Анна Козловская
Из опыта работы «Картотека «Игры, которые лечат»
Методическая разработка
Картотека : «Игры, которые лечат»(из опыта работы)
Составитель:
воспитатель 1 категории Козловская А. В. ;
г. Санкт-Петербург, Центральный р-н,
ГБДОУ д/с №40 оздоровительного типа.
Игры для младшего возраста (с 2-х до 4-х лет)
Подвижные игры :
1. «ПЯТНАШКИ»
Цели игры : развитие координации движений, обучение умению менять направление движения.
Публикация «Из опыта работы „Картотека „Игры, которые лечат“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Опыт работы, практика
- Темочки
Ход игры:
При помощи считалки выберите из детей ведущего - «пятнашку». По вашему сигналу играющие должны разбежаться в разные стороны, «пятнашка» изо всех сил должен постараться догнать кого-либо из игроков и коснуться его рукой, осалить. Кого «пятнашка» сумел осалить, тот вместе с ним ловит остальных детей. Затем выбирают нового водящего, и игра продолжается.
2. «А ЧТО НА НОЖКАХ?
Цели игры : укрепление мышц туловища и мышц и связок ног, обучение правильному выполнению команд.
Что надо для игры :
• Разноцветные ленточки или тесемочки
• Различная обувь
• Коврик
Ход ИГРЫ.
Ребенок должен лечь на спину на коврик, вытянув вперед прямые сомкнутые вместе ноги.
Повязывайте на стопы ленточки (каждый раз разные) или надевайте на ножки малыша обувь так, чтобы он ее не видел. По команде «А что у нас на ножках?» ребенок должен одновременно приподнимать голову и отрывать ступни (носки) от пола, смотреть на счет (1, 2, 3, 4) на ноги, а затем медленно опускать сначала голову на коврик, а потом ноги.
Важно! Контролируйте положение позвоночника ребенка жен по всей длине прижиматься к коврику
3. «МЫШКИ В КЛАДОВОЙ»
Цели игры : тренировка быстроты реакции, скорости, ловкости движений, обучение умению ориентироваться в пространстве
Что надо для игры :
• Стулья - для каждого играющего
• Веревка
• Тарелочка
• Сухарики
Ход ИГРЫ.
Поставьте стулья по одну сторону площадки - это будут «норки» для «мышей». На противоположной стороне площадки к двум стульям, стоящим на некотором расстоянии друг от друга (или к двум стенам, на высоте 40 - 50 см от пола прикрепите веревку — она будет отгораживать «кладовую».
При помощи считалки выберите из играющих «кошку», остальные дети будут «мышками». «Мышки» забираются в свои «норки» (садятся на стулья, а поодаль сидит «кошка».
Как только «кошка» засыпает, «мыши» бегут в «кладовую» : чтобы попасть туда, они должны нагнуться и подлезть под веревку. Затем, присев на корточки, они берут с тарелочки припасенные сухарики и грызут их: «Хруп-хруп» (трапезу мышей лучше имитировать).
«Кошка» внезапно просыпается от шума и бросается ловить «мышей», а те выбегают из кладовой и, спасаясь от грозного зверя, бегут в свои норки. Поймав одного «мышонка», «кошка» отводит его в сторону, сажает на отдельный стул, и игра продолжается до тех пор, пока все «мыши» не будут пойманы.
По окончании игры предложите детям встать прямо и поднять голову вверх. При этом скажите:
Вы теперь не мышки,
А чудо-ребятишки,
Растите высоко,
Глядите далеко.
Важно! При выполнении последнего упражнения следите за тем, чтобы осанка детей была правильной, а губы - сомкнутыми.
4. «ПЕРЕШАГНИ ЧЕРЕЗ ВЕРЕВОЧКУ»
Цели игры : развитие координации движений, ловкости, формирование навыка перешагивания через препятствие.
Что надо для игры :
• Веревочка
• Три стула
• Приз
• Музыкальное сопровождение
Ход ИГРЫ.
К двум стульям, стоящим на некотором расстоянии друг от друга, привяжите веревочку на высоте 10—15 см от пола. На один из стульев, который будет к тому же обозначать финиш, положите приз. Ребенок должен сидеть на стуле в 3—5 м от веревочки. По вашему сигналу он встает и идет к веревочке, перешагивает через нее, затем поворачивается и снова перешагивает через веревочку и т. д., пока не пройдет таким образом по всей длине веревочки. На финише малыш забирает заслуженную награду. Важно!Если ребенку трудно, то он может сделать только три-четыре перешагивания.
Игру лучше выполнять под ритмичную музыку или хлопки ведущего при каждом переступании через веревочку. Следите за правильностью осанки малыша и тем, чтобы у него были сомкнуты губы.
Игры на развитие мелкой моторики рук:
5. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ»
Цели игры : развитие мелкой моторики рук, обучение различению цветов, развитие устойчивого внимания.
ЧТО НАДО ДЛЯ ИГРЫ :
• Две корзинки (или чашки, или тарелки, или пластмассовых ведерка). Главное, чтобы к их краям прищепки легко прикреплялись
• Два набора цветных прищепок (по 12 штук).
• Прищепки должны быть четырех цветов: красного, желтого, синего и зеленого. В каждом наборе - по три прищепки одного цвета
Ход ИГРЫ.
Положите в две корзинки по набору прищепок. Возьмите одну себе, а другую отдайте малышу. Поставьте корзинку на стол и попросите ребенка подать вам прищепки разных цветов по очереди и назвать их цвет. Если малыш затрудняется с определением цвета прищепки, которую он вам подал, сами назовите его.
Затем покажите, как тремя пальцами (именно тремя) можно прикрепить прищепку к краю корзины. Когда ребенок освоит это действие, он сможет легко прикреплять прищепки к корзине по вашему сигналу, выполняя при этом особое задание. Например: прикреплять все прищепки одного цвета и назвать его; прикреплять прищепки в определенной последовательности — сначала одного цвета, потом другого, а затем третьего; прикреплять прищепки, чередуя цвета. Важно! Обязательно покажите ребенку, как надо прикреплять при щепки, — он должен видеть правильные движения. Многократное повторение движения разжимания и сжимания прищепок тренирует кончики пальцев рук, они получают своего рода тонизирующий массаж, который оказывает давление на определенные точки в мышцах пальчиков, откуда поступают сигналы в кору головного мозга, в расположенный там центр речи. Важно! Наблюдая, какой рукой предпочитает работать ребенок, можно определить его ведущую руку. Однако желательно, чтобы ребенок работал обеими руками.
6. «ДВА КОНЦА, ДВА КОЛЬЦА, А ПОСЕРЕДИНЕ ГВОЗДИК»
Цели игры : тренировка мышц кисти, развитие координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики рук.
Что надо для игры :
• Поднос
• Ножницы (лучше пластмассовые)
• Несколько листов достаточно толстой цветной бумаги. На некоторых из них при помощи карандаша и линейки обозначены линии отреза и фломастером или карандашом нарисованы несложные узоры.
• Карандаш, фломастер
• Линейка - если вы хотите начертить прямые линии
Ход ИГРЫ.
Положите ножницы на поднос. Поднос и бумагу поло жите перед малышом. Загадайте ребенку загадку: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. Что это?» После того как ребенок ее разгадает, предложите ему порезать ножницами бумагу. Если малыш легко справился с заданием, попросите его разрезать бумагу по прочерченным карандашом либо фломастером линиям или вырезать из бумаги какую-либо фигуруВажно!Следует учесть, что, приобретая навыки уверенно держать ножницы, ребенок потом так же уверенно сможет держать карандаш и проводить на бумаге линии.
7. «ВЫШИВАЛЬЩИЦЫ»
Цели игры : развитие мелкой моторики, точных движений пальцев рук, координации движений и концентрации внимания.
Что надо для игры :
• Поднос
• Аисты картона
• Карандаш или фломастер
• Одна-две толстые иглы и подушечка для них либо два шнурка
• Клубок шерстяных ниток
Ход ИГРЫ.
На листах бумаги или картона нарисуйте при помощи карандаша или фломастера волнистые линии и рисунки — простые и посложнее. Затем иглой сделайте отверстия по линиям и контурам рисунков. Положите подготовленные листы бумаги, а также клубок с нитками и подушечку с иголками на поднос, который поставьте рядом с малышом. Расскажите ребенку о древнем искусстве вышивания и о вышивальщицах. Если есть возможность, покажите, какие бывают вышивки, и предложите ему поиграть в вышивание. Затем покажите, как можно вышивать на бумаге. После этого ребенок должен взять иглу и вставить нитку в ее ушко. Важно! На первых порах это помогает ему делать взрослый! Впрочем, для облегчения задачи ребенку можно дать для вышивания и шнурок — тогда отверстия на бумаге или картоне сделайте побольше. Затем концы нити он должен соединить и завязать узелок (покажите, как это сделать правильно). Когда подготовительный этап будет завершен, приступают к вышиванию.
8. «БУСЫ»
Цели игры : развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению различать предметы по форме и цвету, тренировка концентрации внимания.
Что надо для игры :
• Нитка
• Пуговицы разной величины и цвета
• Бусы в качестве образца
Ход ИГРЫ.
Предложите ребенку самому сделать бусы. Для этого он должен нанизать на одну нитку пуговицы. Изготовлять бусы можно по имеющемуся образцу или подбирать пуговицы по форме и цвету по вашему заданию.
9. «ЗАШНУРУЙ БОТИНОК»
Цели игры : развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению обуваться, ориентироваться в пространстве.
Что надо для игры :
• Пара ботинок или кроссовок
• шнурки к ним
Ход ИГРЫ.
Покажите ребенку, как по-разному можно зашнуровать ботинок или кроссовку. Зашнуруйте его одним из способов и попросите малыша точно так же зашнуровать второй ботинок или кроссовку. Важно! Вначале зашнуровывайте обувь вместе с ребенком. По мере того как малыш начнет овладевать навыками шнурования обуви, постепенно усложняйте варианты шнуровки.
10. «ЗАПУСТИ РАКЕТУ НА ЛУНУ»
Цели игры : обучение приемам игры в мяч, развитие мышц плечевого пояса, умения ориентироваться в пространстве и координации движений рук.
Что надо для игры :
• Стул
• Яркий мяч
Ход ИГРЫ.
Прежде чем малыш вырастет и сможет запускать ракеты на Луну, приобщить его к этому делу можно в ходе увлекательной игры. Только в качестве быстрой ракеты в игре используют мяч. Ребенок должен сесть на стул (как будто он находится в кабине космического корабля, а вы покажите ему, как надо подбрасывать мяч вверх. Малыш сидя должен повторить ваше движение по команде «Ракета полетела!». Пусть он подбросит мяч пять-шесть раз (на этом этапе игры упавший мяч ловите вы сами).Затем переходите ко второму этапу игры. Ребенок должен встать и повторить движение стоя. Когда мяч будет падать, малыш должен поймать его сам и по команде «Ракета полетела!» снова кинуть вверх.
Общеоздоровительные ИГРЫ
Игры при рините, ринофарингите, гайморите, аденоидах,хроническом бронхите
11. «ПЕРЫШКИ»
Цели игры : тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта.
Что надо для игры :
• Две веревки
• Десять пучков перышек, в каждом из которых по три-четыре перышка
Ход ИГРЫ.
Поставьте для каждой команды по два стула на некотором расстоянии друг от друга. Между каждой парой стульев натяните веревочку и закрепите ее концы на стульях. На веревочки насадите пучки перышек через 10 см. Разделите игроков на две команды и помогите. им встать в колонны. Каждая колонна должна встать напротив «своего» стула. С расстояния 50 см по вашему сигналу игроки каждой команды по очереди должны постараться сдуть пучок с веревочки. При этом надо сначала сделать глубокий вдох через нос, а потом с силой выдохнуть также через нос. Важно! Объясните детям, что сильный выдох получится, если губы сложить узкой трубочкой, а щеки надуть. Естественно, выигрывает та команда, у которой перышки слетят быстрее.
Игры при неправильном прикусе
12. «СИНЬОР ПОМИДОР»
Цель игры : развитие мышц челюстно-лицевой области, концентрации внимания и координации движений.
Ход ИГРЫ
Чтобы изобразить лицо важного синьора Помидора, попросите детей сначала закрыть глаза, а потом по порядку сделать следующее (вы подаете соответствующие команды) : открыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед (или переместить назад — в зависимости от аномалии прикуса, затем вернуть ее в исходное положение, после чего направить то в одну, то в другую сторону, поднять язык вверх и наконец надуть щеки, как синьор Помидор. Важно! Следите за правильностью выполнения команд, Самые усердные дети поощряются.
13. ОТБОЙНЫЙ МОЛОТОК
Цель игры : формирование навыка правильной работы языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области при произнесении звуков и глотании.
Ход ИГРЫ
В начале игры обратитесь к детям с вопросом: «Вы, наверное, видели отбойные молотки, которыми работают шахтеры, а дорожные рабочие вскрывают асфальт? Давайте покажем, какой звук издает отбойный молоток. Для этого нужно звук «д-д-д» произносить долго-долго». Получив инструкцию, дети должны постараться произносить этот звук в течение 3-4 минут.
ИГРЫ С ПЕСКОМ
Что надо для игрыс песком :
• Водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см
• Чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок должен заполнять ящик на треть.
• Кувшин, в который наливают воду для того, чтобы можно было смочить песок
14. «ОТПЕЧАТКИ РУК»
Разровняйте поверхность песка и вместе с ребенком по очереди оставляйте отпечатки кистей рук — внутренней и внешней стороны. Чтобы отпечаток получился более четким, необходимо, слегка вдавив руку в песок, немного задержать ее в нем. При этом нужно прислушаться к ощущениям. А потом поговорите о них.
Малышу будет трудно сделать это первому, начните сами: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, то ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?» После того как ребенок расскажет о своих ощущениях, надо попросить его перевернуть руку ладонью вверх. Сделайте то же самое и скажите: «Я перевернул руку, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?» Затем можно выполнить такие упражнения:
а) поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т. д.);
б) выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро, — и проложить «трассы»;
в) пройтись ладошками по полученным «трассам», оставляя на них свои следы;
г) создать на песке отпечатками ладоней, кулачков, костяшками пальцев и т. д. всевозможные причудливые узоры и попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, дождинкой, травкой, деревом, ежиком);
д) провести по поверхности песка отдельно каждым пальцем сначала правой, а потом левой руки (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим и наконец — мизинчиком, а затем — пальцами обеих рук сразу в той же последовательности;
е) можно оставлять на поверхности песка отпечатки не только одного пальца, а сразу нескольких: двух, трех и т. д. Получатся загадочные следы. Пофантазируйте вместе с малышом: чьи они?