Людмила Рыбакова
Консультация для педагогов «Внутреннее свечение» к юбилею со дня рождения художника А. И. Куинджи
▼ Скачать + Заказать документы
Внутреннее свечение
Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Внутреннее свечение» к юбилею со дня рождения художника А. И. Куинджи.
1800-е годы, по мнению биографов, было временем появления на свет многих ярких представителей нашей культуры, науки, искусства, людей, чье творчество сделало их классиками в каждой из этих областей, поставив Русскую Культуру на недосягаемую высоту.
В этом году юбилей Архипа Ивановича Куинджи (1842 – 1910).
Публикация «Консультация для педагогов „Внутреннее свечение“ к юбилею со дня рождения художника А, И, Куинджи» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
180 лет тому назад в местечке Карасу (Карасевка, что недалеко от Мариуполя, в поселении греков и татар, в бедной семье обрусевшего грека – сапожника родился будущий художник. Дед был ювелирным мастером, отсюда и фамилия - Куинджи, с татарского переводится, как «золотых дел мастер». Говоря о себе, Куинджи всегда подчеркивал: «Я русский с греческими корнями».
«Забытая деревня»
«Забытая деревня» (фрагмент)
В 1845 году умирает отец, а следом и мать. Осиротевшие четверо детей живут у родных по отцовской линии. «Вольный» учитель грек, сам едва знавший грамоту, обучает Архипа, потом его отдают в городскую школу, где предметы ему давались с трудом и не были интересны, а вот рисовал он постоянно. Семья жила бедно, Архип пас гусей, помогал по хозяйству. В 10 лет вместе с «законченным образованием», закончилось и детство. Мальчика отдают к подрядчику, строящему церковь, - здесь он ведет учет приема кирпича.
«Степь»
Затем поступает прислугой к хлеботорговцу итальянцу Аморетти, который хвастается его рисунками перед гостями. Аморетти советует Архипу отправиться в Феодосию к Айвазовскому. Феодосия не далеко и пешком дойти можно; Айвазовский знаменит, да и сам приглашал учеников для уроков живописи. 15-летний подросток не вызвал интереса у маэстро, который только и доверил ему растирать краски, да покрасить забор. А первые уроки живописи Архипу дает обучающийся у Айвазовского молодой художник А. Фесслер. Мальчик вдохнул «воздух профессиональной живописи», сам пытался копировать картины Айвазовского, но через два месяца возвращается домой и чтобы как – то прожить, поступает ретушером к местному фотографу. Потом «идет в люди» - переезжает в Одессу, в Таганрог, в Петербург, работая ретушером фотографии.
В. Васнецов «Портрет художника А. И. Куинджи».
Попытка поступить в Академию художеств терпит крах два года подряд только потому, что он не смог сдать экзамен по общеобразовательным предметам, поскольку им не был обучен.
В 1868 году А. Куинджи - неизвестный художник – самоучка принимает участие в академической выставке, представляя свою картину «Татарская сакля в Крыму», и его принимают в Академию на правах «вольного слушателя». Желание, усердие, талант и труд делают свое дело: преподаватели отмечают талант художника.
«Эльбрус. Лунная ночь»
14 лучших учеников Академии создают «Товарищество передвижных выставок». «Передвижники», к которым примкнул Куинджи, идут против академизма, желая впервые языком живописи говорить о реальной жизни. Это была новая эстетика, новые сюжеты – правдивое изображение жизни, истории, природы. Ни одна выставка Передвижников не обходилась без работ Куинджи, их с нетерпением ждали, их покупал Третьяков и другие любители для своих коллекций. За картину «Снег» художник получил бронзовую медаль на Международной выставке в Лондоне.
«Лес»
Еще в детстве Архип познакомился с Верой Шаповаловой - Кетчерджи, дочерью богатого обрусевшего греческого купца. Это была первая и единственная нежная и преданная, взаимная любовь художника. Отец Веры был против такой партии для своей образованной дочери.
«Лесная поляна»
И Архип, будучи бедным человеком, делает и сделает всё: он получает звание «классного художника», его картины покупаются, его авторский «куинджевский стиль» становится известным и за пределами страны.
«На острове Валааме» картина имела большой успех в Вене.
Появляются хорошие деньги, на которые можно не только устроить пышную свадьбу, но и жить молодой семье в Петербурге, выезжать заграницу. В Свадебное путешествие молодожены отправились на остров Валаам.
«Украинская ночь» Этот «гоголевский сюжет» покорил именитых мастеров и простых зрителей. Куинджи получает почетное звание художника первой степени. Картина имеет успех на выставке в России и Франции.
Он в постоянном поиске образа и света, использует яркие цвета, их сочетание, в гармонии и контрасте. Он первый из русских художников использует цветные пигменты - это то, чего не было раньше, пишет так, как писать было не принято.
«Север»
На 7-ой Передвижной выставке А. И. Куинджи представляет 3 работы.
«Север», «После дождя», «Березовая роща».
«После дождя»
«Березовая роща»
Необычность «Березовой рощи» в ее уникальности для пейзажной живописи своего времени. В газете «Молва» было опубликовано анонимное письмо, в котором автор (им оказался его соратник М. Клодт) обвинил Куинджи «в однообразии, плоскости, театральности и погоне за спецэффектами». Упреки были беспочвенны и объяснялись только завистью.
Имеющаяся в картине условность, декоративность и стилизация, появятся и будут привычными в живописи, позже, в ХХ веке в модерне и авангарде. Скандал закончился разрывом А. И. Куинджи с «Передвижниками».
«Лунная ночь на Днепре»
В 1880 году в «Обществе поощрения художников» была выставлена картина «Лунная ночь на Днепре». Она была не только новаторски исполнена, но и новаторски преподнесена зрителю для восприятия. В зале, занавешенным черным бархатом, картина была одна. Луч света, направленный на нее, привел в восторг каждого: такого не было никогда. Луна отражала свой свет в облаках и, играя с водой, делала ее «живой и журчащей», и уже свет шел от воды. Посетители старались и не могли объяснить увиденное, искали фонарики под картиной, говорили об использовании цветного стекла.
«Лунная ночь на Днепре» (малый формат)
А. И. Куинджи всегда интересовался всеми техническими новинками своего времени, знал оптические законы, постоянно экспериментируя с пигментами, подойдя к этому научно, в поисках «новой краски», Архип Иванович вместе со своим другом Дмитрием Ивановичем Менделеевым, добавив в краску битум, отчасти получил необыкновенный эффект «внутреннего свечения воды». Пока масляная краска не просохла, жесткой сухой кистью он проводит «бороздки» вдоль реки, создавая эффект голограммы, эффект мерцания, в момент попадания на них света.
Видео: https://www.youtube.com/embed/9aOIA3feT0wКартина с успехом экспонировалась в Париже. Великий князь Константин Константинович покупает картину за 5 тыс. руб., что по тем временам огромные деньги. Князь не расстается с ней «ни на минуту», берет в путешествия, да еще и в морские – влага и соль отразилась на яркости красок. Куинджи пишет еще несколько копий этой картины, которые в наше время можно видеть в музеях.
«Днепр утром»
Один из любимых приемов художника - уметь передать перспективу с верхней точки обзора, увидеть всё с высоты птичьего полета, передать «душу природы». Неслучайно, выбирая жилье, Куинджи располагается на последнем этаже, чтобы, выйдя на чердак, увидеть линию горизонта, ощутить всю необъятность вселенной. С детства любил птиц, был для них «доктором». В Петербурге, после полуденного удара пушки, выходил на чердак, где со всего города слетались благодарные голуби, галки, вороны, воробьи, которых он кормил и лечил: перевязывал «больное крылышко», вставлял «дыхательную трубочку». В своем имении в Крыму, устроил себе мастерскую на ветке дерева, взгромоздясь, так и рисовал.
После этой выставки, в свои 40 лет, Архип Иванович уходит «в затворничество» на 20 лет, не принимает участие ни в каких выставках, не приглашает в свою мастерскую никого. За весь этот период пишет картины и этюды, показывая все на персональной последней свой выставке в 1901 году. Он профессор, ведет свой класс в Высшем художественном училище при Академии художеств, он востребован, сколотил себе достойный капитал. Зная на себе, что такое бедность и равнодушие, Куинджи создает «Общество Куинджи», которое получая покровительство царя и статус Императорского общества, финансово помогает своим ученикам, начинающим художникам и тем, кому требуется такая помощь, а также поддерживает развитие Академии художеств. Купил имение в Крыму, куда привозил за свои средства студентов, на пленэр. Есть фото, где он вместе с учениками летит на воздушном шаре. Его профессорский класс скорее напоминал одну большую семью, людей, объединенных духовно-художественным родством.
Занимался меценатством, был человеком щедрым, душевным и отзывчивым. Передал 100 тыс. руб. для ежегодных премий студентам, поощрительных премий художникам- пейзажистам, но чаще свою помощь не афишировал. Вместе с супругой Верой Леонидовной жили спокойно, уединенно, дружно, любили музицировать: она играла на фортепиано, он на скрипке. Детей не было.
И. Н. Крамской «Портрет художника А. И. Куинджи»
В 68 лет Архип Иванович умирает от воспаления легких, завещая свое творческое наследие «Обществу Куинджи». «За выдающуюся деятельность на художественном поприще» ему присвоен Орден Святого Станислава 1 степени. Картины художника можно встретить в музеях многих городов нашей страны, и за рубежом, в частных коллекциях.
«Свой талант, казалось, он получил от Бога!»