Макеева Евгения Вячеславовна
Консультация «Охранять природу — значит охранять Родину» к юбилею со дня рождения Михаила Пришвина
▼ Скачать + Заказать документы
Целевая аудитория:
Методическая разработка, посвящённая 150-летию со дня рождения Михаила Пришвина предназначена для педагогов Основ Православной Культуры, преподавателям детских воскресных школ, работникам детских библиотек, воспитателям и всем тем, кто воспитывает любовь к природе, к нашим братьям меньшим у подрастающего поколения посредством лучших образцы детской литературы.
Публикация «Консультация „Охранять природу — значит охранять Родину“ к юбилею со дня рождения Михаила Пришвина» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Пришвин М. М.
- Родина, родной край. Консультации
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Подойдёт в подготовке к мероприятиям к юбилейной дате писателя. В разработку включены замечательные видео и аудиоматериалы по произведениям Пришвина.
2. Предварительная работа:
Знакомство детей с прекрасным миром природы с помощью слайдов с великолепными пейзажами, в том числе известных художников, прослушивания музыкальных произведений и песен в которых запечатлены образы природы и животного мира, познавательные документальные фильмы, стихи, виртуальное путешествие в дом-музей Пришвина в Дунино, рассматривание иллюстраций к детским книгам с рассказами Пришвина.
Примерный список музыкальных произведений и песен:
1. Песенка о сотворении мира («Бог сначала создал небо, следом Землю сотворил»)
2. «Родные места». Музыка Юрия Антонова, стихи Михаила Пляцковского из аудиосказки «Приключения кузнечика Кузи»
3. «Утро». Песня. Музыка Юрия Антонова, стихи Михаила Пляцковского
4. «В родных местах». Песня. Юрий Антонов.
5. «Не рвите цветы». Песня Юрия Антонова
6. «Пусть вечным будет мир». Песня Юрия Антонова
7. Эдвард Григ. «Утро» из сюиты к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»
8. Эдвард Григ. Заход солнца.
9. Музыкальный цикл: «Малыш на лугу. Волшебные голоса природы».
10. «Песенка рыжехвостенькой»(Песенка белочки из музыкальной сказки «Дважды два – четыре». Муз. Владимира Шаинского, стихи Михаила Пляцковского.
11. «Рыжие белочки». Песенка в исполнении Сергея и Людмилы Ершовых.
12. Аудиозаписи с голосами птиц и зверей
13. Музыкальные произведения о природе Рахманинова, Вивальди, Чайковского и др.
14. «Родная песенка» Муз. Ю. Чичикова, стихи П. Синявского
15. Детская православная песенка «Лето» («Зимы пропал уж след…» Музыка Марины Поповой, стихи Виктора Афанасьева
Фрагменты из документального фильма «Бог чудес, сотворивший всю Вселенную»
Примерный ход мероприятий.
Педагог (на фоне красивой лирической музыки о природе) :
О, как прекрасна русская природа,
Её богатства: реки и леса,
Цветы, поля, любое время года –
Всё дарит нам любимая Земля!
Люблю её закаты и рассветы,
И щебет птиц, журчанье ручейка,
И ничего прекрасней нет на свете
Той красоты, чем полнится душа
(Евгения Макеева)
Красота мира Божиего - в каждой травинке, в горных вершинах, в облаках, в иконах, в храмах, в слове Евангелия и в молитвах. В самом человеке заложена Творцом искра Образа Божиего.
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения замечательного детского писателя, воспевшего природу, подарившего нам много удивительных рассказов о ней Михаила Пришвина. Писатель в своих произведениях Михаил Пришвин был влюблен в природу. Он восхищался ее величием и красотой, изучал повадки лесных зверюшек и умел увлекательно и очень по-доброму писать об этом. Все эти истории пронизаны добротой и имеют счастливый конец. сколько в рассказах Пришвина наблюдений за листками, грибами, муравьями, птицами, ветром, зайцами - наблюдений, полных нежности и сочувствия! Природа живет, чувствует, играет, тоскует и радуется - и просится к человеку. Ждет его внимания, любви, помощи.
«Чистая поэзия» - так можно назвать рассказы Пришвина. Читая его книги, мы слышим шум ветра и шелест листьев, ощущаем запахи леса и наблюдаем за поведением лесных обитателей. Часто рассказы Пришвина повествуют нам о том, как равнодушны бывают люди ко всей красоте, находящейся рядом с ними.
Давайте послушаем с вами сейчас один из рассказов Михаила Пришвина «Лесной хозяин»
(Демонстрируется видеоролик «Доброе слово. Пришвин. Рассказы. Лесной хозяин». После просмотра можно обсудить это произведение)
Этот мастер художественного слова в своих произведениях учит любить и понимать природу и, нести ответственность перед ней за ее использование. Ещё один рассказ талантливого автора, с которым я хочу Вас сейчас познакомить: «Лоси».
(Педагог читает рассказ «Лоси», после этого спрашивает у ребят чем он запомнился, понравился или нет. Затем, после ответа детей можно показать мультфильм по рассказу Пришвина «Дедушкины валенки». Текст от автора и один из авторов сценария известный мультипликатор Юрий Норштейн. После показа мультфильма педагог или воспитатель задают ребятам интересные загадки о белке)
Педагог:
У Михаила Пришвина есть увлекательный, необычный, поучительный рассказ про этого зверька. Называется «Белкина память». Давайте их сейчас послушаем.
(Демонстрируется видеоролик «Беличья память. Читает Демянко Т. В.)
Ребята, а ведь про белку есть ещё и чудесные, добрые песенки. Сейчас мы с вами под них сделаем небольшую разминку. Вы внимательно слушаете слова и показываете движения белки, о которых там поётся.
(Демонстрируются видеоролики или аудио записи песен «Песенка рыжехвостенькой» Владимира Шаинского и «Рыжие белочки» Сергея и Людмилы Ершовых. После песенок педагог задаёт несложные загадки про утят)
А кто из вас помнит замечательную песенку «На шагающих утят быть похожими хотят»?
(Ответы детей)
Давайте сейчас все вместе станцуем этот задорный танец.
(Можно включить видеоролик с этой песней и при желании дети вместе с педагогом повторяют движения, как это делают исполнители)
Отлично, друзья! Михаил Пришвин написал очень трогательные рассказы об этих птицах «Ребята и утята» и «Хромка».
(Демонстрируется видеоролик озвученного диафильма «Ребята и утята» в исполнении актёра, чтеца и радиоведущего Николая Литвинова. А затем видеоролик с рассказом «Хромка» в исполнении Елены Романовой. После просмотра педагог обсуждает с детьми услышанные рассказы)
Ребята, в первом рассказе «Ребята и утята» автор обращается к своим юным читателям, чтобы они берегли птиц, населяющих лес и воды, ведь они должны вырастить своих детей. Дети, отпустив утят, сами становятся добрее и чище.
А во втором рассказе «Хромка» уточка полюбила человека за заботу о ней.
Последний рассказ, с которым хотелось бы вас познакомить тоже очень интересный и познавательный. Называется он «Этажи леса»
(Демонстрируется видеоролик «Михаил Пришвин «Этажи леса»( 5:37). Исполняет Ирис Ревю).
Дорогие мальчики и девочки! Мы сегодня познакомились с вами с рассказами о природе замечательного писателя Михаила Пришвина. «Охранять природу – значит охранять Родину». Так написал автор в одном из своих произведений «Моя Родина». Поделитесь своими впечатлениями о мероприятии. Что вам больше понравилось, какие рассказы и видео? Предлагаю желающим нарисовать рисунки к понравившимся произведениям и посмотреть детскую программу «АБВГДейка. Рассказы о природе. Михаил Пришвин». Она о том, что с помощью рассказов русского писателя Михаила Пришвина каждый сможет почувствовать себя в лесу "как дома".
Можно в свободное время дать послушать детям рассказы Михаила Пришвина в исполнении Николая Литвинова.