Елена Слободова
Конспект НОД по формированию ЗОЖ в подготовительной группе «Здоровые зубы — красивая улыбка»
Цель: Дать детям представления о названиях зубов при их самообследовании, их функции и значении для человека, научить детей ухаживать за зубами, чтобы они не болели.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Расширить знания детей о ротовой полости, зубах.
2. Познакомить детей с вредной и полезной для зубов пищей.
3. Обучить основным правилам ухода за зубами.
4. Развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки: задавать вопросы; делать выводы и умозаключения.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Публикация «Конспект НОД по формированию ЗОЖ в подготовительной группе „Здоровые зубы — красивая улыбка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Зубы, уход за зубами. Конспекты занятий, НОД
- Зубы. Все о зубах для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься.
2. Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы и положительное отношение к посещению стоматолога;
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Развивать диалогическую речь.
2. Формировать грамматически правильное построение предложений в процессе общения.
3. Обогащение и активизация словаря.
Образовательная область «Физическое развитие» («Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»)
1. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
2. Расширять представление о роли гигиены и уходу за полостью рта.
Материалы к занятию:
1. Зеркала по количеству детей;
2. Плакаты с вредными и полезными для зубов продуктами;
3. Муляжи разных продуктов, поднос;
4. Иллюстрации детского стоматологического кабинета, инструмента врача, осмотр и лечение зубов;
5. ТСО: телевизор, ноутбук. Презентация «Уход за зубами».
Ход занятия
1 часть.
Дети заходят в группу. Встают на коврике, образуя круг.
Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся друг с другом и с гостями.
Доброе утро! Тем, кто проснулся! (На носочках потянулись, руки вверх)
Доброе утро! Тем, кто улыбнулся! (Повороты головы влево-вправо, друг другу улыбнулись)
Доброе утро, нашим друзьям! (Взявшись за руки, покачали ими вперёд-назад)
Доброе утро, нашим гостям! (Повернулись из круга, руки вытянули вперёд)
Воспитатель:- Ребята, садитесь на свои места.
(Дети садятся за столы, у каждого ребёнка перед собой зеркало).
- Отгадайте загадку:
Когда мы едим – они работают,
когда не едим – они отдыхают,
не будем их чистить – они заболеют.
- Что это? (зубы)
Воспитатель:- Ребята, сегодня мы будем знакомиться с нашими зубами, мы пользуемся ими каждый день, но еще не знакомы с ними. Скажите, где расположены зубы? (во рту) А что ещё есть во рту? (Язык) Зачем они нам нужны? (Откусывать и пережёвывать пищу, правильно произносить звуки, чтобы была красивая улыбка и правильный прикус)
Воспитатель:- Давайте посмотрим на свои зубы в зеркало. Растяните губы широко в улыбке, а теперь попробуйте согнуть их язычком, получается? (дети выполняют). Какие зубы? (зубы твердые, крепкие). А теперь, глядя в зеркало, осторожно постучите ногтём указательного пальца о зуб. Чувствует ли зуб постукивание? (Да). Можно ли сказать, что он живой? (Да).
Посмотрите, все зубы разные по форме и размеру, так как выполняют разную работу. Передние зубы – это резцы. Они находятся вверху и внизу прямо посередине. Проведите языком по краю. Чувствуете, какие они острые. Этими зубами мы откусываем небольшие кусочки от пищи. Например, когда едим яблоко, хлеб.
По бокам резцов расположены клыки. Клыки нужны для разрывания и разгрызания плотной пищи, например мяса, моркови. Посмотрите на них – они не такие, как резцы. У них тоже острые края, но они крепче и сильнее резцов. А пережёвывают, перетирают пищу жевательные зубы. Откройте широко рот, и вы их увидите. Их поверхность неровная, с выступами, проведите по ним языком и вы это почувствуете.
- Ребята, как вы думаете, дети рождаются с зубами? (ответы детей). Первые зубы появляются у ребёнка на первом году жизни и называются они молочные. К 6-7 годам их становится 20. Потом молочные зубы постепенно выпадают и на их месте вырастают постоянные, они больше по размеру и крепче молочных. У взрослого человека их 32. Смена молочных зубов на постоянные зубы происходит у всех детей, и не надо этого бояться. Но, если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет. Поэтому очень важно беречь зубы и ухаживать за ними. Ведь только, если все зубы на месте и все здоровые мы сможем откусывать и тщательно пережевать пищу на мелкие кусочки, а это очень важно для нашего организма.
Воспитатель: - Теперь попробуйте покачать зуб пальцами, получается? (Нет). Попробуйте вынуть зуб. Опять не получается? Зубы сидят прочно, они укреплены в кости, которая называется челюстью. Её можно пощупать (дети ощупывают её)
Когда мы открываем рот, то видим розовую десну, из которой растёт видимая часть зуба, она называется коронкой. В десну уходят корни зуба, которые мы не видим, но они прочно закрепляют зуб в челюсти. Поэтому зубы растут крепкие, прочные и ими можно откусывать жёсткую и твёрдую пищу.
А десна сама по себе мягкая и чувствительная - нажмите на неё пальчиком, и вы будете ощущать прикосновение. Если десна поранится чем-то острым (например, даже вилкой, если с ней неправильно обращаться, то будет больно и из неё пойдет кровь.
Воспитатель:- Ребята, посмотрите в зеркало, какого цвета ваши зубы? Если они белые, гладкие, крепкие, то зубы здоровые, а если жёлтые и на них тёмные пятна, то зубы больные, это значит, что вы за ними не ухаживаете. Наши зубы покрыты эмалью, она очень твёрдая, но гладкая. Проведите язычком с внешней и внутренней стороны зубов. Эмаль защищает зубы от повреждения. Но, если не следить за зубами, то она со временем будет разрушаться, и заболевание зуба пойдет вглубь, и вы почувствуете, как он заболит.
Посмотрите на картинки, как вы думаете, где здоровые зубы, а где нет. (Дети сравнивают картинки)
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнём, а потом обсудим, что нужно делать, чтобы зубы не болели.
Физминутка:
ЗАРЯДКА
Каждый день по утрам
Делаем зарядку-
(Руки поочерёдно над головой, наклоны влево-вправо)
Очень нравится нам
Всё делать по порядку:
(Руки на поясе, повороты влево-вправо)
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
(Имитация движений по тексту)
2 часть.
(Дети садятся на стульчики перед телевизором)
Воспитатель: - Зубки надо беречь и ухаживать за ними. Скажите, ребята, а вы ухаживаете за своими зубами? Как? (Зубы надо чистить). Давайте посмотрим, как правильно ухаживать за зубами. (Показ и обсуждение с детьми презентации)
Воспитатель: - Ребята, чтобы лучше запомнить, как чистить зубы, давайте это сделаем в движениях:
Чистим зубы дважды в сутки,
(Имитируют чистку зубов влево-вправо,
На пальцах правой руки показывают 2)
Чистим долго: три минутки,
(Имитируют чистку зубов влево-вправо,
На пальцах левой руки показывают 3)
Щёткой чистой, не лохматой
(Кивают головой вверх-вниз,
Затем влево-вправо)
Пастой вкусной, ароматной.
(Облизывают языком верхние и нижние губы, нюхают)
Чистим щёткой вверх- вниз –
(Имитируют чистку зубов вверх-вниз)
Ну, микробы, берегись!
(Грозят пальцем)
3 часть
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, что ещё нужно делать, чтобы зубы не болели и всегда оставались красивыми и здоровыми? (Правильно питаться, есть полезные продукты)
Воспитатель показывает плакат с вредными и полезными для зубов продуктами
Посмотрите на эти картинки и назовите вредные для зубов продукты (дети называют, а теперь продукты, которые укрепляют зубы (дети называют).
Воспитатель: Я хочу предложить вам игру «полезные продукты».
Дети подходят и встают вокруг стола, на котором разложены муляжи продуктов.
- Ребята, сейчас каждый из вас по очереди будет выбирать по одному полезному продукту, называть то, что он считает полезным для зубов и складывать вот сюда на поднос. Игра продолжается 2-3 минуты. Молодцы ребята, вы правильно отобрали полезные продукты.
4 часть
Дети проходят за столы
Воспитатель: - Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение. Называется оно
«Как у нашей Любы…»
Как у нашей Любы
Разболелись зубы :
Слабые, непрочные –
Детские, молочные…
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?
Воспитатель: - Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (зуб повреждён, в нём дырочка). Когда мы едим, мелкие частички пищи скапливаются между зубами. Если их вовремя не убрать, то на них скапливается много микробов, которые со временем могут разрушить весь зуб. Сначала на эмали образуется маленькая дырочка или трещинка. Постепенно микробы и бактерии попадают все глубже и глубже, и зуб начинает болеть, реагировать на горячую, холодную, сладкую пищу. Постепенно микробы могут разрушить весь зуб. Дырка в зубе - всегда больно.
Воспитатель: - Ребята, если разболелся зуб к какому врачу мы пойдём? (к зубному врачу). Правильно. Зубной врач называется стоматолог. Стоматологи, располагая специальной аппаратурой, смогут обнаружить кариес до того, как он нанесёт серьёзные повреждения твоим зубам. (Показать иллюстрации). Стоматологи не только лечат зубы, но и объясняют, что нужно делать, чтобы избежать болезни зубов. Врачи очень любят детей и хотят сделать их зубки здоровыми. Их не надо бояться они очень добрые и умные. Поднимите руки, кто боится врачей? А кто не боится? А кто уже был у зубного врача? Больно было лечить? Даже если будет немного больно, всё равно надо немного потерпеть, иначе потом будет ещё хуже.
Воспитатель: - Вы молодцы. Теперь вы хорошо запомнили, как ухаживать за зубами и к кому обращаться, когда они болят. Я вам желаю, чтобы ваши зубки всегда были здоровыми, а улыбка красивой.