Елена Тимофеева
Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому перед нами стоит задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Публикация «Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений в средней группе» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника ( от греческого: mneme – память и techne – искусство, мастерство).
Слово «мнемотехника» – (искусство запоминания) образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления.
Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.
Мнемотехника значительно повышает способность концентрироваться на одном деле, что способствует обучению различных дисциплин.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза:
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (запоминание цветов радуги по первым букам каждого слова – красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте
.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.
Цель работы: Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи:
Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы
Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Способствовать развитию творческих способностей детей.
Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
7. Способствовать развитие мелкой моторики рук;
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
9. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
10. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
11. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Общие задачи для мнемотаблиц :
Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания).
Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, целое; умение систематизировать.
Развитие логики.
Развитие образного мышления.
Умение связно мыслить, составлять рассказы.
Тренировка памяти.
Развитие смекалки.
Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Этапы работы над стихотворением :
1. Взрослый выразительно читает стихотворение.
2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Мнемотаблица должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
o – знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
o – знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
o – знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
o – замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.
Перечень стихотворений, рекомендуемых для разучивания в средней группе и мнемотаблицы к ним.
Алексей Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Д. Хармс
Кораблик.
По реке плывёт кораблик.
Он плывёт издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
О. Высоцкая
Одуванчик.
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет
Он большого солнца
Маленький портрет.
В. Орлов
Почему медведь спит зимой?
-Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
-Потому, что снег и лёд -
Не малина и не мёд!
Е. Серова
Одуванчик.
Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Л. Николаенко
Кто рассыпал колокольчики.
Кто рассыпал колокольчики,
А синичка собрала,
Ухватила
И за кончики
В свою песню заплела?
Как услышишь -
Колокольчики звенят,
Посмотри-ка:
Не синички ли летят?