Алия Аргынбаева
Методическая разработка к мини-музею «Эхо войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка к Мини-музею «Эхо войны»
МДОБУ детский сад «Буратино» с. Буганак
Авторы: Аргынбаева А. Ф., Усманова З. Ш., Кудряшова Н. Н., Нурасова Д. Я.
Сроки создания мини- музея «Эхо войны» : 11. 03.2020 - 09.05.2020 г.
Участники: воспитатели, дети, родители, жители села.
Публикация «Методическая разработка к мини-музею „Эхо войны“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Мини музеи и военные уголки
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Актуальность: Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной, и всё меньшее количество детей знают о том, какой ценой была одержана победа их прадедами, благодаря которым они сейчас живут под мирным небом.
Организация в дошкольном учреждении мини – музея, посвященного ВОВ, является одной из форм работы. Для того, чтобы дети осознали и прочувствовали важность и трагедию долгих лет ВОВ, получили эмоциональный отклик в своих сердцах, испытали чувство гордости за свой народ и надолго сохранили в памяти события тех дней, необходимо использовать разные методы и формы работы в этом направлении, в которых дети должны быть активными участниками образовательного процесса.
Важная особенность организации мини – музея — возможность принимать участие в его создании детям и родителям.
В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Созданный в ДОО музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей, что даёт плодотворный результат работы во многих областях воспитательно- образовательного процесса как в рамках ДОО, так и за его пределами.
Цель:
Расширить и обобщить знания детей об истории Великой Отечественной Войны с помощью создания в дошкольном учреждении мини – музея, посвященного ВОВ «Эхо войны».
Задачи:
1. Обобщать и расширять знания детей о событиях военных лет, земляках - героях войны и их подвигах.
2. Познакомить детей с военными предметами, военной техникой, разными родами войск и наградами.
3. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.
4. Познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее.
5. Способствовать расширению кругозора дошкольников, предоставить возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
6. Предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.
7. Продолжать развивать творческие способности детей в рамках реализации проекта.
8. Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников.
Подготовительный этап:
- Подбор методической литературы по музейной педагогике.
- Подбор места для создания мини – музея в ДОО.
- Подбор экспонатов в мини – музей «Эхо войны».
- Специально подобранная литература на тему ВОВ.
- Подбор иллюстраций, рисунков, плакатов, открыток, изображающих события во время ВОВ.
- Создание коллекции презентаций и видеороликов на тему событий, информации об участниках, памятных дат ВОВ.
- Приготовление материалов для художественного творчества детей (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки.)
Предполагаемый результат:
- Создание в отдельном общедоступном помещении ДОО мини – музея, посвященного ВОВ «Эхо войны» с разновидностями экспонатов, в том числе экспонатов, выполненными детьми.
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом.
- Умение устанавливать причинно – следственные связи между событиями.
- Расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о событиях ВОВ, её героях, боевых действиях, снаряжении солдат, цены Победы.
- Плодотворный результат по художественному творчеству в разных направлениях (рисунок, живопись, аппликация, лепка, моделирование из бумаги и конструирование).
- Развитие творческих способностей детей.
- Развитие интереса у детей к художественной и творческой деятельности.
- Развитие интереса к музеям.
- Умение составлять описательные рассказы по предметам и повествовательные рассказы по сюжетным картинам.
- Умение составлять свои рассказы, опираясь на личный опыт.
- Совместная творческая деятельность детей и родителей.
Продукт проектной деятельности:
- Мини - музей «Эхо войны» с различными экспонатами на военную тему (фигура солдата в шинели, модели военных машин (Рис. 1, обелиск (Рис. 2, макет «Дорога жизни», монумент «Вечный огонь» (Рис. 3, военные предметы, медали, книги, сувениры, письма, поделки и рисунки детей и многое другое).
- Мини - библиотека с произведениями о Великой Отечественной Войне.
- Выставка детских рисунков «Славный праздник - День Победы!».
Презентация проекта:
- Приглашение детей из разных возрастных групп, педагогов и родителей посетить мини – музей, посвященный ВОВ «Эхо войны».
- Консультация для педагогов «Мини - музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями».
- Обмен опытом с коллегами по созданию мини - музея.
Организационный момент
Формирование целостной картины мира.
- Знакомство с понятиями «музей», «музейная культура».
- Знакомство с разновидностями музеев, их значением и правилами поведения в них.
- Знакомство с понятием «экспонат» музея.
- Просмотр презентаций и видеороликов о событиях и участниках ВОВ, памятниках, памятных местах и датах.
Продуктивная деятельность.
- «Оборонительная крепость» (строительный материал – кубики, игрушечные солдатики).
- «Военная техника» (моделирование из бумаги)
- «Открытки для ветеранов» (аппликация)
- «Салют победы» (изобразительная деятельность)
-"Никто не забыт, ничто не забыто" (сотворчество) выставка макетов, поделок детей и родителей
-"Мы рисуем мир" конкурс рисунка на асфальте
- "Портрет моего прадедушки» конкурс детского творчества.
На протяжении всего срока создания музея педагоги и дети были увлечены творчеством. Также родители и жители села не оставались в стороне. Были созданы руками педагогов, родителей и детей
Заключительный этап.
-подведение итогов,
- анализ результатов по реализации проекта,
-определение дальнейших перспектив.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста возможно в полном объеме в том случае, если организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь всех компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах работы, взаимодействие в системе "педагог – ребенок — родитель".
Эффективным средством нравственно-патриотического воспитания являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор). Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.
Исходя из результатов нашей работы, мы можем сказать, что создание мини- музея «Эхо войны» способствовало расширению кругозора детей, сплочению нашего коллектива и явилось отличной возможностью для творческой деятельности родителей совместно с детьми.
Список литературы:
1. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
2. Лукьяненко В. Н. Методическое обеспечение процесса приобщения детей к народной культуре: метод. пособие. – Таганрог: 2008
3. Майер А. А., Воронина Н. В., Давыдова О. И. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада ( Серия: Приложение к журналу «Управление ДОУ»). – М. : Сфера, 2012
4. Маханёва М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Агишева Р. Л., Губайдуллина Ф Х. «Я познаю Башкортостан» Учебная хрестоматия УФА 2006г.
6. Агишева Р. Л. «Дидактические игры «Я познаю Башкортостан» 2005г.
7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-синтез,2008г.
8. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. - М. -2009г.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2013г.
10. Государственные символы РОССИИ Флаг, Герб, Гимн. Издательство «Ювента-2003»
Интернет-ресурсы:
https://tc-sfera.ru/posts/postroenie-sistemy-partnerskih-otnosheniy-s-roditelyami-kak-sposob-povysheniya-effektivnosti «Построение системы партнерских отношений с родителями как способ повышения эффективности образовательного процесса»
https://www.studfiles.ru/preview/2976752/ Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М. : 2005.
https://www.openclass.ru/node/493512 «Организационный проект "Создание условий для приобщения дошкольников к русской народной культуре"
https://www.maam.ru/detskijsad/statja-povyshenie-roditelskoi-kompetentnosti-v-vospitani-detei.html Статья: «Повышение родительской компетентности в воспитании детей»