Лучший педагог года

Методическая разработка НОД «Путешествие на Северный полюс»

Татьяна Галкина
Методическая разработка НОД «Путешествие на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка»

___Судиславского муниципального района Костромской области___

157860 Костромская область п. Судиславль ул. Советская д. 19 «А»

тел. (49433) 9-71-65, e-mail : bereska.sudislavl@yandex.ru

Непосредственно образовательная деятельность

в старшей группе

на тему: «Путешествие на Северный полюс»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

(познавательно - исследовательская деятельность)

Воспитатель: Галкина Татьяна Исламовна

Публикация «Методическая разработка НОД „Путешествие на Северный полюс“» размещена в разделах

Цель: - Обобщение знаний детей о Северном полюсе.

Программные задачи:

Обучающие задачи:

• Закреплять знания детей об особенностях природы Северного полюса.

• Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий.

Развивающие задачи:

• Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.

• Развивать любознательность, инициативу, связную (монологическую) речь.

• Развивать умение работать в группе.

Воспитательные задачи:

• Вызвать радостное настроение от путешествия.

Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Планируемый результат: У детей сформировано представление о Севере :

- на Севере очень холодно, зимой темно, т. к. идёт полярная ночь, можно увидеть северное сияние;

- на Севере обитают различные животные и птицы.

Материал и оборудование: Карта Северного полюса; конверт; диск с фонограммами: песни из мультфильма «Умка» (Колыбельная для медвежонка, метели и вьюги; телефон; картинки с изображением птиц, растений, айсбергов для показа и маленькие для самостоятельной работы; смайлики (весёлы и грустный); игрушка – белый медвежонок; клей – карандаши; таз с водой; лёд; жир; салфетки; оформление стены ( белые: жилища, льдины; силуэты животных); светильник, крутящийся, с разными цветами.

Предварительная работа:

- Беседы, чтение художественных произведений о зиме;

- Разгадывание загадок о зиме;

- Рассматривание глобуса, иллюстрации о Севере;

- Опыты с водой;

- Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар»; Г. Снегирёв «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвинёнок»; А. Членов «Как Алёшка жил на Севере».

Работа с родителями:

- Просмотр мультфильма «Умка», «Умка ищет друга»;

- Изучение материала по теме «Северный полюс».

Технологии, используемые педагогом:

1. Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

- тесное взаимодействие педагога и ребёнка.

2. Игровые технологии:

- включение игры в НОД;

- игровые задания и упражнения.

3. Технологии поисковой деятельности:

- создание проблемной ситуации.

4. Здоровьесберегающие технологии:

- физминутка;

- дыхательная гимнастика.

Ход образовательной деятельности:

Последовательность деятельности Деятельность педагога Деятельность детей, предполагаемые ответы

1. Вводная часть

Чтение стиха.

Дидактическая игра «Зимние слова».

Сюрпризный момент

Вносят звуковое письмо (диск) и карту.

Прослушивание песни «Колыбельная для медвежонка».

Телефонный звонок.

Рассматривание карты

Проблемная ситуация

-Ребята, посмотрите, какой сегодня прекрасный день! Давайте отправимся в путешествие! Приключения начинаются!

- Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

- Как вы думаете, о чём эта загадка?

- Как вы догадались?

- Какие зимние месяца вы знаете?

- Снежинка, январь, бабочка, Новый год, санки, лёд, жара, рукавички, подснежники, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, арбуз, коньки, загорать, снегири, снегопад, август, велосипед, лыжи.

- От кого же это письмо?

- Чья это песня?

- А где живёт Умка?

Умка: - Ребята, здравствуйте! Это Умка. Вы получили письмо?

- Я приглашаю вас к нам в гости. А поможет добраться вам карта. Ждём вас! До встречи!

- Ну, что принимаем приглашение?

- Вот карта. Давайте её рассмотрим. Кто знает, где находится Северный полюс?

- Почему Северный полюс обозначен белым цветом?

- Ребята, мы собрались в гости к Умке, как и на чём нам туда добраться? Коммуникативная, игровая деятельность

Дети слушают стих

- О зиме и о зимних месяцах.

Предположения детей.

- Декабрь, январь, февраль.

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.

Дети слушают песню.

- Из мультфильма «Умка».

- На Северном полюсе.

- Да.

- Да.

Дети показывают.

- Там круглый год снег и лёд. Это ледяная пустыня.

Двигательная деятельность

Предположения детей и имитация движения на различных видах транспорта.

1. Основная часть

Звучит фонограмма вьюги и метели.

Дыхательная гимнастика.

Чтение стиха.

Беседа

Физминутка

Включить «Северное сияние» (прожектор)

Чтение стихотворения

Беседа

Показ иллюстрации

Показ иллюстрации

Проблемная ситуация

Проведение опыта с водой

Вывод

Показ иллюстрации.

Проблемная ситуация

Вывод

Рассказ воспитателя

Игра малой подвижности: «Найди Умку»

Умка уходит.

3. Итог

Дыхательная гимнастика.

Игра: «Найди и приклей картинку».

Рефлексия

- Вот и Северный полюс! В дороге устали, давайте глубоко вдохнём и выдохнем.

- Он от края и до края

Как пустыня ледяная –

Царство холода и тьмы,

Царство Матушки – Зимы.

- Ребята, что вы знаете о Северном полюсе, его погоде?

- Ребята, что-то стало прохладно, пора, наверное, нам согреется, а то совсем замерзнем.

- Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

Вьюга злится, снег кружится.

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

- Что за чудо – чудеса:

Загорелись небеса.

Ой, горит, пылает пламя

Над сверкающими льдами…

Это свет, холодный свет

Северного неба.

- Вы знаете, что это за явление?

- Кто расскажет о Северном сияний?

- У нас такое явление встречается?

- Ребята, а люди живут на Северном полюсе?

- Как вы думаете, могут ли на Северном полюсе расти растения?

- Как ни сурова природа Северного полюса, здесь обитают многие животные, какие?

- Почему все эти животные не мёрзнут, в такую лютую стужу?

- А как же тюлени, моржи? Ведь у них нет тёплой шубы.

- А чем же питаются животные Северного полюса?

- А кто ещё любит рыбу?

- На острова в летнее время слетается множество птиц. Каких, вы знаете?

- Эти птицы образуют птичьи базары, почему их так называют?

- А какие птицы живут на Северном полюсе и не умеют летать?

- Кто, по вашему мнению, является главным жителем северных просторов?

- Интересно, почему медведь не покрывается льдом, когда он вылезет из воды на такой сильный мороз.

- Вы хотите узнать, как же это происходит? Давайте, пройдём в исследовательскую лабораторию.

- В ёмкость с водой опустите руки и тут же выньте её. Посмотрите на неё внимательно. Что вы видите?

- Что произойдёт, если сейчас ударит мороз?

- Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром. Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили?

- Давайте попробуем встряхнуть руку. Что случилось с капельками воды?

- Вот и белый медведь не покрывается льдом. Он вылезает из воды и встряхивается. Вода с него слетает, почему?

- А кто ещё использует эту хитрость?

- Ребята, что это за плавающие ледяные горы?

- Они бывают самой причудливой формы. Посмотрите внимательно, на что похожи эти айсберги?

- Откуда же появились эти ледяные громады?

- Почему же они не тонут?

- А как же можно это проверить?

- Давайте проверим.

- Лёд не утонул, какой можно сделать вывод?

- Сколько мы узнали много о загадочном, удивительном, необыкновенном мире Северного полюса, о непростой жизни животных. С каждым годом их становится меньше. Поэтому мы должны заботиться, охранять их, не загрязнять моря и океаны. А где же Умка?

Умка: - Ой, вы уже добрались, а я заигрался и не встретил вас, извините, пожалуйста!

- Да не переживай, Умка, мы много что повидали у вас здесь. Но нам пора возвращаться домой, да и тебя мама, наверное, заждалась. Но мы, сначала, с тобой поиграем.

- Ну, что Умка, до свидания. Беги к маме.

Умка: - До свидания, счастливого вам пути.

- И нам, ребята, пора в путь. Путь будем держать по нашей карте. Сначала на чём поедем?

- Вот, ребята, мы и в садике. Путь был долгий, устали, давайте глубоко вздохнём и выдохнем.

- У меня на столе есть много картинок, надо найти и приклеить на нашу карту карточки, которые относятся к Северному полюсу. Будьте внимательны!

- У меня есть смайлики: весёлые и грустные. Если вам понравилось наше путешествие, то возьмите весёлого смайлика, а если нет, то грустного.

- А карту мы сейчас поместим в группе и будем вспоминать о путешествий на Северный полюс.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Дети слушают стих и рассматривают оформление на стене.

Познавательная, речевая деятельность

- Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трёхэтажного дома. Зимой на Севере часто бушуют метели и трещат морозы. В это время солнца совсем не видно. Длится полярная ночь. Погода – морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная. На смену длинной зиме приходит полярный день. Круглые сутки светло. Лето короткое. Солнце мало прогревает снег и лёд и он почти не тает.

Двигательная, речевая деятельность

Дети проговаривают и выполняют движения:

- Руки вверх и вниз.

- Руки на пояс, поворот вокруг себя.

- Руки на пояс, наклоны в стороны.

- Показывают пальцем на свой нос.

- Прыжки на месте.

- Руки в стороны, замереть на месте.

- Кружатся с махами рук.

- Махи руками вправо, влево.

- Опускаются на корточки, руки вниз.

Дети любуются и слушают стих.

Познавательная, речевая деятельность

- Это Северное сияние.

- Это когда небо освещается волнами то красного, то зелёного цвета. Оно бывает когда идёт полярная ночь.

- Нет.

- Постоянно люди там не живут. Иногда отправляются экспедиции для изучения и наблюдения. Они живут в юртах, ярангах и иглах.

- Растут редкие травы: ягель, мох, лишайник. Деревья и кустарники не растут, так как слишком холодно, нет почвы.

(Рассматривают иллюстрации)

- Белые медведи, северные олени, тюлени, моржи, белые волки, овцебыки, песцы.

- У них есть тёплый мех.

- У этих животных толстый слой жира и защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд.

- Рыбой.

- Птицы.

- Кайры, гагары, тупик, чайки, альбатрос, полярные совы.

- Потому что, много птиц и они кричат, шумят.

- Пингвины.

- Это белый медведь.

Предполагаемые ответы.

- Да.

Познавательно-исследовательская, речевая деятельность

- Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды.

- Эта вода превратится в корочку льда?

- Вода собралась капельками.

- Капли воды с руки слетели. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лёд.

- Его мех покрыт жиром.

- Водоплавающие птицы.

- Это айсберги.

Рассматривание иллюстрации.

- На крокодила, птицу, ворота, замок.

- Иногда от ледника откалываются огромные глыбы и отправляются в путь по океану.

- Лёд легче воды?

Исследовательская деятельность

Предположения детей.

Дети выполняют

- Лёд легче воды.

Коммуникативная, игровая деятельность

Дети находят игрушку – белого медвежонка.

Двигательная деятельность

Дети ищут Умку, кто нашёл, говорят воспитателю (выбранному ребёнку) шёпотом.

Дети прощаются с Умкой.

Предположения детей, имитация движения на различных видах транспорта.

Коммуникативная, игровая деятельность.

Дети делают вдох и выдох.

Дети находят и приклеивают картинки

Дети выбирают смайликов.

Дети берут карту и возвращаются в группу.

Публикации по теме:

Мастер-класс макета «Северный и Южный полюс»Мастер-класс макета «Северный и Южный полюс» Всем добрый вечер! Предлагаю вам мастер класс по изготовлению макета "Северный и Южный полюс". У меня подготовительная группа, пришло.

Методическая разработка досуга «Путешествие в старину» Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому.

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Конспект интегрированной познавательной образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в мир профессий»Конспект интегрированной познавательной образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в мир профессий» Конспект интегрированной познавательной образовательной деятельности во второй младшей группе. Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Методическая разработка-территория здоровьяМетодическая разработка-территория здоровья «Группы дошкольного образования - территория здоровья» В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика.

Методическая разработка «Тетрадь по самообразованию» .

Методическая разработка «Животный мир Антарктиды»Методическая разработка «Животный мир Антарктиды» Пояснительная записка. Экологическое воспитание детей очень актуально и задача педагогов сейчас состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольника.

План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе (образовательная.

Проект по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие на Северный полюс» в старшей группеПроект по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие на Северный полюс» в старшей группе Вид проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы. Тип проекта: краткосрочный (1 неделя).

Сценарий зимнего спортивного развлечения «Путешествие на Северный полюс» Данная разработка может быть полезной педагогам, инструкторам по физической культуре с целью организации зимнего досуга для детей среднего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка НОД «Путешествие на Северный полюс»
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 09:55
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка НОД «Путешествие на Северный полюс»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Галкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД