Умият Курбанова
Программа по химии для старших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по химии обширна, в учебных планах по предмету отведено всего 2 урока в неделю. Поэтому при преподавании химии необходимо решать проблему: как при небольшом количестве уроков дать хорошие знания учащимся, а главное, сформировать у них необходимые умения и навыки, в том числе научить решать расчетные задачи. При этом существует еще одна проблема: как, уделяя на уроках внимание слабоуспевающим ученикам, не затормозить развитие сильных?
Темочки:
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Химия. Уроки химии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Чтобы частично решить эти проблемы, мною используются такие методы как самообучение, самоконтроль и самостоятельная работа учащихся на уроках, а также применяются новые технологии. Такой технологией считаю модульное обучение, которое базируется на деятельностном подходе к обучению. Изучая методические пособия Сенновского И. Б., Шамовой Т. И., Юцявичене П. А. о модульной технологии, наиболее важным для себя отметила то, что в качестве конечных результатов учебно-воспитательного процесса модульная технология предполагает развитие познавательных, социальных, коммуникативных и профессионально направленных способностей личности, формирование у каждого учащегося необходимых умений и навыков к самообразованию.
Ежегодно, в первые учебные дни, наблюдая за работой учащихся на занятиях, наравне с входным контролем знаний, проводилась диагностика познавательной активности учащихся. Результаты наблюдений показывали, что у большинства учащихся низкая познавательная активность, недостаточная мотивация к обучению и тем более к самообразованию и как показывали результаты входного контроля знаний – низкий уровень знаний по химии.
Анализируя результаты входного контроля знаний и диагностики познавательной деятельности мною были сделаны выводы о том, что качество знаний зависит от уровня познавательной активности.
Дальнейшим этапом решения педагогической проблемы, активизации познавательной деятельности обучающихся, стало внедрение технологии модульного обучения с использованием активных форм и методов обучения в образовательный процесс.
Качество знаний учащихся по химии зависит от использования современных педагогических технологий в обучении и организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса химии, умения применять их на разных уровнях с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, на разных этапах учебно-воспитательного процесса (актуализация знаний и подготовка учащихся к усвоению нового материала, закрепление, обобщение, систематизация, коррекция и учет знаний, умений и навыков).
Самостоятельные работы учащихся способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самообразования, превращению систематических знаний в системные, помогают развитию познавательной деятельности школьников, их самостоятельности и интереса к изучению химии, повышают прочность и глубину знаний, ликвидируют дефицит общения (групповые и парные формы работы, особенно средних и слабоуспевающих учащихся, формируют личность каждого школьника.
Среди методов детской самостоятельности важное место занимают способы самоорганизации разума и нравственно-эстетического чувства, интеллектуально и эмоционально творческого самоуправления. К их числу относятся такие универсальные способы, как самовоспитание, самообучение (и взаимообучение, венчающиеся самообразованием.
Сущность самообучения в том, чтобы педагогические приемы, методы, способы учебной работы перевести во внутренний план личности, создать условия успешного овладения ими, внедрения в нервную и двигательную систему совокупности умений и навыков, превращения их в надежные способы самостоятельного добывания знаний в течение всей жизни.
Сущность самообразования, опирающегося на самовоспитание и самообучение, состоит в том, чтобы развить в ребенке жажду знаний о природе, обществе и самом себе, разжечь возрастающую страсть духовного обогащения, получения духовно-эстетического удовлетворения и наслаждения от процесса познания.
Основные источники самообразования, которые я предлагаю учащимся – это работа с книгой; разнообразные виды познавательного общения с учителями, специалистами, интересными людьми, товарищами; экскурсии; тщательно отобранные теле- и радиопрограммы; целенаправленное использование других средств массовой информации, а также компьютеров, технических средств.
Стремление к самообразованию есть самая ценная и характерная черта интеллектуально-нравственно свободной личности.
Мне необходимо обеспечить для учащихся осмысленное и глубокое знание основ современной химии.
В целях обеспечения осмысленного, глубокого усвоения учебного материала в основу всей своей работы я положила следующие методические принципы:
- обстоятельно знакомить учащихся с конкретными веществами и явлениями, а также со связями и отношениями между ними - формировать химические понятия;
- объяснять связи и отношения между веществами и явлениями - углублять содержание химических понятий;
- абстрагировать наиболее существенные признаки, распространять их на другие вещества и явления, из частных понятий формировать более общие - обобщать понятия;
- раскрывать внутренние, естественные связи между веществами и их превращениями, знакомить с классификацией веществ и явлений - систематизировать понятия;
- исправлять ошибки и неточности в содержании ранее усвоенных учащимися понятий, добиваться ясности, отчетливости и правильности - уточнять понятия;
- применять приобретенные понятия к изучению нового материала для осознания и решения новых учебных и воспитательных задач - использовать и закреплять ранее приобретенные понятия.
Методом обучения называют совокупность средств и приемов, при помощи которых учитель вооружает учащихся знаниями и умениями, а также формирует у них мировоззрение.
Я последовательно излагаю преподаваемую им дисциплину, приучая детей к работе с учебником и книгой, к различного рода самостоятельным письменным работам, к работе в кабинете и в лаборатории. Я систематически приучаю детей к самостоятельной работе, широко практикуя различные задания в меру овладения определенным курсом знаний.
В связи с этим методы обучения химии я разделила на две группы:
1) методы изложения и 2) методы самостоятельной работы.
Мною используются методы изложения учебного материала в форме рассказа, беседы, лекции, экскурсии, демонстрационных опытов и наглядных средств обучения, а в качестве методов самостоятельной работы – лабораторные работы, практические занятия, решение химических задач и работа с литературными источниками.
При использовании методов учебной работы по химии я исхожу из следующих принципов.
Нормально организованный учебный процесс требует применения не какого-нибудь одного, универсального метода, а всего разнообразия существующих методов.
Чем разнообразнее методы преподавания, тем восприятие учащимися учебного материала более всесторонне, а следовательно, более осмысленно, более прочно. Одно дело, если учащиеся с каким-либо веществом познакомятся только по описанию в учебнике, и другое дело, если я об этом веществе еще красочно (с соответствующими демонстрациями, расскажу, покажу его (на экскурсии) в природных условиях и предложу учащимся с этим веществом провести самостоятельную работу.
Все методы, не только методы самостоятельной работы, должны максимально возбуждать активность учащихся. Особенно важно, чтобы они возбуждали активность не только моторную, но и мыслительную.
Если использовать даже наиболее активный метод, например, экспериментальная работа самих учащихся, но при этом живая мысль учащихся не возбуждается, то этот метод своей основной учебно-воспитательной цели все-таки не достигнет.
Все методы должны обеспечить не только сознательное прочное усвоение учащимися основ химии, но и воспитывать у них умения наблюдать, слушать, а главное мыслить - заложить прочный фундамент сознательного приобретения предусмотренных программой знаний и умений.
В каждом отдельном случае требуется наиболее рациональный метод. Самое опасное в этом случае - шаблон: использование почти во всех случаях одного и того же метода. Вопрос о выборе метода, способа и приемов обучения всегда решается конкретно и осмысленно.
В ходе урока я обеспечиваю активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы ее организации: фронтальную, коллективную и индивидуальную.
Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся на уроке способствует установлению особенно близких отношений между мной и классом, совместной дружной работе учеников, в ходе которой достигается общее участие в решении не только образовательных, но и воспитательных задач, взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов, позволяет использовать разнообразные методы и приемы для активизации процесса обучения. Эта форма обеспечивает привлечение к работе всех учащихся класса и их общий прогресс в учении.
Вместе с тем она не может быть универсальной, так как недостаточно учитывает уровень развития, познавательные интересы и возможности, специфические возможности каждого ученика. Поэтому фронтальную работу на уроке я сочетаю с индивидуальной. Так, наряду с фронтальным изложением материала, которое применяется чаще всего для сообщения новой информации, я широко использую фронтальную беседу. Постановкой вопросов (проблемных, наводящих и др., комментариями и оценочными суждениями я направляю ход беседы таким образом, что каждый учащийся выполняет задание или упражнение самостоятельно, одновременно с другими, под моим руководством. Индивидуальные задания могут составлять часть общего коллективного задания, и после их выполнения все ученики принимают участие в обсуждении полученных результатов.
Индивидуальная форма учебной работы на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся. Ее преимущества состоят в том, что обучение в максимальной степени соответствует уровню развития, способностям и познавательным возможностям каждого ученика. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий, в свою очередь, я контролирую их выполнение, оказываю своевременную помощь в решении возникающих у учащихся затруднений.
Серьезный недостаток индивидуальной формы организации работы учащихся на уроке состоит в том, что они практически не общаются друг с другом, приобретаемый опыт самостоятельной деятельности не становится достоянием коллектива, не обсуждается вместе с товарищами по классу. Поэтому индивидуальную работу школьников на уроке я сочетаю с коллективными формами ее организации.
Наряду с фронтальной организацией работы учеников на уроке применяется и такая коллективная форма, как групповая работа учащихся, при которой класс делится на несколько групп, выполняющих одинаковые или различные задания.
Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, но выполнение дифференцированных групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение, как утверждают психологи, является непременным условием формирования правильных понятий, так как позволяет освободиться от субъективности.
Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся по-разному способствуют реализации образовательных и воспитательных задач.
Специальными исследованиями (Г. И. Щукина) установлено, что психологическое состояние ученика во время его ответа на вопросы учителя определяется не только тем, как он подготовил материал урока, но главным образом поведением учителя по отношению к ученику. Мой педагогический оптимизм, доверительное отношение к учащимся, организация нашего совместного коллективного поиска на уроке в различных формах организации деятельности, объективная оценка работы школьников, постоянная готовность оказать им необходимую помощь - все это имеет большое дидактическое и воспитательное значение, формирует у учеников навыки коллективного труда и положительные нравственные качества.
Активизация деятельности учащихся при изучении нового материала.
Переход к изучению нового материала на уроках происходит естественным образом. Из повторения материала в начале урока вытекает учебная задача нового урока. Чтобы вызвать повышенный интерес к изучаемому материалу, я начинаю изложение с убедительного разговора о практической или теоретической значимости вопроса. При этом, если возможно, стараюсь привлечь жизненный опыт учащихся. Использую исторические сведения, рассказываю о трудах ученых-химиков, открывших или получивших новые вещества, сумевших объяснить природу тех или иных явлений, зачитываю яркие высказывания, отрывки из статей и книг. Учащиеся могут и не запомнить даты и авторов открытий, однако такие беседы не проходят бесследно: остается убеждение, что знания о природе не достаются легко, а являются результатом труда многих людей.
Например, урок в 10 классе по изучению бензола начинаю с решения задачи: в 1825 году Майкл Фарадей - английский ученый - обнаружил в светильном газе углеводород, в котором было 92,3 % углерода и 7,7 % водорода. Плотность его паров по воздуху равна 2,69. Какова его молекулярная формула? Какое строение его молекул можно предположить?
После решения и обсуждения задачи сообщаю, что название этому веществу было дано позднее, когда в 1834 году немецкий ученый Митчерлих получил его из бензойной кислоты. Поскольку это вещество немного напоминает маслянистую жидкость, то в его названии появилась частица «ол». Так образовалось название «бенз-ол».
Изучение бензола на уроке продолжается следующим образом. Учащиеся делают предположение о том, что вещество, формула которого найдена при решении задачи, - непредельный углеводород, содержащий кратные связи. Для подтверждения этого я предлагаю проделать качественные реакции на ненасыщенные алкены: с бромной водой и раствором перманганата калия. Вызванные к столу два ученика практически проверяют предположения. Результаты опытов входят в противоречие с ожидаемыми: обесцвечивания растворов не происходит. Почему? Интерес к материалу возрастает. Учащиеся продолжают высказывать предположения о строении молекулы бензола и пытаются обосновывать их. Чтобы еще более активизировать их познавательный интерес, я сообщаю, что над решением этого вопроса ученые работали свыше 40 лет. Также зачитываю небольшие отрывки из статьи о «загадочном бензоле» («Наука и жизнь», 1966, №2). Наконец, предлагаю посмотреть видеофрагмент «Строение молекулы бензола». Теперь учащиеся говорят о двойственности химических свойств бензола. Предположение доказывается опытами. (Приложение 1)
На уроках внимание учащихся, как правило, направляется на решение научного вопроса. Именно на этом основана проблемность в обучении.
В ряде случаев можно заменить демонстрационные опыты лабораторными. Например, в 8 классе при изучении закона сохранения массы веществ я провожу лабораторную работу. Перед ее проведением ставлю задачу: выяснить, отличается ли масса веществ, взятых в реакцию, от массы получающихся веществ. На рабочей зоне находятся весы, приборы для демонстрации опытов, подтверждающих этот закон. Также выдаются письменные инструкции о том, как следует выполнять работу. В ходе ее выполнения обращаю внимание на закрепление умения взвешивать на весах. Работа проводится по группам: одни ученики используют хлорид бария и сульфат натрия (в растворах, другие - растворы сульфата меди(II) и щелочи, третьи - растворы щелочи и фенолфталеина. Результаты всех опытов обсуждаются, учащиеся делают вывод, а я формулирую закон. (Приложение 2)
Кроме раздаточного материала, коллекций, таблиц, моделей, стендов, экранных пособий в процессе объяснения нового материала нередко использую плакаты небольшого формата с лаконичными записями или выразительными рисунками.
В качестве примера можно привести часть инструкции для выполнения самостоятельной работы на тему «Свойства карбоновых кислот».
Инструкция к самостоятельному изучению химических свойств карбоновых кислот.
Цель: изучить свойства уксусной кислоты как представителя класса карбоновых кислот.
Задание 1 Ознакомьтесь с выданной в склянке уксусной кислотой, изучите ее физические свойства (осторожно). Обратите внимание на хорошую растворимость уксусной кислоты в воде.
Вопрос? Будет ли изменяться растворимость карбоновых кислот с увеличением их молекулярной массы за счет углеводородного радикала?
Совет. Сравните с растворимостью спиртов.
Задание 2 Вспомните общие свойства неорганических кислот и проверьте, обладает ли этими свойствами уксусная кислота.
1. Испытайте раствор уксусной кислоты индикатором. Напишите уравнение электролитической диссоциации уксусной кислоты.
Замечание. Процесс диссоциации обратимый.
2. Изучите действие раствора уксусной кислоты на сухие соли угольной кислоты: поместите в ячейку пластины немного сухого карбоната калия и несколько капель уксусной кислоты. Напишите уравнение реакции в ионном виде.
Вопрос? Как освободить яйцо от скорлупы, не разбивая ее?
Заканчиваются инструкции краткими выводами, указанием страниц учебника, где рассмотрен данный материал. Приводится задание на дом.
Активизация деятельности учащихся при совершенствовании знаний и умений.
Повторение и закрепление знаний и умений, обобщение и систематизация изученного материала проводится почти на каждом уроке. Выделяются для этого и специальные уроки.
С помощью вопросов учащимся предоставляется возможность «взглянуть» на изученный материал с разных сторон, установить и яснее понять связь новых и имеющихся знаний, использовать полученные знания для объяснения непонятных прежде явлений и т. д. Например, на уроке в 9 классе, посвященном изучению типов кристаллических решеток, в числе вопросов для закрепления есть «прямые» и «обратные», чтобы учащиеся лучше осознали, что физические свойства вещества зависят прежде всего от типа образуемой им кристаллической решетки.
Например, 1. Вещество имеет молекулярную кристаллическую решетку. Какими физическими свойствами будет обладать оно?
2. Сера - легкоплавкое, хрупкое вещество, не проводит электрический ток. Какого типа кристаллическая решетка характерна для серы в твердом состоянии?
3. Какого типа кристаллическую решетку будет иметь твердый кислород?
4. Карборунд - соединение кремния и углерода, очень твердое, тугоплавкое вещество. Что можно сказать о его кристаллической решетке?
Большая роль в совершенствовании знаний и развитии самостоятельности учащихся отводится решению качественных (устных, письменных, экспериментальных) и расчетных задач. Также широко практикую прием составления условий задач самими учащимися. Все виды творческих заданий оформляются учащимися на карточках определенного формата, чтобы затем можно было пополнить картотеку дидактического материала кабинета. Пока изучается тема, карточки вкладываются в конверт, наклеенный на предпоследнюю страницу обложки тетради. Во время уроков школьникам предлагается выполнить задания по карточкам, составленным кем-либо из учащихся; таким образом, ответ держат сразу несколько человек: как составители заданий, так и их исполнители. К концу изучения темы карточки (на них указаны класс и фамилия ученика, составившего задание) сдаются для проверки учащимся-ассистентам и мне. Наиболее удачно составленные задания используются для проведения тренировочных и проверочных самостоятельных работ. Понятно, что эта работа имеет не только обучающее и развивающее значение, но играет и воспитывающую роль. Учащиеся, составляя задачи, испытывают большее чувство ответственности перед коллективом, перед своими товарищами, у них воспитывается аккуратность, добросовестность, система в работе.
Если в 8 - 9 классах творческая работа по составлению условий задач, как правило, проводится дома, то в старших классах такую самостоятельную работу ученики выполняют на уроке. Так, в 11 классе после изучения свойств алкенов дается пятиминутное задание: составить задачу любого типа, используя следующие свойства: бромирование этена (вариант 1, взаимодействие пропена с галогеноводородом (вариант 2, гидратацию этена (вариант 3, гидрогенизацию этена (вариант 4, хлорирование этена (вариант 5, полное окисление этена (вариант 6). Затем учащиеся, сидящие за одним столом, обмениваются условиями задач и решают полученную задачу. Спустя некоторое время решение задач всех вариантов проверяется у доски.
В конце урока предлагается задание на дом: составить и решить по две задачи, используя любые два свойства алкенов. В первой задаче должны быть известны массы или объемы двух исходных веществ, одно из которых дано в избытке, а вторая задача - на применение закона Авогадро. Как видно, домашнее задание по форме отличается от того, что выполнялось на уроке, а по существу также является творческим.
Активизация деятельности учащихся при проверке их знаний и умений.
Особенность системы учебно-воспитательной работы состоит в том, чтобы сделать школьников активными участниками всех звеньев процесса обучения - от подготовки к восприятию нового материала до проверки результатов усвоения. Поэтому большинство учащихся хорошо владеют навыками контроля и самоконтроля. На уроках они постоянно анализируют ответы товарищей у доски, обращая внимание на такие стороны, как полнота, доказательность, систематичность. Дополнительные вопросы отвечающим может задать любой ученик по желанию.
В конце изучения некоторых тем в старших классах иногда проводится необычный опрос у доски. Несколько человек (как правило, шесть учащихся) готовятся к ответу на вопрос, требующий записи формул, уравнений реакций и т. п., а не только словесных рассуждений.
Например, 1) строение молекулы фенола, взаимное влияние атомов в молекуле фенола;
2) химические свойства фенола;
3) получение и применение фенола.
У каждых двух школьников вопросы одинаковые, но, чтобы избежать подсказок, они готовятся у доски не рядом. Остальные учащиеся класса в это же время повторяют материал.
Когда записи сделаны, готовящие ответ садятся на свои места, а к доске вызываются трое учащихся для проверки записей. Каждый из проверяющих должен проанализировать две записи на одну и ту же тему, исправить ошибки мелом другого цвета, если надо, дописать что-то и выставить оценку. Учащиеся, которые готовились у доски, могут отстаивать свое мнение, вступать с проверяющими в дискуссию по обсуждению содержания конкретных вопросов. Высказываются и другие учащиеся класса. В итоге учитель выставляет оценки как отвечающим, так и проверяющим.
О домашнем задании учащиеся узнают не только (и не всегда) в конце урока, а на всем его протяжении. Во время объяснения нового материала я нередко прошу школьников прервать свои записи в тетрадях и на полях записать вопрос или задачу для домашнего решения, которые по содержанию тесно связаны с только что рассмотренным материалом. В тетради рядом с условием задачи или указанием соответствующего номера задания оставляется место для последующего решения дома. Затем изучается следующий фрагмент учебного материала, и учащиеся в тетрадях продолжают вести конспект урока. Таких «вставок» заданий для домашней работы в течение урока может быть несколько.
Просматривая свои записи дома, ученики не могут пропустить то или иное задание, поскольку для него оставлено в тетради особое место. Этот прием облегчает контроль за домашней работой школьников. Главное же достоинство данного приема в том, что учащиеся лучше видят тесную связь классной и домашней работы, осознанно выполняют каждое задание, потому что оно «вписывается» в систему знаний, полученных на уроке. Учащиеся понимают, что правильно решить дома заданную задачу они смогут только после повторения материала, конспект которого написан в тетради перед условием этой задачи.
В процессе такой разнообразной работы раскрывается характер и способности каждого ученика, укрепляются взаимоотношения, приобретаются навыки самостоятельной деятельности. Эффективность современного урока достигается при условии решения всего круга поставленных задач, концентрации внимания и мышления школьников на главных, ведущих идеях и понятиях изучаемой темы, организации поисковой деятельности, оказывающей положительное влияние на появление и развитие познавательных интересов учащихся. Поэтому одним из главных направлений совершенствования урока является реализация дидактических принципов, выбор рационального сочетания методов обучения, различных форм организации обучения, обеспечение оптимального уровня трудности при соблюдении принципа доступности обучения. Особую значимость в целях повышения эффективности урока приобретает изучение индивидуальных особенностей учащихся на основе единой системы оценки возможностей каждого ученика коллективом учителей, «педагогическим консилиумом» (Ю. К. Бабанский). Такое изучение школьников позволяет правильно определять содержание учебно-воспитательного процесса на каждом этапе урока, обеспечивать индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся
Домашняя работа учащихся как фактор развития самостоятельности
Домашняя работа учащихся имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Роль этого вида учебной деятельности школьников особенно возрастает в настоящее время, когда в задачу школы входит наряду с вооружением учащихся знаниями основ наук формирование у них потребности к постоянному самообразованию навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности. Выполнение учащимися домашних заданий дополняет учебную работу на уроках, обеспечивает подготовку к изучению нового материала, расширение и углубление уже приобретенных знаний, формирование новых и закрепление имеющихся умений и навыков.