Леднева Инна Петровна
Методическая разработка консультации для воспитателей «Как организовать театрализованную деятельность с детьми»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №16 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВИЧУГА
«Как организовать театрализованную деятельность с детьми»
Воспитатель : Леднева И. П. 2019 год
Публикация «Методическая разработка консультации для воспитателей „Как организовать театрализованную деятельность с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
«Как организовать театрализованную деятельность с детьми»
Театр - одно из любимейших зрелищ дошкольников. Он привлекает детей своей красочностью, динамикой, яркостью. Ребята видят знакомые и близкие им игрушки: зайку, мишку, собачку, бабочку, деда и других героев, которые оживают, двигаются, разговаривают. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в сказочный мир. Цель театра не только в развлечении и в помощь ребёнку раскрыть в себе человеческую сущность, свою принадлежность к роду человеческому и одно время с этим осознать свою индивидуальность, неповторимость, особенность.
Начать работу по осуществлению организации театрализованной деятельности детей в ДОУ необходимо с организации развивающей предметно-пространственной среды. К вопросу организации развивающей среды в группе необходимо подходить творчески, стараясь, разнообразить её компоненты.
Цель: Создать условия для того, чтобы включить ребёнка в активную познавательно-творческую деятельность, и одновременно способствовать становлению и утверждению у него чувства уверенности в себе, проявления самостоятельности, коммуникабельности, инициативности и творчества
Задачи:
1. Оформить предметную среду для театральной деятельности.
2. Создать условия для знакомства детей с различными жанрами театра и устройством театра (ширмы, большие и маленькие, куклы, игрушки, декорации для различных видов театра).
3. Сформировать у детей представление о видах театрального искусства : драматического, кукольного, музыкального и т. д. (Видеомагнитафон, видеокассеты с записями спектаклей, телевизор, игрушки и декорации для различных видов театра (плоскостной, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, кукольный и т. д.).
4. Организовать уголок сказки, для моделирования условий, приближённых к сюжету спектакля - сказки (декорации, сказочные атрибуты, аудиозаписи природных явлений: шума ветра, дождя, реки, моря и т. д.).
5. Создать условия для формирования у детей интереса к театральному искусству (маски, атрибуты, персонажей спектаклей, костюмы)
6. Создать условия для игры в театр, вводить детей через игру в мир театра и художественных образов (ширмы, иллюстрации, костюмы, маски, грим, парики, макет театра, афиши, программки, билеты)
7. Создать условия для занятий детей над образами персонажей спектакля, посредством выразительных средств: интонации, мимики, жестов (зеркала, грим, парики, костюмы, маски, атрибуты и т. д.) .
8. Организовать «мастерскую» для участия детей в изготовлении театральных атрибутов, масок, афиш и т. д. ;
9. оборудовать её необходимыми материалами: красками, кистями, карандашами, бумагой, ножницами, бросовым материалом, тканью, фольгой и т. д.
10. Создать условия для уголка уединения (тихого уголка, где ребёнок сможет побыть один, выбрать себе занятие по выбору.
11. Подобрать игрушки, оборудование и материалы, удовлетворяющие полоролевые и возрастные интересы и потребности детей.
Педагогу необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы:
- режиссерские игры,
- игры-драматизации.
К режиссерским играм можно отнести
-настольный,
-теневой театр,
-театр на фланелеграфе.
В режиссерской игре ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.
Л. В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр.
• Настольный театр игрушек.
Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
• Настольный театр картинок.
Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
• Стенд-книжка.
Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
• Фланелеграф.
Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
• Теневой театр.
Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение получить можно и при помощи пальцев рук Показ сопровождается соответствующим звучанием
Основные требования к организации театрализованных игр :
• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
• Содержательность и разнообразие тематики.
• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры
• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей
В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. 3. М. Богуславскя и Е. О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со своими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причём не заметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовит их к самостоятельной творческой игре.
В средней группе можно учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух - четырёх действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например» представьте себя маленьким зайчикам и расскажи о себе» с группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий. (потешка «Кисонька - Мурысенька»).
В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их находить самостоятельно находить способы образной выразительности.
Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие выразительные диалоги, простота и образность языка - всё это создаёт благоприятные условия для проведения игр - драматизации на основе сказок.
Наблюдая за играми старших дошкольников Д. Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребёнка, чем, подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.
Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники - сказку целиком.
У дошкольников 6-7 лет игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребёнок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него регулировать своё поведение и обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.
Использованная литература:
1.«Играем в театр» для детей 4-6 лет Т. Н. Доронова. Москва «Просвещение» 2004г;
2.«Театр для малышей» Генов Г. В, Москва., 1968г;
3.«Театрализованные игры в детском саду». Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева. Москва, 2000г;
4. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990
5. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр// Дошкольное воспитание. - 1988.-№8.
6. Юрина. Н. Н Театрализованная деятельность в детском саду// Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста/ Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М. ,2002.- С. 60-89.
Приложение 1
План-конспект организации творческой работы
в подготовительной группе
Тема: «Театральные маски».
Программное содержание: познакомить детей с историей театра и театральной маски, формировать умение создавать образ маски, передавать характер, выразительность, развивать творческое воображение.
Материал, оборудование: бумага, цветные карандаши, ножницы, фломастеры.
1. Чтение стихотворения «Как хорошо, что есть театр!». Постановка воспитателем проблемной ситуации.
2. Беседа «Что такое «театр»?».
3. Обсуждение с детьми вариантов изготовления масок, задач и результатов деятельности.
4. Предоставление детям права выбора материала.
5. Физкультминутка.
6. Практическое выполнение.
7. Взаимооценка продуктов творческой деятельности.
Приложение 2.
Интерактивная папка-лэпбук по теме «Театр».
Цель: знакомить детей с удивительным миром театрального искусства, развивать речь, звуковой анализ слова.
1. Наглядный демонстрационный материал «Какие бывают театры?»
2. Дидактическая игра «Угадай эмоцию»
3. Дидактическая игра «Назови героев сказки»
4. Театральные загадки
5. Чистоговорки и артикуляционная гимнастика
6. Дидактическая игра «Кто лишний»
7. Настольная игра «Собери пазлы»
8. Набор карточек «Профессии» (кто работаем в театре)
9. Набор карточек для составления рассказов «Театр».