Ирина Мандрыкина
Проект «Космос и мы»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Этот день останется в памяти многих поколений. Событие, которое произошло 12 апреля, чрезвычайно важно не только с точки зрения науки и техники, но и всего человечества. Идея полета человека в заатмосферное пространство осуществилась. Люди ждали этого часа долгие годы. Желание проникнуть в глубины Вселенной было неодолимо.
Юрий Алексеевич Гагарин облетел вокруг Земли на корабле-спутнике и благополучно приземлился в заданном районе. Научное значение этого беспримерного эксперимента огромно.
Земля и другие планеты, звезды, галактики, пространство вокруг них и энергия, которая от них исходит, формируют то, что принято называть Вселенной.
Публикация «Проект „Космос и мы“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Один из этапов познавательного развития дошкольников – знакомство с понятие «планета Земля». На данном этапе важно вызывать у детей интерес к планете, на которой мы живем, желание узнать больше о ее месте в космосе, сформировать представления детей о роли человека в изучении и освоении космоса.
Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им продолжать дело, начатое нашими великими предшественниками, среди которых славные имена К. Э Циолковского, С. П. Королева, Ю. А. Гагарина, В. В. Терешковой, А. А. Леонова. Поэтому работа в этом направлении – это и часть патриотического воспитания: формирование чувства гордости за свою страну и достижение ученых и космонавтов.
Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей старшего дошкольного возраста, даются в играх, учебной деятельности, наблюдениях, чтении художественной литературы, экспериментировании, моделировании, при создании проблемных ситуаций, закрепление знаний осуществляется с опорой на ведущие виды деятельности дошкольника – игровую и художественно-продуктивную – в изобразительной деятельности, конструировании, дидактических. Сюжетно-ролевых, подвижных играх, а также при проведении досугов и развлечений.
Космос – это огромная вселенная, полная чудес и волшебных открытий! Любознательный ребенок рано или поздно задастся вопросом: что там, за пределами нашей планеты!
Пояснительная записка
Что такое космос? Наверно не все взрослый знают ответ на этот вопрос. Еще первобытные люди приковывали свои взгляды на ночное небо, пытаясь выяснить, что за светящиеся точки на нем находятся. Люди в прошлом наблюдали небо. Изучали звезды, фиксировали движение планет и составляли календари. Некоторые думали, что на небе живут боги, другие считали, что в небесах обитают неизвестные человеку существа, да и до нынешнего времени в человеке не сложилось полное понимание того, что такое космос на самом деле. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В раннем возрасте им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, как помочь ему узнавать много нового и интересного про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в образовательной деятельности.
Актуальность проекта :быть космонавтом не актуально у современных мальчишек. Вымышленные персонажи современных мультфильмов дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. К сожалению, нельзя точно восстановить образы далекого прошлого. Но, Земля как будто специально создана такой, чтобы ее разумные обитатели могли познавать законы окружающего мира.
Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Данный проект поможет расширить знания и представление о космосе, конкретизирует знания о планетах солнечной системы, созвездиях, метеоритах, сформирует интерес к неизвестным фактам из истории космоса. Дети научатся анализировать имеющие факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Проблемы проекта : современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Любопытство – это как раз то самое качество, которое выделяет нас, людей, из всего животного мира, а в человеческом обществе порождает ученых, изобретателей, врачей, путешественников. Писателей, художников – короче говоря, творческих личностей.
Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Целью данного проекта является :
формирование у детей целостной картины мира (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми.);
способствование развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, создание условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию.
Задачи:
продолжать расширять представление детей о многообразии космоса; рассказать об интересных фактах и событиях космоса;
дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на земле; продолжить знакомство с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным;
развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношения друг к другу;
расширять кругозор и активизировать словарь дошкольников;
воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни, чувство гордости за свою Родину, историю своей планеты, за достижения учёных, космонавтов;
привлечь родителей к совместной деятельности.
Тип проекта : информационно–познавательный, творческий.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Ожидаемые результаты:
усвоение детьми знаний, представлений о космосе;
повышение уровня мотивации к занятиям;
развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности;
вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Этапы реализации проекта
Вводный:
1. Сбор информации. Индивидуальные беседы с детьми и родителями.
2. Диагностика с целью выявление знаний детей о космосе.
3. Диагностические игровые задания.
4. Изучение учебно-методической литературы по проблеме. Сбор материала (книги, иллюстрации, открытки, презентации).
Основной:осуществить отбор тем расширяющих представления дошкольников.
Итоговый:
1. Конкурс чтецов стихов о космосе;
2. Вопрос на засыпку «Космос и мы»;
3. Коллективное панно «Полет на луну»;
4. Отчет на педсовете.
В заключении можно сказать, что изучение непростой и интересной науки о небесных светилах поможет сформировать у детей старшего дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей во Вселенной, Солнечной системе. Поможет развить собственный познавательный опыт в обобщенном виде. Воспитает интерес и уважение к людям-первооткрывателям.
Из всего сказанного следует: изучение космоса необходимо всем. Ведь жизнь – явление космическое, мысль человеческая – явление планетарное, и каждый человек – участник полета всего человечества на естественном космическом корабле по имени Земля.
Методический материал к разработке, реализуемой в
рамках проектной деятельности
«Космос и мы!».
Беседы по теме
Беседа «Что такое космос».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
Беседа «Первый в космосе».
Цель: Продолжать знакомство с первым летчиком космонавтом Ю. А. Гагариным.
Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
Тематика непосредственной образовательной деятельности.
Конструирование (оригами)«Космические ракеты».
Цель: изучить название составных частей ракеты; конструировать ракету из бумаги
Рисование «Открытый космос»
Цель: Расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветов восприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности.
Лепка «Космонавты»
Цель: учить детей лепить космонавта «пружинку», используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки
Совместная деятельность:
1. Просмотр мультфильмов:
«Тайна третьей планеты»;
«Белка и Стрелка».
2. Конструктивные игры:
«Космодром»;
«Космический корабль».
3. Дидактические игры:
«Найди пару»;
«Четвертый лишний»;
«Подбери словечко».
4. Подвижные игры:
«Ждут нас быстрые ракеты»;
«Невесомость»;
«Космическая эстафета».
5. Сюжетно – ролевые игры:
«Космическое путешествие»;
«Космонавты».
6. Чтение художественной литературы:
В. Бороздин «Первый в космосе»;
Л. Талимонова «Сказки о созвездиях»;
Загадки о космосе.
7. Создание папки передвижки «Планеты солнечной системы».
8. Работа с родителями:
консультация «Как познакомить дошкольников с космосом»;
участие в выставке поделок.
Приложения
Подвижные игры:
«Ждут нас быстрые ракеты»
Цель: развивать двигательную активность.
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.
«Космонавты»
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
Запускаем мы ракету «У-У-У!» : руки над головой в форме конуса.
Завели моторы «Р- р- р» : движение по кругу друг за другом.
Загудели: «У-у-у!» : руки расставили в стороны.
На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
«Солнышко и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко»,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.
Космические загадки с ответами
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то - не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце)
Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу - серпом. (Луна)
Ночью посмотри в оконце –
В небе высоко
Зажигаемся,как солнца,
Очень далеко. (Звезды)
В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет. (Юпитер)
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин. (Сатурн)
В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара. (Венера)
Это красная планета
По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри. (Марс)
Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален. (Меркурий)
В космосе с хвостом летаю,
Пыль вселенной подметаю.
Как метла, мой длинный хвост
Проведет уборку звезд. (Комета)
Эти звездочки, как искры,
Падают и гаснут быстро.
Зажигают среди ночи
В небе звездный дождик,
Словно эти огонечки
Рисовал художник. (Метеориты)
Я лечу вокруг Земли,
Отражаю вниз сигнал,
Чтобы зрители могли
Принимать телеканал. (Спутник)
Космонавты, крепко сели?
Скоро в космос выхожу!
Вкруг Земли на карусели
По орбите закружу. (Ракета, космический корабль)
Он в скафандре, со страховкой
Вышел на орбиту.
Кораблю поправил ловко
Кабель перебитый. (Космонавт, астронавт)
В космосе нет сковородки
И кастрюли тоже нет.
Тут и каша, и селедка,
И борщи, и винегрет -
Расфасованы, как крем!
Космонавтом буду.
Из чего-то я поем,
Вовсе без посуды. (Из тюбиков)
В космосе всегда мороз,
Лета не бывает.
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает.
Та одежда припасет
И тепло, и кислород. (Скафандр)
Есть окошко в корабле -
«Челенджере», «Мире».
Но не то, что на Земле -
В доме и в квартире.
В форме круга то окно,
Очень прочное оно. (Иллюминатор)
Вопрос на засыпку.
Цель: закрепить имеющиеся знания о космосе.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике; обогащать словарь детей (космодром, скафандр, невесомость, телескоп и т. д.).
Развивающие: развивать интеллектуальные способности детей; развивать силу, выносливость.
Воспитательные: воспитывать умение работать в команде, сопереживать друг другу, создавать эмоционально благоприятную атмосферу.
Материал: картины о космосе, соответствующие каждому вопросу и загадке
Рисунок по точкам с цифрами (ракета) для конкурса капитанов
Спортивный инвентарь для соревнований
Доска для каждой команды с изображением планеты и названием команды
Звезды – бонусы за правильные ответы
Подарки – книги «Астрологическая энциклопедия»
Видеозапись с мультфильмом «Чип и Дейл – полет в космос»
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми о космосе, о знаменитых космонавтах.
2. Разгадывание загадок.
3. Чтение книг.
4. Просмотр картинок, портретов, разных журналов о космосе.
Ход:
1. Вступительная часть. Беседа.
Воспитатель: Ребята! А вы знаете, какой праздник сегодня отмечает вся страна? (День космонавтики). Правильно! Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?
Воспитатель: А вы ребята знаете что-нибудь о космосе? Сегодня у нас будет командное соревнование между двумя группами. Команда старшей группы называется «Сатурн», а команда подготовительной группы - «Юпитер». Вы должны отвечать на вопросы, которые задаю вам, и за это вы будете получать звезды. В конце нашей викторины, мы их подсчитаем, и та команда у кого будет больше звезд, та и выиграла. Но если ответы будут выкрикиваться с места, или хором, все вместе отвечать, то звездочка будет забираться. Поэтому будьте внимательны, и кто первый поднимает руку, тот и отвечает.
Поочередно каждой команде читается загадки. Побеждает команда, отгадавшая большее число загадок.
1. Синенькая шубенка весь мир покрыла. (Небо)
2. Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули по утру – нет ничего. (Звезды на небе)
3. Круглолица, белолица,
Во все зеркала глядится. (Луна)
4. То блин, то полблина,
То та, то эта сторона. (Луна или месяц)
5. По высокой дороге
Идет бычок круторогий,
День он спит,
А ночью глядит. (Месяц)
6. Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)
7. Без него плачемся, а как появится, от него прячемся. (Солнце)
8. Голубой платок,
Алый колобок,
По платку катается,
Людям улыбается. (Небо и Солнце)
Конкурс капитанов.
Каждый из капитанов задает друг другу по вопросу «Верно или неверно?». На обдумывание каждого ответа дается 1 мин. В случае затруднения на помощь капитану приходит команда.
Варианты вопросов:
1. Юрий Гагарин был первым человеком, ступившим на Луну.
2. Земля – единственная планета, у которой есть спутник.
3. Метеорит – название планеты.
4. Марс иногда называют Красной планетой.
5. Малая медведица – название звезды.
6. Солнце – самая горячая планета.
7. Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт.
8. Солнечная система состоит из девяти планет.
9. Белка и Стрелка – названия космических кораблей.
10. Телескоп – оптический прибор для исследования и изучения космических тел.
11. Комета – это летящая звезда.
12. Скафандр – одежда космонавтов.
Конкурс команд.
1. Эстафета
Для каждой команды на магнитной доске нарисовано Солнце с пронумерованными орбитами и подготовлена изображения 9 планет Солнечной системы с магнитами. Команда выстраивается в колонну по одному слева от стола, на котором лежат плоскостные модели планет. Каждый член команды, взяв одну «планету», должен добежать до доски, прикрепить «планету» на соответствующую ей орбиту и передать эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, быстрее и без ошибок составившая схему Солнечной системы
2. Ребус
Каждой команде дается маркер и изображение ракеты с написанными частями слов. От каждой из команд выбирается по 2 участника. После объяснения задания изображения ракет помещают на магнитную доску.
Задание. При запуске ракеты 5 слов раскололись надвое. Нужно линией соединить половинки вместе, чтобы получились эти слова.
Слова: спут-ник, теле-скоп, пла-нета, зем-ля, Неп-тун;
Плу-тон, луно-ход, коме-та, орби-та, лу-на.
3. «Четвертый лишний»
Участники получают конверты с набором рисунков, три из которых можно объединить вгруппу по какому-либо общему признаку, а один выделить как четвертый лишний.
Варианты:
- Земля, Марс, глобус, Сатурн;
- Ю. А. Гагарин, В. В. Терешкова, А. А. Леонов, С. П. Королев.
4. Кроссворд
Вопросы:
1. Планета Солнечной системы, которую в древности прозвали «планетой войны» за ее красный цвет.
2. Самая далекая от Солнца и самая маленькая планета Солнечной системы.
3. Спутник Земли.
4. Вторая от Солнца планета Солнечной системы, соседка Земли.
5. Оно есть у планеты Сатурн.
6. Самая большая планета солнечной системы.
5. «Дешифровщик»
Командам предлагается зашифрованные слова на тему «Созвездия» (название созвездие). Буквы в словах зашифрованы цифрами.
Задание. Вписать буквы, соответствующие данной цифре.
Для первой команды – ДЕВА, РЫБЫ.
Для второй – МУХА, ЛИРА.
Конкурс болельщиков.
«Объясни словечко».
Задание. Болельщикам каждой команды дается для объяснения два слова:
- луноход, звездочет;
- прилуниться, звездолет.
За правильные ответы команде присуждаются баллы.
Подведение итогов и объявление результата.
Вручение призов.
Список используемой литературы
1. Дорожкин Н. Я. Я познаю мир. Астрономия: энцикл. / М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2019. – 381 с.
2. Касаткина Ю. Н., Щигель Д. С., Митрофанова М. А. Звезды и планеты. Иллюстрированная энциклопедия. – М. : АСТ: Астрель, 2019. – 62 с.
3. Калашников В. И. Звезды и планеты. Энциклопедия тайн и загадок. Издательство «БЕЛЫЙ ГОРОД», 2011. – 47 с.
4. Паникова Е. А., Инкина В. В. Беседы о космосе. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.