть хотим с тобой.
Мною разработаны речевые игры «Семья слов» по подбору родственных слов по темам и изготовлены пособия к ним:
Возрастная направленность -старший дошкольный возраст
Рекомендации по использованию: использовать в НОД в образовательной области- коммуникация,познание
Цель: познакомить с понятием «родственные слова» по темам: «Грибы», «Цветы» «Рыбы», природными явлениями- дождь,вода
Задачи: активизировать предметный словарь, словарь- признаков,глагольный словарь, развивать чувство рифмы и логическое мышление,речеслуховую память, внимание
Материал: предметные картинки с изображением родственных слов на силуэтах предметов (по темам) ,панно -грибная полянка, небо, земля, аквариум, цветочная полянка.
Ход игры:(вариант задания)
Педагог предлагает подобрать к одному – «главному» слову родственников по словесному описанию,загадкам. Затем педагог читает стихотворение и просит выделить родственные слова из него.
1группа: Гриб (грибок, грибочек, грибник, грибной, грибище, грибница)
Как – то раннею порой вдруг полился дождь… грибной
И из дома в тот же миг в лес отправился…. грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… .грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал …грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… .грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… .грибник.
Как ему не веселиться, если здесь, в земле- грибница.
Человек собрал их много и отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков и грибков,
А тому,кто долго ищет,попадется и …грибище.
2 группа: Дождь (дождик,дождинка,дождевой,дождевик, дождевой, дождить)
Дождь осенний задождил,
Всю листву дождем умыл.
Мы по лужам дождевым
Скачем по дорожке,
На плечах- дождевики,
На ногах- сапожки.
День дождливый, ну и пусть!
Не страшны тоска и грусть!
Мы дождинки на лету
Соберем в ладошки,
Пусть осенний дождик льёт,
Пляшут наши ножки….
3группа:Вода (водоём,водяной,водолаз,водичка,водопад,водица,водовоз,водопой)
Водолаз из водоёма
Водоросли достаёт.
Воду доставляет к дому
По трубе водопровод.
И в деревню водовоз
Водичку чистую привёз.
В наводненье Водяной
Заливает все водой,
И приходят торопливо
Звери все на водопой.
4группа: Рыба (рыбак,рыболов,рыбный,рыбалка,рыбачка,рыбёшка,рыбина,рыбачит)
В Подмосковье у реки
Ловят рыбу рыбаки.
Здесь рыбачка, там- рыбак,
На крючке сидит червяк.
Ну,а юный рыбачок
Сажает муху на крючок.
На рыбалке не кричат,
А рыбачат и молчат.
Ты ловись,рыбёшка, рыбка, не зевай!
Червячков, личинок, блёсны- всё хватай!
Будут рыбу жарить, парить и солить,
Будут вкусный рыбный суп-уху варить.
А самый главный рыболов
Подсчитать не смог улов.
5группа:Цветок (цветочек,цветик,цветник,цветовод,цветочница. цветные,цветы)
Утром весь в росе цветок,
Днём прикроет глазки.
Видит он цветные сны из волшебной сказки.
Цветоводство по душе нашей тёте Даше.
У неё всегда цветёт не один цветочек.
В мае будет вся сирень белая,цветущая,
Ну а тётушка у нас -цветочница поющая.
Работа с пособиями:
Объясняя детям, что в каждом стихотворении «спрятались» слова- родственники,что они похожи на главное слова,помещаю его в центр панно (грибная полянка, небо, земля, аквариум, цветочная полянка).Стихотворение читается второй раз и совместно с детьми выделяются родственные слова, а на панно прикрепляются новые картинки на предметах (грибочки. дождевые капли,тучки, рыбки, цветочки).Затем детям предлагается самостоятельно назвать слова- родственники к главному слову.
После того, как дети начнут легко узнавать родственные слова, научатся выделять на их группировку и самостоятельный подбор. Детям предлагается закончить рифмованные строчки нужными словами- родственниками. Умение быстро подбирать родственные слова говорит о том, что дети глубже начинают осознавать их значение и смысловые связи между ними.
Придумала я три словечка :
Река, реченька и речка.
Ну а хитренький мальчонка
Подсказал слово….(речонка).
Бородатый старичище
Вдруг назвал слово (речища).
А с косичками девчушка
Слово вспомнила (речушка).
У реки песок какой?
Все ответили - (речной).
На реке цветы какие?
Ну, конечно же (речные).
А вода в реке какая?
Ясно всем,она ….(речная).
Раз. два, три,четыре, пять!
Пора родственников звать!
Рекомендации по использованию:
Рекомендовано включать в НОД по развитию речи для детей старших и подготовительных к школе групп при знакомстве с определёнными лексическими темами. Предлагаемые задания имеют разную степень сложности. Знакомство с родственными словами можно начать в старших группах, затем цикл продолжить в подготовительных группах. Можно использовать виды нетрадиционного оборудования – (прищепки) для закрепления родственных слов в стихотворениях.
В процессе лексико - грамматических игр и упражнений с родственными словами дети лучше усваивают количество новых слов (обогащение словаря,новые смысловые оттенки форм слов. Они начинают употреблять новые слова в словосочетаниях и предложениях. Это повысит эмоциональный и интеллектуальный уровень детей.
Рекомендовано использовать в работе с дошкольниками воспитателям логопедических и массовых групп.