Марина Орлова
Методическая разработка по формированию у детей цветоощущений и восприятия цвета
▼ Скачать + Заказать документы
Мала ленточка, да пригодится!
Нужна она тем, кто умеет превращать цветные ленточки в необычные картины. В народе говорят: «На вкус и цвет - товарищей нет». А вот про цвет – разговор особый. За многие века люди вдоволь налюбовались на все многообразие и великолепие красок, созданное великим художником Природой, и открыли для себя законы цветовой гармонии. На своих занятиях я стараюсь не только знакомить детей с цветами спектра и его оттенками, но еще преподать это в интересной непринужденной форме. Так же, как и художникам, детям в жизни пригодятся знания цветовой грамоты. Недаром в науке о цветовой гармонии за основу гармоничного сочетания цветов принят цветовой ряд, состоящий, как и в радуге, из семи цветов красного, оранжевого, желтого,зеленого, голубого, синего и фиолетового. Последовательность цветов радуги заучиваем с помощью известного шутливого стихотворения : «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Объясняю детям,что цвета делятся на две группы: «теплые» и «холодные». «Теплые» -красный, оранжевый, желтый –Напоминают о солнце и тепле. «Холодные» - зеленый, голубой, синий, фиолетовый (цвета воды и льда).
Публикация «Методическая разработка по формированию у детей цветоощущений и восприятия цвета» размещена в разделах
Ленточные букеты.
Как приятно подарить маме, бабушке или просто друзьям в праздник, на День рождения букет никогда не увядающих цветов! Сделать его совсем несложно, и нужны для этого сущие пустяки : остатки разноцветных шелковых, атласных лент, умелые руки и вдохновение. Работа начинается с подготовки и выбора фона для картины. Интересен бывает фон в виде корзиночного плетения. А дальше дерзайте и фантазируйте вместе с детьми! Учись играя!
Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский.
Одним из самых любимых занятий у детей является игра. Большую часть времени в течении дня дети играют. Играя, дети развиваются, обогащается и накапливается их жизненный, сенсорный опыт, познавательные способности, развивается мышление, память, внимание, воображение, интеллектуальные способности.
Что такое сенсорное развитие?
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их цвете, форме, величине положении в пространстве, а также запахе, вкусе и. т. д.
Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины – метрическая система мер.
В настоящее время на отечественном рынке представлено огромное количество дидактических игр и пособий для развития сенсорного восприятия, но мне нравится для работы с детьми с нарушением зрения создавать или адаптировать известные игры своими руками.
1. Сенсорные игровые пособия «Разноцветные ленточки» ,«Радужный зонтик».
Основная цель данных пособий весело, быстро, интересно,ненавязчиво, в игровой форме сформировать у детей представления о сенсорных представлениях. Они помогут решить ряд разнообразных задач:
- тренировка зрительного восприятия ;
-развитие представлений о цветах спектра и его оттенках;
- формирование сенсорных эталонов;
-развитие мелкой моторики пальцев и рук;
-ознакомление детей с удивительными особенностями и свойствами окружающих их предметов.
С данными пособиями можно играть,как с одним ребенком так и с подгруппой детей, и тогда совместная деятельность будет формировать у детей социальные, коммуникативные качества, умение взаимодействовать с партнером. Игры такого плана развивают у детей познавательную активность воображение, зрительное,тактильное восприятие, интерес к исследовательской деятельности.
В летний период с данными пособиями можно заниматься на улице.
Прогулка - хорошее время, чтобы закрепить в игровой форме полученные
детьми знания,развивать речь. Наблюдая за природными явлениями, рассматривая растения,насекомых необходимо обращать внимание детей на многообразие цвета. Мир такой разноцветный! Увидели
лягушку- «Какого цвета?»-«Найди такого цвета ленточку. «А что бывает желтого цвета?»
-Вот вам одуванчик-
Желтый сарафанчик.
Вот вам ромашка,
А на ней букашка.
Ты не рви цветочек,
Пусть живет дружочек.
С детьми младшего возраста можно поиграть с ленточками подняв ее в вверх, мы можем наблюдать, как ветер с ней играет, в какую он сторону дует. В осенний период поиграть с детьми в игру «С чьей ветки детка?», «Сравни ленточку с листочком». «А что такое «багряный» цвет?» -«Найдите его в листве.»Все эти впечатления обогащают чувственный опыт детей, дают пищу ума, души, воображения и творчества, обогащают словарь и активизируют речь ребенка.
С помощью данного пособия детей также легко подвести к осознанию отношений и усвоению величинных понятий, как «длинная – короткая» ,«узкая – широкая», «одинаковой – разной длинны», «такая же», «такого же цвета» и т. д. Дети осваивают цвета,соотношения по величинным признакам. Так дети узнают, что ленты одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Можно использовать различные игровые задания : «Я спрятала ленточку длиннее (уже, короче) красной (желтой т. д.). Найди ее!»Подобные задания развивают у детей зрительное восприятие,операции
такие, как анализ и синтез,сравнение, сериация.
На первом этапе детям необходимо дать возможность наиграться с ленточками: покружиться, потанцевать под музыку и т. д. Затем уточнить какого цвета лента у каждого ребенка. Что бывает такого цвета? (желтое- солнце, голубая- речка ит. д.)Попросить ребенка с помощью ленты попытаться изобразить «кто ты» (зеленая травка, красный мяч). Уточнить с детьми: «А что можно делать с ленточкой?» (завязывать бантики, узелки,
танцевать, выкладывать рисунок, плести коврики, украшать предметы, создавать картины и т. д.).
На втором этапе начинается работа познавательной-исследовательской деятельности. Дети рассматривают ленты, ощупывают, прислоняют к щеке. Определяют, что ленты бывают: гладкие, мягкие, скользкие, атласные, шелковые т. д. ,сравнивают по цвету, величине (длинная- короткая, узкая - широкая).
На третьем этапе проводятся игры и упражнения по совершенствованию сенсомоторной сферы.
Четвертый этап посвящен предметно- практической деятельности.
Варианты коррекционно-развивающих игр и упражнений.
Зрительное восприятие.
Коррекционные задачи:
-учить на основе сравнения и практических тренировок различать цвет и оттенки спектра, развивать цветовосприятие;
-учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов,светлоту (от светлой до темной и наоборот);
-уточнить понятия «САМЫЙ СВЕТЛЫЙ - САМЫЙ ТЕМНЫЙ);
-познакомить с понятиями «теплые» - «холодные» цвета;
-учить способам сравнения, называть величину предметов путем наложения и приложения ;
-учить зрительному анализу величины предмета :подбирать ленты по убывающей и возрастающей величине
-учить создавать панно (по образцу, по собственному замыслу).
-развивать глазомер при выборе ленты определенной величины.
Варианты игр:
-«Какого цвета лена?;
-«Найди ленты разной длины, ширины»;
-«Какой ленты не стало?»;
-«Разложи ленты от самой короткой до самой длинной,и наоборот»;
-«Что у нас красное, синее, зеленое?»;
-«Найди пару»;
-«Подбери ленты «холодных» и «теплых» цветов»
-«Выбери цвета радуги».
Ориентировка в пространстве:
-учить сравнивать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы, (ленты-длинная и короткая; узкая - широкая);
-учить определять пространственное расположение предметов с точки отсчета от себя ( лента : справа - слева, вверху- внизу,впереди – сзади).
-расширять представления детей о величине предметов
Варианты игр:
-«Помаши красной лентой правой рукой»;
-«Возьми синюю ленту левой рукой, желтую ленту – правой рукой
--«Где расположена широкая лента?» ;
-«Привяжи зеленую узкую ленту на нижнее кольцо, желтую широкую на верхнее кольцо»;
-«Найди ленту, короче синей, но длиннее зеленой.»;
Развитие мелкой моторики рук :
-учить различать свойства поверхности предметов (гладкая - шероховатая, скользкая, грубая, мягкая,тягучая, атласная);
-учить различать величину предметов, осязательным приемам сравнения предметов :наложением, измерением с помощью осязательных действий пальцев, с использованием условных мерок (палец, рука и т. д.)
-развивать мелкую моторику рук.
Варианты игр:
-«Подбери ленту по образцу»;
-«Подбери ленты одинаковой длины, высоты, ширины»;
-«Найди самую узкую ленту»;
-«Заплети косичку»;
-«Завяжи узелок;
-«Укрась коврик, корзин»; панно.
Материал по пособию составлен на основе авторских наработок, адаптированных на занятиях с детьми с нарушением зрения. Данные коррекционно – развивающие игры и упражнения облегчают усвоение и запоминание материала, делают занятия наглядным,ярким и интересным,
Повышают психо – эмоциональное настроение детей.
В итоге у детей совершенствуется цветовосприятие, светоощущение,
глазомерная оценка, мелкая моторика рука тренировка кистей и пальчиков
благотворно влияет на развитие речи и интеллектуальных способностей детей. В дальнейшем хорошая координация движений рук поможет ребенку овладеть графическими навыками и письмом. Эти пособия не только занимательная игра, но и замечательный способ развивать в нем необходимые умения и важнейшие личностные качества (усидчивость, внимание, аккуратность и т. д.).Эти пособия можно использовать как оригинальные офтальмотренажеры для глаз для детей с нарушением зрения.