Елена Завадская
Методическая разработка «Работа со сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный и ранний возраст-возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и доступен. Сюжет прозрачен и близок. Накину шаль на плечи, тихонько постучусь в дверь, открываю её и говорю детям: "Я бабушка-сказочница, пришла ребяткам сказку рассказать". Дети верят, что это и есть бабушка, они слушают загадочный голос, запоминают, а потом сами начинают рассказывать сказки, подражая воспитателю.
Публикация «Методическая разработка „Работа со сказкой“» размещена в разделах
Выбирая сказку для чтения или рассказывания, мы придерживались особых требований: Сказка должна соответствовать возрасту ребёнка, быть небольшой по объёму, интересной по содержанию, динамичной и яркой. Раннему возрасту адресованы кумулятивные сказки : "Репка", "Теремок", "Лиса и заяц", "Курочка Ряба". Детям этого возраста можно рассказывать любые докучные сказки, как народные так и литературные: например, "Бесконечные песенки" Е. Благининой, "Чучело-мяучело" М. Яснова.
В ходе работы мы знакомили детей с русскими народными и авторскими сказками отечественных и зарубежных писателей. Короткие сказки мы читаем 2 раза подряд. Это не утомляло детей, так как мы старались обеспечить их активность во время слушания: Предлагали произносить звукоподражания, выполнять имитационные движения и т. п. После первого рассказывания помогаем детям припомнить содержание сказки, планируя параллельно задания, которые позволяют им сменить позу, выполнить двигательное упражнение. Например, показать как тянули репку; или попрыгать как зайчик.
Обычно мы проводим предварительную работу перед чтением новой сказки. Например, перед тем как рассказать сказку "Козлятки и волк", мы показывали детям иллюстрации и рассказывали о животных, давая им характеристику: "Козлятки маленькие, волк большой и очень страшный, коза добрая, умная".Такие занятия мы заканчивали самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра, рассматриванием иллюстраций.
Большую роль в рассказывании сказки имеет интонация, усиление и ослабление голоса. Сказку мы всегда рассказываем от первого лица, стараемся передать характер героев с помощью голоса, мимики, жестов.
Чтобы привлекать детей к жанру сказки, мы стараемся пользоваться присказками, сказочными формулами и концовками. Не зря говорит народная мудрость: "Без присказки сказка, что без полозьев салазки". Присказка используется, чтобы привлечь внимание детей: "Жили-были. ". Концовка подводит итог сказки : "Вот и сказочке конец. А кто слушал-молодец!". Пример постоянной сказочной формулы : "Долго ли коротко ли. ", "Стали они жить-поживать. " и т. д.
Сказка хороша тем, что её в зависимости от уровня подготовленности детей можно упростить или наоборот, усложнить. Рассказывая сказку повторно, не обязательно рассказывать её целиком. Достаточно просто вспомнить отдельные отрывки, которые вызвали у детей больше эмоций. Когда мы читали сказку "Курочка Ряба", отрабатывали восклицательную интонацию "Не плачь, дел! Не плачь, баба!". Когда рассказывали сказку "Теремок" -вопросительную интонацию: "Кто, кто в теремочке живёт?" и т. д. При повторном чтении дети с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса животных (крякают, мычат, бодаются и т. п.).
При повторении сказок мы обучали детей элементам драматизации. Такая игра доставляла детям много радости. Очень часто маленькие дети, взяв на себя роль, сразу же забывают её, но это не мешает им радоваться, получая удовольствие от игры. Воспитателю в этот момент необходимо проявить такт и терпение, избегать строгих оценок и замечаний, а больше использовать одобрения и похвалы.
Используемая литература:
Лесных А. А. Модель работы со сказками.
Сазонова С. Е., Малинина О. В. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста.