Елена Мелешкова
«Играю, значит, говорю…» Игровые способы воздействия на речевое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Играю, значит, говорю…
Уважаемые коллеги! Думаю со мной согласятся многие, что при написании планов, составлении конспектов, в игровой деятельности с детьми, в ходе режимных моментов воспитателю приходится перелопачивать гору методичек и разной литературы. Это совсем не удобно, поэтому я для себя стараюсь создавать разные картотеки: пальчиковых игр, подвижных, дидактических и тд. Начиная заниматься речевым развитием детей, я подготовила картотеку пальчиковых игр и упражнений. Так как картотека у меня в формате WORD, а хочется показать что-то более красивое, пришлось заняться изготовлением моей первой презентации. Что получилось судить вам.
Публикация «„Играю, значит, говорю…“ Игровые способы воздействия на речевое развитие дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
В процессе подготовки презентации созрела и консультация для воспитателей.
Консультация "Играю, значит говорю. "
Дар речи- уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи (языка) люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды и тд. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений детей в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Детский сад- первое звено в системе образования и воспитания детей. Чтобы стать высокообразованным человеком, ребёнок должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей общаться.
Наблюдая за детьми, было отмечено, что с каждым годом увеличивается количество детей с теми или иными речевыми дефектами. Речевая недостаточность сказывается на развитии памяти, внимания, мышления детей. Наблюдается отставание в формировании познавательной активности, которая складывается у детей под влиянием речевого развития.
Как известно, дети с нормальной речью на протяжении дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, фонетическую и грамматическую правильность речи, её диалогическую и монологическую формы и тд. Однако у детей с нарушениями речи эти процессы замедляются.
Психологи утверждают : дошкольный возраст - это сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.
Одним из таких средств является использование пальчиковых игр и упражнений. Их можно разделить на:
1) Игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками;
2) Специальные упражнения без речевого сопровождения,
объединённые в комплекс гимнастики для развития мелкой
моторики рук.
3) Игры с различными материалами и предметами:
раскладывание пуговиц, палочек, желудей и тд. ,
нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку,
застёгивание и расстёгивание пуговиц,
различные шнуровки, игры с мозаикой, конструкторами,
строительным и природным материалом и тд.
4) Изобразительную деятельность:
лепку из пластилина и глины,
раскрашивание картинок,
обведение контуров,
штриховку,
рисование карандашами и красками различными способами
(кистью, тампоном, пальцем, свечой и тд. ,
разнообразную работу ножницами,
поделки из природного материала и тд.
В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики, поэтому подобные упражнения можно проводить в перерывах между основными занятиями, во время игр в помещении или на прогулке, либо использовать в качестве разминок на занятиях.
У большинства детей возникают трудности: пальцы малоподвижные, движения неточные, темп даже самых лёгких упражнений замедленный. В связи с этим возникла необходимость сочетать пальчиковые игры и упражнения с игровым самомассажем : поглаживанием пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Простейшее упражнение: в течении 2-3 минут ежедневно сгибать и разгибать каждый пальчик ребёнка. Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук.
Как известно, массаж- это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи. Самомассаж является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Помимо этого игровой самомассаж- важная составляющая сенсорного воспитания. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в любой обстановке способствуют развитию таких психических функций, как внимание, память, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой сферы.
Пальчиковую гимнастику и игровой самомассаж можно включать в режим дня. Например:
1. Утром.
Для создания положительного настроения применяются
упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!», и
самомассаж пальцев «Помоем руки».
2. Во время утренней гимнастики.
Упражнения «Мяч», «Замок», «Надуваем шарик».
3. На занятиях.
4. Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу.
Детям очень нравится показывать «театр в руке».
5. На прогулке в тёплое время года.
После наблюдения за живыми и неживыми объектами предлагаю
детям с помощью пальцев рук изобразить кошку, собаку, дерево, дом
и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать и в
конце прогулки.
6. В зачине подвижной игры или в ходе игры.
7. Вечером, перед уходом детей домой проводятся
индивидуальные занятия.
Одновременно, следует проводить работу с родителями. Ведь, как показывает практика, дети успешно овладевают речью тогда, когда обучение и воспитание проводится во взаимодействии детского сада и семьи. Пропаганда знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляется в беседах. Проводятся консультации на темы: «Правильно ли говорит ваш ребёнок?», «Роль игры в речевом развитии детей», «Играем пальчиками - развиваем речь», «Речевая среда и дети», «Развитие мелкой моторики», и др.
Таким образом, у детей повышается интерес к занятиям по развитию речи, уровень развития мелкой моторики, происходят качественные изменения в речевом развитии.
А это мои ребятишки развивают свои пальчики.
Фото и фоны для презентации взяты из интернета.