Людмила Рыбальченко
Методическая разработка конспекта занятия «Использование нетрадиционной техники на занятиях по продуктивной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гости к зайчику».
Цель: развивать умение детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) применять на практике нетрадиционную технику рисования губкой и ватными палочками.
Задачи:
Образовательная - Расширять знания детей о нетрадиционных способах рисования;
Развивающая - Развивать воображение; эстетическое восприятие окружающего мира; развивать умение использовать разные способы создания изображения.
Публикация «Методическая разработка конспекта занятия „Использование нетрадиционной техники на занятиях по продуктивной деятельности“» размещена в разделах
Воспитательная - Воспитывать интерес к изобразительному искусству; умение слушать, выполнять определенные действия по словесным инструкциям воспитателя; воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие – обогащение словаря детей. Познавательное развитие – расширение кругозора в части изобразительного искусства. Социально-коммуникативное – развитие свободного общения с взрослым и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. Физическое развитие – развитие мелкой моторики рук. Труд – формирование трудовых умений и навыков в различных видах продуктивной деятельности.
Материалы: Гуашь, тарелочки для гуаши, вода, лист картона предварительно тонированный; трафареты: волк, заяц, ель, снеговик. Влажные и бумажные салфетки.
Предварительная работа: Чтение и разучивание стихотворений о зиме, разгадывание загадок, рассматривание репродукции картин с изображением зимнего леса. Повторение времен года, зимующие и перелетные птицы.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие у нас времена года?
Дети: Осень, Зима, Лето, Весна.
Воспитатель: Молодцы, а какое время года сейчас?
Дети: Зима!
Воспитатель: Правильно, у нас за окном зима, выпал снег, перелетные птицы, улетели в теплые края. А какие же птички не улетели?
Дети: Ворона, сорока, воробьи, дятел, синичка…
2. Сюрпризный момент:
Воспитатель: Ребята! Сегодня нам в группу принесли письмо. А в нем загадки.
Вы любите загадки?
Дети: да
(открывает конверт, в конверте задание от зайчика.)
Воспитатель: Нам с Вами пишет зайчик. Тут написано, что он потерялся и не может попасть домой. Вот послушайте ребята!
Заяц лёг на бугорок,
Подремать решил часок.
А пока он сладко спал,
Первый снег на землю пал.
Вот проснулся заяц серый,
Удивился:
В чем же дело?
Был я сер, а стал я бел,
Кто меня переодел?
Воспитатель: Как вы думаете, что случилось с зайчиком, пока он спал?
Дети: Пришла зима!
Воспитатель: А как вы определили, что пришла зима?
Дети: Снег выпал, стало холодно, и зайчик сменил шерстку на теплую.
Воспитатель: Все верно, эти птицы зимуют и никуда не улетают. Как вы думаете, сможем ли мы отгадать загадки, которые приготовил для нас зайчик?
Дети: Да, мы отгадаем все загадки!
Воспитатель: Первая загадка:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зимой).
Дети: Зимой
Воспитатель: Правильно – это зима. Вторая загадка.
Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год - важна. (Ёлка)
Дети: Ёлка. (отвечают хором).
Воспитатель: Третья загадка.
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали и в миг,
Получился…. (Снеговик)
Дети: Снеговик.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Все загадки отгадали.
Так, где же живет наш зайчик?
Дети: в лесу!
Воспитатель: Верно, а в какой он лес должен попасть?
Дети: В Зимний!
Воспитатель: Ребята, давайте зайчику поможем и нарисуем для него его целый зимний лес. Вы же любите рисовать?
Дети: Да, очень!
3. Основная часть.
Воспитатель: Но рисовать мы сегодня будем необычным способом, а нетрадиционным. Наш лес будет нарисован с помощью вот такой вот губки для посуды, которая есть в каждом доме и ватных палочек. А так же мы будем использовать специальные трафареты, гуашь, воду, и заранее подготовленные листы картона. Вам интересно, что за картина у нас получится?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте возьмем те цвета, которые подходят для зимнего леса. Нам обязательно понадобится белый цвет, синий, голубой, зеленый, черный
И мы с вами отправимся в волшебный мир живописи. А вы знаете, как появились самые первые рисунки?
Дети: Нет…
Воспитатель: Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Эти рисунки были датированы примерно 30000 лет до нашей эры, и были они обнаружены на стенах пещер Южной Франции. И многие из этих рисунков хорошо сохранились, так как туда никто не мог попасть в течение многих веков.
Ученые, впервые обнаружив наскальные рисунки древних людей, задались вопросом, а зачем вообще людям потребовалось создавать эти рисунки. Очевидно, что первым инструментом для рисования был уголек, который первобытный человек взял из костра. Позднее человек стал изготавливать краски. Краски, которыми эти рисунки были сделаны, приготовлялись из минералов, в которые добавлялись животные и растительные жиры.
Воспитатель: И сегодня в роли художников окажемся мы с вами, как вы думаете, мы справимся с нашей задачей? Нарисуем для зайчика красивый сказочный лес?
Дети: Да!
Воспитатель: У нас с вами есть уже подготовленный листы тонированного картона. На него мы с помощью трафаретов, губки и ватных палочек будем наносить наши рисунки. Давайте рассмотрим, что за трафареты у нас есть.
Дети: Снеговик, ёлочка, волк.
Воспитатель: Даже волк, захотел жить в нашем лесу. Он будет добрым, и не будет обижать лесных зверей. Пустим его в нашу сказку?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, что же первое мы нарисуем с вами.
Дети: Елочку (отвечают хором)
Воспитатель: Правильно, какой же зимний лес без елочки.
Мы берем трафарет нашей елочки, каждый размещает ее в том месте, где он хотел бы ее видеть. Прикладываем её к листу картона, и смачиваем губку в зеленый цвет и штампующими движениями заполняем весь наш трафарет, чтобы не осталось не закрашенных мест. Мы закончили, аккуратно убираем трафарет с листа бумаги. Посмотрите, какая красивая получилась у нас елочка.
Кто следующий поселится на нашем рисунке?
Дети: Снеговик.
Воспитатель: Возьмем чистую губку и уже белым цветом закрашиваем нашего снеговика. Ватными палочками оформляем глазки. (Поочередно дети накладывают, все трафареты на картину, с удовольствием занимаются, рассуждают, предлагают варианты композиции).
Пальчиковая гимнастика:
Воспитатель: Давайте сделаем зарядку для наших ручек, чтобы они немного отдохнули. Смотрите и повторяйте за мной.
«Вот помощники мои»
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни: (смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так,
Не обидятся никак. (потираем руки)
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять. (хлопаем в ладоши)
Постучали, повертели (стучим по столу)
И работать захотели. (потираем руками)
Поработают немножко,
Мы дадим им отдохнуть. (сложили ладони вместе)
Постучали, повертели (круговые движения кистями)
И опят обратно в путь. (хлопаем в ладоши).
(Дети радостно смеются и хлопают в ладоши).
Воспитатель: Вот мы с вами и нарисовали наши картины, как вы думаете чего нам здесь не хватает?
Дети: Снега.
Воспитатель: Правильно, снег мы нарисуем с помощью ватных палочек. Аккуратно расставляем по всей картине маленькие белые точки. Молодцы! Все справились с поставленной задачей.
Воспитатель: Наши картины почти готовы, но все же не всех животных мы нарисовали. Как вы думаете, кого мы забыли?
Дети: Зайчика! Он же должен жить в нашем лесу!
Воспитатель: Молодцы, мы нарисовали, такой красивый сказочный лес, самое время пригласить на наши картины зайчика, зайчика мы так же рисуем с помощью трафарета.
4. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, что же нового мы сегодня с вами узнали?
Дети делятся полученными знаниями:
– 1 ребенок: Мы научились рисовать губкой и ватными палочками.
- 2 ребенок: Первые люди рисовали угольком.
- 3 ребенок: Мы отгадывали загадки.
Воспитатель: Вы довольны проделанной работой? Понравилось ли вам быть художниками?
Дети: Да, теперь мы и дома с мамой будем так же рисовать!
Сопроводительная записка к занятию по «Использованию нетрадиционных техник на занятиях по продуктивной деятельности»
«Рисование губкой и ватными палочками»
Подготовленное занятие позволяем познакомить детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с нетрадиционной техникой рисования «Рисование губкой и ватными палочками».
Тема: «В гости к зайчику».
Актуальность: В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности, или пасует перед ними. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. У детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие – обогащение словаря детей. Познавательное развитие – расширение кругозора в части изобразительного искусства. Социально-коммуникативное – развитие свободного общения с взрослым и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. Физическое развитие – развитие мелкой моторики рук. Труд – формирование трудовых умений и навыков в различных видах продуктивной деятельности.
Виды детской деятельности : Коммуникативная, речевая, познавательно – исследовательская, игровая.
Цель: развивать умение детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) применять на практике нетрадиционную технику рисования губкой и ватными палочками.
Задачи:
Образовательная - Расширять знания детей о нетрадиционных способах рисования;
Развивающая - Развивать воображение; эстетическое восприятие окружающего мира; развивать умение использовать разные способы создания изображения.
Воспитательная - Воспитывать интерес к изобразительному искусству; умение слушать, выполнять определенные действия по словесным инструкциям педагога; воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.
Организационная деятельность, подготовка к занятию.
Методы : Беседы, чтение и разучивание стихотворений о зиме, разгадывание загадок, рассматривание репродукции картин с изображением зимнего леса. Повторение времен года, зимующие и перелетные птицы.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.
После проведения занятия ожидается :
– формирование навыков контроля и самоконтроля;
– активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
– умение находить новые способы для художественного изображения;
– умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Методы :
Словесный: Чтение и разучивание стихотворений о зиме.
Наглядный: Рассматривание репродукции картин с изображением зимнего леса.
Использование пальчиковой гимнастики «Вот помощники мои».
Структура занятия :
1. Организационный момент: 2 - 3 минуты. Беседы о временах года, дети настроились на предстоящую работу. Были подобраны наглядные пособия, которые активизировали деятельность детей во время занятия.
2. Основная часть: 15 – 20 минут. Во время практической продуктивной деятельности детей подводили к восприятию знаний и опыта в нетрадиционных техниках рисования «рисование губкой и ватными палочками». Проводилась пальчиковая гимнастика для снятия физической усталости.
3. Закрепление материала: 3 – 4 минуты. На заключительном этапе использовался метод анализа выполнения задания.
Длительность занятия соответствует нормам для детей данного возраста – 25 минут.
Выводы:
В процессе занятия дети старшего дошкольного возраста познакомились с нетрадиционной техникой рисования. Многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.