Татьяна Селезнева
Методическая разработка «Инновационные практики формирования экологического пространства в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45
компенсирующего вида Колпинского района г. Санкт-Петербурга
конкурс
«Инновационные практики формирования экологического пространства в ДОУ»
Методическая разработка
Авторы:
Т. Н. Селезнева, воспитатель высшей категории,
И. Б, Афанасьева И. Б., воспитатель 1-ой категории.
Номинация: «Добро пожаловать в экологию».
Публикация «Методическая разработка „Инновационные практики формирования экологического пространства в ДОУ“» размещена в разделах
Название методической разработки : «Практическая деятельность познания природы в нашей группе»
Краткое описание:
В нашей группе выделены направления по формированию экологических основ совмест-ной деятельности с детьми и их родителями:
• В группе активно используется мини-музей с периодичностью смены экс-позиций по лексическим темам (экологическая тематика). Родители под-держивают сменяемость экспонатов экспозиций (бросовый и природный материал, киндер-игрушки, игрушки в технике оригами, совместно с деть-ми изготавливают книжки-малышки о своих экспонатах. При закреплении тем с детьми играем в сюжетно-ролевую игру «Мини-музей».
• В познавательно-исследовательской деятельности используем ведение ин-дивидуальных альбомов «Юный исследователь», где дети отражают свои опыты, дополняют элементами из техники ТРИЗ.
• Не реже 2 раз в неделю делаются зарисовки изменений в природе в альбоме «Дети рисуют мир» (где используются условные обозначения по нашему календарю наблюдений).
• На странице в ВК нашей группы постоянно меняется материал (в соответ-ствии с лексической темой недели) – это: обучающие презентации, мульт-фильмы, рекомендации к обсуждению.
Аннотация: Работая с детьми дошкольного возраста более 20-ти лет, мы искали пути в реализации практической деятельности по всестороннему развитию ребенка. Нами были выделены основные направления работы по познавательной области. Реализуя эти направления на ряду с традиционными формами работы, мы использовали инновацион-ные технологии. Описание нашего опыта работы поможет начинающим педагогам плав-но влиться в образовательный процесс ДОУ.
Цель: Описание видов совместной деятельности педагогов с детьми по познавательному развитию.
Актуальность: Рациональное использование и организация учебного процесса помогают в первую очередь детишкам. В силу их возраста и без компетентной помощи взрослых, им довольно тяжело познавать и обогащать свой внутренний мир. Используя данные формы взаимодействия, мы реально увидели эффективность выбранных нами методов и методических приемов.
Введение: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предпола-гает формирование общей культуры личности детей. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологи-ческая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выжива-ния человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это боль-шой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение. Разрабатывая пути решения по данной проблеме, мы ориентировались на обеспечение целостно-интегрированного подхода к формированию у детей основ экологической культуры. Для себя выделили ос-новные задачи:
способствовать устойчивому познавательному интересу к миру природы;
развивать познавательные психические процессы, логическое мышление, познава-тельно - исследовательскую деятельность;
формировать представления о системном строении природы;
воспитывать осознанное бережное отношение к ней.
Использовали разнообразные методы экологического образования детей :
- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов и мультфильмов о природе, мнемо-карты);
- словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фоль-клорных материалов, прослушивание аудио-записей, рассказывание с опорой на мнемо-схемы);
- практические (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе, изготовле-ние книжек-малышек, ведение индивидуальных альбомов «Юный исследователь», оформление природных изменений в альбоме «Дети рисуют мир», продуктивная деятель-ность).
Модель образовательного процесса
Перспективный план работы на каждый месяц начинается с задач.
Задачи раз делены на 3 группы:
1-я группа - задачи, направленные на формирование у детей экологической культуры.
2-я группа – задачи, направленные на развитие познавательных психических процессов (речи, мышления, памяти и т. д.)
3-я группа - воспитательные задачи, направленные в первую очередь на воспитание у детей познавательного интереса к природе, желания ухаживать за растениями и живот-ными, на воспитание доброго и чуткого отношения к ним.
В конечном итоге, все эти задачи направлены на достижение единой цели –осознанного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.
Содержание перспективного плана реализуется в следующих направлениях:
1. непрерывная непосредственно образовательная деятельность;
2. совместная деятельность педагогов с детьми в режимных моментах и с тесным участием родителей в образовательной деятельности;
3. самостоятельная деятельность детей.
=Непосредственно образовательная деятельность. В плане предлагаются разнообразные по форме занятия экологического содержания, комплексные, игровые, беседы, экскурсии, экспериментальные.
Особенность игровых занятий заключатся в том, что они включают совместное творче-ство педагога и ребенка. Такие занятия стимулируют познавательную и творческую ак-тивность детей и в полной мере отвечают требованиям сотрудничества.
=Совместная деятельность педагогов с детьми в тесном тандеме с их родителями. Занима-ет ведущее место в формировании у детей экологической культуры. Сюда относятся наблюдения, опыты, беседы, экологические игры, чтение художественной литературы экологического содержания, использование фольклора, труд в природе, совместная про-дуктивная детско-родительская деятельность и совместный просмотр обучающих матери-алов.
=Самостоятельная деятельность детей. Планируя работу в этом направлении мы предпо-лагали в первую очередь создание условий, способствующих ее возникновению. Окру-жающая детей предметно-пространственная среда нашей группы оказывает позитивное влияние на познавательную активность дошкольников. Для нас было важным, чтобы иг-ры, пособия, модели, книги, продукты детского творчества были доступны детям и нахо-дились в их свободном пользовании = тем самым хорошо стимулировали устойчивую ак-тивность детей к познанию.
В свою очередь хочется отметить значимость нашей разработки для решения актуальных задач развития системы образования Санкт-Петербурга. Наши инновационные методы и приемы соответствуют основным направлениям государственной политики в сфере обра-зования: Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, который предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здо-рового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллекту-альных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ре-бенка, формирование предпосылок к учебной деятельности; Стратегическому фокусу раз-вития петербургской школы, обозначенному в Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на период до 2020 года «Петербургская школа 2020», направление «Дошкольник». Стратегическая идея этого направления заключается в переходе от задачи «доступности места в детском саду» к задаче «разнообразие услуг для дошкольников». Указанное направление включает темы: модели раннего развития детей; уровни и каче-ство дошкольного воспитания и образования детей; территория детского сада - как обра-зовательное пространство; разновозрастные группы и группы для детей с ограниченными возможностями здоровья; семейное воспитание; инновационная педагогика и организа-ция системы дошкольного воспитания; Программе «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы», утверждённой Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10.09.2013г. № 66-рп. Государственной программе Санкт-Петербурга «Раз-витие образования Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, утверждённой Постановлени-ем Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 №453, в которой отчается, что «обес-печение высокого качества образования в наиболее массовых сегментах отрасли - до-школьном и общем образовании является ключом к успешному функционированию си-стемы образования Санкт-Петербурга»; Стратегии экономического и социального разви-тия Санкт-Петербурга до 2030 года, утверждённой Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014г. №355;
Обоснование актуальности нашей практической деятельности :
Область результатов Видимые эффекты
Образовательные Улучшение качества образовательной деятельности наших дошкольников на основе здоровьесберегающих технологий
Педагогические Расширение методическое сопровождения образовательно-го процесса
Социальные Повышение эффективности взаимодействия модели: ребе-нок-педагог-родитель на основе педагогики сотрудниче-ства.
Основная часть.
Теперь остановимся отдельно на конкретных направлениях нашей работа по познава-тельному развитию.
• Когда возник вопрос организации мини-музея в нашей группе. Мы продумали са-мое эффективное его использование. Соотнесли его функционал с комплексно-тематическим планированием. Серьезной была предварительная работа. Мы с детьми выбрали оформление, обговорили чем будем его насыщать и как будем его использовать. Затем совместно с детьми подготовили открытие и атрибуты. Роди-тели активно откликнулись на появление в группе нового центра взаимодействия. Смену экспозиций стараемся проводить по основным темам годового планирова-ния и исходя из запроса интересов детей (иногда приходиться вносить изменения в планировании, так как у детей может проявится интерес поделиться своими увле-чениями). Родители активно откликнулись на создание данного центра: изготав-ливают книжки-малышки описательного характера к экспонатам, занимаются про-дуктивной деятельностью-поделки из пластилина, бросового и природного мате-риала). Мы в свою очередь при завершении определенной темы разыгрываем сю-жетно-ролевую игру, в которой каждый ребенок принимает посильной участие.
• Результаты научных исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, Г. И. Щукина0 показывают, что дошкольники могут успешно по-знавать не только внешние, видимые свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Ребенок наблюдает за опытами, проводи-мыми педагогом, воспроизводит их самостоятельно, познавая физические законы и явления в наглядно-образной, а затем в понятийной форме, получая таким обра-зом начальные знания об этих законах и явлениях. В нашей группе мы широко ис-пользуем материалы пособия Е. А. Дмитриевой, О. Ю. Зайцевой, С. А. Калиниченко «Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старши-ми дошкольниками». Данные материалы позволяют удовлетворить присущую ре-бенку любознательность, поддержать его инициативу в изучении окружающего мира, поскольку включают в себя карты-схемы, работая по которым дошкольник может самостоятельно (после освоения алгоритма действий вместе с педагогом) проводить определенные простейшие опыты. Для более конкретного понимания детьми проблемы исследования используем технику ТРИЗ (метод «маленьких че-ловечков»). У каждого ребенка есть индивидуальный альбом «Юный исследова-тель», куда он делает свои зарисовки познания.
• Поддерживая детский интерес к родной природе, ее изменениям в группе стацио-нарно укреплен календарь наблюдений с условными обозначениями. Заведен аль-бом «Дети рисуют мир». Проведя наблюдение, обсудив его в совместном диалоге – дети делают зарисовки и приобщают к своим изображениям = условные. Что в данном случае еще больше закрепляет полученную информацию и стимулирует детей к дальнейшему познанию.
• В нашей практике используются материалы программы «Ребенок-педагог-родитель» г. Ноябрьск. Исходя из данных материалов, сочли целесообразным ор-ганизовать в ВК страничку для родителей и их детей. В наш век модернизации всем не хватает тесного общения – поэтому приходится переходить на другие уровни. Выкладывая материал на страницу, нацеливаем всех участников педаго-гического процесса на активное участие в нем и пока это у нас получается.
Заключение.
Надеемся, что представленный нами материал заинтересовал вас. Он используется на практике. Его результаты видны в положительной динамике как в проявлениях детей к познанию окружающей действительности, так и в активном участии родителей в обуча-ющем процессе группы.
Список использованных источников.
- «Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими до-школьниками» Е. А. Дмитриева, О. Ю. Зайцева, С. А. Калиниченко Изд. «Сфера», 2016
- «Занятия по ТРИЗ в детском саду» С. И. Гин Изд. «Школьных технологий», 2009
- «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок-педагог-родитель» А. В. Дронь, О. Л. Данилюк Изд. «Детство-пресс», 2012
- «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007
-Материал из интернета учебно-методического комплекса «Добро пожаловать в эколо-гию!». Автор Ольга Алексеевна Воронкевич, методист ГБОУ ИМЦ Калининского района Санкт-Петербурга, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
-Парциальная программа «Добро пожаловать в экологию!» О. А. Воронкевич, «ДЕТ-СТВО-ПРЕСС», 2