Татьяна Галкина
Методическая разработка НОД «Путешествие на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка»
___Судиславского муниципального района Костромской области___
157860 Костромская область п. Судиславль ул. Советская д. 19 «А»
тел. (49433) 9-71-65, e-mail : bereska.sudislavl@yandex.ru
Непосредственно образовательная деятельность
в старшей группе
на тему: «Путешествие на Северный полюс»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
(познавательно - исследовательская деятельность)
Воспитатель: Галкина Татьяна Исламовна
Публикация «Методическая разработка НОД „Путешествие на Северный полюс“» размещена в разделах
Цель: - Обобщение знаний детей о Северном полюсе.
Программные задачи:
Обучающие задачи:
• Закреплять знания детей об особенностях природы Северного полюса.
• Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий.
Развивающие задачи:
• Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
• Развивать любознательность, инициативу, связную (монологическую) речь.
• Развивать умение работать в группе.
Воспитательные задачи:
• Вызвать радостное настроение от путешествия.
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Планируемый результат: У детей сформировано представление о Севере :
- на Севере очень холодно, зимой темно, т. к. идёт полярная ночь, можно увидеть северное сияние;
- на Севере обитают различные животные и птицы.
Материал и оборудование: Карта Северного полюса; конверт; диск с фонограммами: песни из мультфильма «Умка» (Колыбельная для медвежонка, метели и вьюги; телефон; картинки с изображением птиц, растений, айсбергов для показа и маленькие для самостоятельной работы; смайлики (весёлы и грустный); игрушка – белый медвежонок; клей – карандаши; таз с водой; лёд; жир; салфетки; оформление стены ( белые: жилища, льдины; силуэты животных); светильник, крутящийся, с разными цветами.
Предварительная работа:
- Беседы, чтение художественных произведений о зиме;
- Разгадывание загадок о зиме;
- Рассматривание глобуса, иллюстрации о Севере;
- Опыты с водой;
- Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар»; Г. Снегирёв «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвинёнок»; А. Членов «Как Алёшка жил на Севере».
Работа с родителями:
- Просмотр мультфильма «Умка», «Умка ищет друга»;
- Изучение материала по теме «Северный полюс».
Технологии, используемые педагогом:
1. Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
- тесное взаимодействие педагога и ребёнка.
2. Игровые технологии:
- включение игры в НОД;
- игровые задания и упражнения.
3. Технологии поисковой деятельности:
- создание проблемной ситуации.
4. Здоровьесберегающие технологии:
- физминутка;
- дыхательная гимнастика.
Ход образовательной деятельности:
Последовательность деятельности Деятельность педагога Деятельность детей, предполагаемые ответы
1. Вводная часть
Чтение стиха.
Дидактическая игра «Зимние слова».
Сюрпризный момент
Вносят звуковое письмо (диск) и карту.
Прослушивание песни «Колыбельная для медвежонка».
Телефонный звонок.
Рассматривание карты
Проблемная ситуация
-Ребята, посмотрите, какой сегодня прекрасный день! Давайте отправимся в путешествие! Приключения начинаются!
- Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
- Как вы думаете, о чём эта загадка?
- Как вы догадались?
- Какие зимние месяца вы знаете?
- Снежинка, январь, бабочка, Новый год, санки, лёд, жара, рукавички, подснежники, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, арбуз, коньки, загорать, снегири, снегопад, август, велосипед, лыжи.
- От кого же это письмо?
- Чья это песня?
- А где живёт Умка?
Умка: - Ребята, здравствуйте! Это Умка. Вы получили письмо?
- Я приглашаю вас к нам в гости. А поможет добраться вам карта. Ждём вас! До встречи!
- Ну, что принимаем приглашение?
- Вот карта. Давайте её рассмотрим. Кто знает, где находится Северный полюс?
- Почему Северный полюс обозначен белым цветом?
- Ребята, мы собрались в гости к Умке, как и на чём нам туда добраться? Коммуникативная, игровая деятельность
Дети слушают стих
- О зиме и о зимних месяцах.
Предположения детей.
- Декабрь, январь, февраль.
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
Дети слушают песню.
- Из мультфильма «Умка».
- На Северном полюсе.
- Да.
- Да.
Дети показывают.
- Там круглый год снег и лёд. Это ледяная пустыня.
Двигательная деятельность
Предположения детей и имитация движения на различных видах транспорта.
1. Основная часть
Звучит фонограмма вьюги и метели.
Дыхательная гимнастика.
Чтение стиха.
Беседа
Физминутка
Включить «Северное сияние» (прожектор)
Чтение стихотворения
Беседа
Показ иллюстрации
Показ иллюстрации
Проблемная ситуация
Проведение опыта с водой
Вывод
Показ иллюстрации.
Проблемная ситуация
Вывод
Рассказ воспитателя
Игра малой подвижности: «Найди Умку»
Умка уходит.
3. Итог
Дыхательная гимнастика.
Игра: «Найди и приклей картинку».
Рефлексия
- Вот и Северный полюс! В дороге устали, давайте глубоко вдохнём и выдохнем.
- Он от края и до края
Как пустыня ледяная –
Царство холода и тьмы,
Царство Матушки – Зимы.
- Ребята, что вы знаете о Северном полюсе, его погоде?
- Ребята, что-то стало прохладно, пора, наверное, нам согреется, а то совсем замерзнем.
- Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, снег кружится.
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
- Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса.
Ой, горит, пылает пламя
Над сверкающими льдами…
Это свет, холодный свет
Северного неба.
- Вы знаете, что это за явление?
- Кто расскажет о Северном сияний?
- У нас такое явление встречается?
- Ребята, а люди живут на Северном полюсе?
- Как вы думаете, могут ли на Северном полюсе расти растения?
- Как ни сурова природа Северного полюса, здесь обитают многие животные, какие?
- Почему все эти животные не мёрзнут, в такую лютую стужу?
- А как же тюлени, моржи? Ведь у них нет тёплой шубы.
- А чем же питаются животные Северного полюса?
- А кто ещё любит рыбу?
- На острова в летнее время слетается множество птиц. Каких, вы знаете?
- Эти птицы образуют птичьи базары, почему их так называют?
- А какие птицы живут на Северном полюсе и не умеют летать?
- Кто, по вашему мнению, является главным жителем северных просторов?
- Интересно, почему медведь не покрывается льдом, когда он вылезет из воды на такой сильный мороз.
- Вы хотите узнать, как же это происходит? Давайте, пройдём в исследовательскую лабораторию.
- В ёмкость с водой опустите руки и тут же выньте её. Посмотрите на неё внимательно. Что вы видите?
- Что произойдёт, если сейчас ударит мороз?
- Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром. Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили?
- Давайте попробуем встряхнуть руку. Что случилось с капельками воды?
- Вот и белый медведь не покрывается льдом. Он вылезает из воды и встряхивается. Вода с него слетает, почему?
- А кто ещё использует эту хитрость?
- Ребята, что это за плавающие ледяные горы?
- Они бывают самой причудливой формы. Посмотрите внимательно, на что похожи эти айсберги?
- Откуда же появились эти ледяные громады?
- Почему же они не тонут?
- А как же можно это проверить?
- Давайте проверим.
- Лёд не утонул, какой можно сделать вывод?
- Сколько мы узнали много о загадочном, удивительном, необыкновенном мире Северного полюса, о непростой жизни животных. С каждым годом их становится меньше. Поэтому мы должны заботиться, охранять их, не загрязнять моря и океаны. А где же Умка?
Умка: - Ой, вы уже добрались, а я заигрался и не встретил вас, извините, пожалуйста!
- Да не переживай, Умка, мы много что повидали у вас здесь. Но нам пора возвращаться домой, да и тебя мама, наверное, заждалась. Но мы, сначала, с тобой поиграем.
- Ну, что Умка, до свидания. Беги к маме.
Умка: - До свидания, счастливого вам пути.
- И нам, ребята, пора в путь. Путь будем держать по нашей карте. Сначала на чём поедем?
- Вот, ребята, мы и в садике. Путь был долгий, устали, давайте глубоко вздохнём и выдохнем.
- У меня на столе есть много картинок, надо найти и приклеить на нашу карту карточки, которые относятся к Северному полюсу. Будьте внимательны!
- У меня есть смайлики: весёлые и грустные. Если вам понравилось наше путешествие, то возьмите весёлого смайлика, а если нет, то грустного.
- А карту мы сейчас поместим в группе и будем вспоминать о путешествий на Северный полюс.
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
Дети слушают стих и рассматривают оформление на стене.
Познавательная, речевая деятельность
- Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трёхэтажного дома. Зимой на Севере часто бушуют метели и трещат морозы. В это время солнца совсем не видно. Длится полярная ночь. Погода – морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная. На смену длинной зиме приходит полярный день. Круглые сутки светло. Лето короткое. Солнце мало прогревает снег и лёд и он почти не тает.
Двигательная, речевая деятельность
Дети проговаривают и выполняют движения:
- Руки вверх и вниз.
- Руки на пояс, поворот вокруг себя.
- Руки на пояс, наклоны в стороны.
- Показывают пальцем на свой нос.
- Прыжки на месте.
- Руки в стороны, замереть на месте.
- Кружатся с махами рук.
- Махи руками вправо, влево.
- Опускаются на корточки, руки вниз.
Дети любуются и слушают стих.
Познавательная, речевая деятельность
- Это Северное сияние.
- Это когда небо освещается волнами то красного, то зелёного цвета. Оно бывает когда идёт полярная ночь.
- Нет.
- Постоянно люди там не живут. Иногда отправляются экспедиции для изучения и наблюдения. Они живут в юртах, ярангах и иглах.
- Растут редкие травы: ягель, мох, лишайник. Деревья и кустарники не растут, так как слишком холодно, нет почвы.
(Рассматривают иллюстрации)
- Белые медведи, северные олени, тюлени, моржи, белые волки, овцебыки, песцы.
- У них есть тёплый мех.
- У этих животных толстый слой жира и защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд.
- Рыбой.
- Птицы.
- Кайры, гагары, тупик, чайки, альбатрос, полярные совы.
- Потому что, много птиц и они кричат, шумят.
- Пингвины.
- Это белый медведь.
Предполагаемые ответы.
- Да.
Познавательно-исследовательская, речевая деятельность
- Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды.
- Эта вода превратится в корочку льда?
- Вода собралась капельками.
- Капли воды с руки слетели. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лёд.
- Его мех покрыт жиром.
- Водоплавающие птицы.
- Это айсберги.
Рассматривание иллюстрации.
- На крокодила, птицу, ворота, замок.
- Иногда от ледника откалываются огромные глыбы и отправляются в путь по океану.
- Лёд легче воды?
Исследовательская деятельность
Предположения детей.
Дети выполняют
- Лёд легче воды.
Коммуникативная, игровая деятельность
Дети находят игрушку – белого медвежонка.
Двигательная деятельность
Дети ищут Умку, кто нашёл, говорят воспитателю (выбранному ребёнку) шёпотом.
Дети прощаются с Умкой.
Предположения детей, имитация движения на различных видах транспорта.
Коммуникативная, игровая деятельность.
Дети делают вдох и выдох.
Дети находят и приклеивают картинки
Дети выбирают смайликов.
Дети берут карту и возвращаются в группу.