МААМ-картинки

Методическая разработка «Главная ценность — жизнь человека. Что такое терроризм»

Марина Богданова
Методическая разработка «Главная ценность — жизнь человека. Что такое терроризм»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка :

Главная ценность – жизнь человека. Что такое терроризм.

Цель: Формирование чувства патриотизма, любви к Родине, ценностных ориентиров на сочувствие, сопереживание, культуру мира.

Задачи:

1. Формирование понятия терроризма, как опасного явления, понятия ценности человеческой жизни, понятия взаимопомощи, взаимовыручки и героизма на примере реального трагического события в Беслане.

2. Воспитание уважения к памяти погибших и сопереживания людским судьбам, осуждение действий террористов.

Публикация «Методическая разработка „Главная ценность — жизнь человека, Что такое терроризм“» размещена в разделах

3. Развивать чувство сопричастности к проблемам современности и умение делать выводы о поступках.

Оборудование и материалы: проектор с экраном, презентация, ноутбук, меловая доска, песня «Школа Беслана» автор Данис Дудов, прозрачная бутылка с водой.

Раздаточный материал: ножницы, простые карандаши, листы белой бумаги, шаблоны Ангел.

Новые слова: терроризм, террорист, теракт, солидарность.

Предварительная работа: занятие на тему «1 сентября – День знаний!»

Ожидаемый результат: Дать детям сведения о терроризме как явлении современного общества в целях осуждения действий террористов. Жизненный ориентир детей на ценность человеческой жизни, на толерантность и сострадание. Активация словаря на тему.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Педагог: Сегодня 3 сентября. Началась осень, но ещё по-летнему греет солнце, город утопает в зелени и цветах, над головой лазурное чистое небо. У нас хорошее настроение, потому что погода замечательная, потому что летом все хорошо отдохнули, набрались сил, соскучились по школе, по учителям и школьным товарищам. Но наше настроение омрачает память об одном страшном событии, которое произошло в нашей стране 3 сентября 2004 года. Эта трагедия произошла в мирное время, унесла много человеческих жизней. А самое трагичное, что это преступление было совершено против самого святого – против детей, унесло много детских жизней. Сегодня День солидарности в борьбе с терроризмом. Сегодня страна вспоминает жертв террористических актов, а также сотрудников правоохранительных органов погибших при выполнении служебного долга. Тема нашего занятия «Главная ценность – жизнь человека. Что такое терроризм» (слайд 1) Вы узнаете печальную историю появления новой памятной даты России.

II. Основная часть.

2.1. Повторение и подготовка к усвоению нового материала.

Педагог: В первый день осени во всех городах и посёлках нашей Родины с раннего утра куда-то спешат нарядные дети и их родители. Какой праздник отмечает наша страна? (ответы) 1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего детства. Ведь в этот день первоклашки вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь (слайд 2). Совсем недавно начался новый учебный год. Как страна готовится к 1 сентября? (ответы) Как родители готовятся к 1 сентября? (ответы) Как вы готовились к 1 сентябрю? (ответы) С каким настроением вы шли на школьную линейку? (ответы)

Вся наша страна отмечает этот праздник. Все взрослые когда- то были школьниками, ходили нарядные с цветами на праздничную линейку. А потом повели своих детей в школу, потом внуков. В этот день родителям первоклашек дают выходной, чтобы они смогли разделить радость и настроение праздника со своими детьми. Для взрослых очень важны все события в жизни их детей. Отправляя детей в школу, родители уверенны, что в доме, где живут знания рады детям, там их ждут, там с детьми ничего не может случиться плохого. Так было всегда, до того 1сентября 2004 года, когда в одной из школ страны дети, их родители и учителя стали заложниками террористов, был совершён террористический акт…Кто мог подумать, что этот день для многих будет последним.

2.2. Новый материал.

2.2.1. Понятие терроризма.

Педагог: Кто знает, что такое терроризм? (ответы) Терроризм – это угроза человечеству (слайд 3). Терроризм (слово на меловой доске) – это насилие, запугивание, устрашение мирных людей, с целью воздействия на власть, влияния на настроение общества. Люди, которые участвуют в терроризме, называются террористами (на доске). Террористы подготавливают и совершают теракты против мирного населения. Теракт (на доске) – это взрыв, поджог или иные действия запугивания населения, создающие условия гибели человека. Для террористов жизнь человека не является главной ценностью. Для них главное, чтобы власть выполнила их требования.

2.2.2. Теракт в Беслане.

Педагог: На юге нашей огромной страны есть маленькая республика Северная Осетия (слайд 4, а в ней город Беслан. Именно о нём 1 сентября 2004 года узнал весь мир. На дворе школы № 1 выстроились на торжественную линейку дети со 2-го по 11-ый класс, ожидался торжественный выход трёх первых классов (слайд 5). Родители собрались у школьного крыльца с фотоаппаратами в надежде запечатлеть первые школьные шаги своих детей. Ничего не предвещало беды! И вдруг во двор школы въехало несколько машин, прозвучали выстрелы. 1127 человек – дети, родители, учителя – шагнули прямо в ад. Захватившие школу бандиты сгоняли всех в спортивный зал, для запугивания хладнокровно расстреляв двух жителей Беслана. Террористы заминировали спортзал, опутали стены и потолок взрывными устройствами (слайд 6).

Ужас над головами, «Мамочка, я боюсь!»

Проволок страшный груз. В душном спортивном зале

Дети кричат глазами: Время замкнуло круг…

Педагог: Время в Беслане остановилось. Из воспоминаний Мадины Токаевой (слайд 7, во время теракта ей было 15:

«Ещё не прозвенел первый звонок, как появились вооружённые люди, раздались выстрелы. Нас загнали в спортзал. Мы решили, что это учения или розыгрыш. Кто-то пошутил: классно, уроков не будет. То, что это не шутка, мы поняли, когда на наших глаза застрелили человека. Мы сидели на полу, по периметру боевики натянули провода. Мы молились. Даже те, кто никогда не ходил в церковь. Я хорошо помню, как было страшно, как хотелось пить, как плакали малыши… А потом провал. Сейчас я замужем, у меня маленький сын Георгий. Жизнь продолжается. Но о том, что было, никогда не забуду. Случившееся позволило понять, насколько ценна жизнь

Мадина во время взрыва спортзала получила множественные ранения. Основное в голову. Её и ещё 11 наиболее пострадавших ребят на военном самолёте доставили в Ростов. Врачи провели операцию, приложили колоссальные усилия, чтобы поставить девочку на ноги. После Ростова была реабилитация за границей.

В первые часы захвата террористы убили 17 человек. Выставили в окна школы детей, в случае начала штурма угрожали взорвать захваченную школу. Выдвинули требование – личное присутствие президента республики для переговоров: «…Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек. Если ранят любого из нас, убьем 20 человек. Если убьют 5-ых из нас, взорвём всё. Если отключат свет, связь на 5 минут, расстреляем 10 человек». Требованиями террористов были отставка президента В. В. Путина, вывод российских войск из Чеченской республики и признание Чечни независимым государством.

В 2004-м фото спецназовца, выносящего из школы младенца, облетело все издания мира. (слайд 8) Алёне Цкаевой было всего семь месяцев. Среди заложников она оказалась вместе с мамой Фатимой, трехлетним братом Махаром и десятилетней сестрой Кристиной, которую и пришли провожать в школу. В первый день переговоров с властями террористы согласились освободить женщин с младенцами. Фатима хотела схитрить и отправила на выход старшую дочь вместо себя. Но девочку не выпустили. «Только женщины с грудными детьми!» - повторили бандиты. Но мать не смогла оставить двух своих детей. Со слезами она передала малышку в крепкие руки бойца, сама вернулась в спортзал к детям. Как вы думаете, почему она так поступила? (ответы) Мать до конца была с детьми. При штурме Фатима погибла вместе с Кристиной. Спасся лишь трёхлетний Махар. Сейчас спасённой Алене 10 лет. Мамы она не помнит, но хорошо знает эту трагическую историю. У девочки и её брата появилась вторая мама, родились ещё брат и сестра. Родители погибшей Фатимы приняли новую жену зятя как родную.

Три дня без еды и пищи заложники провели в душном спортзале. Любое неповиновение тут же наказывалось. Казалось, выхода нет, никто не верил, что выйдет живым. Взрослые заложники пытались поддержать и спасти детей даже ценой своей жизни. (слайд 9)Когда начался захват, учителю физкультуры Ивану Константиновичу Каниди боевики предложили уйти, учитывая его преклонный возраст (ему было 74 года). Но он остался со своими учениками, чтобы попытаться их спасти. Уже в первые минуты захвата он спас несколько детей, когда смог закрыть их в одной из школьных комнат, откуда они позже сбежали. В первый день захвата учитель перенёс сердечный приступ, при нём был убит учитель труда Александр Михайлов, который попытался противостоять террористам. Но Иван Константинович продолжал поддерживать слабеющих от жары и отсутствия воды детей, добиваясь, чтобы террористы дали им хоть немного воды. Учителя жестоко избили за то, что он заявил боевикам, что они не мужчины, раз воюют с женщинами и детьми. Умудрился обезвредить несколько взрывных устройств, предварительно закрыв их своим телом, чтобы не разлетелись осколки, если произойдёт взрыв.

3 сентября начался кошмар. В спортзале прозвучали два мощных взрыва, началась паника. Защищая детей, Каниди вступил в схватку с боевиком, который собирался стрелть в школьников. Схватил ствол автомата, и первая очередь ушла не в детей, а в остатки потолка. Схватка была неравной. Но какие-то секунды он выиграл, давая возможность детям выскакивать из уже пылающей школы. Он не выпустил ствола автомата, до последнего мгновения отводил в сторону от детей. Боевик, не сумев справиться с человеком во много раз старше его, выхватил пистолет и несколько раз выстрелил в упор.

В душном спортивном зале

Время замкнуло круг

Взрывы над головами

Сотни смертей несут.

Педагог: Силу человеческого духа показывали не только родители и учителя, но и дети. Из воспоминания очевидцев этого кошмара: «После взрыва через окно из спортзала перелезла маленькая девочка и упала. Она контужена и у неё сломана нога. Ценой неимоверных усилий она поднялась на ноги, её буквально качало у стены. Вокруг стрельба. Спецназовцы орали: «Что ты делаешь! Ложись!» Тут она совершила невероятное – она полезла обратно! Ей кричали. Но в спортзале у неё осталась мама – она раненая вернулась за ней. Она выжила и мама тоже. Зовут этого маленького сильного человека Аида Сидакова (слайд 10).

Взрывами были выбиты окна и двери, в спортзале начался пожар. Выжившие заложники бросились на улицу. Террористы открыли по ним огонь. После первых взрывов смогли убежать около 600 человек (слайд 11).

Как только раздались взрывы, оперативный штаб дал команду на штурм (слайд12). Первоочерёдной задачей было спасение детей. Бойцы подразделений «Альфа» и «Вымпел» закрывали детей собой. Бой длился примерно 13 часов. Уничтожено 28 террористов. Живым взят один Нурпаша Кулаев, получивший пожизненное заключение (слайд 13). При освобождении заложников погибло 12 работников спецслужб и один местный житель. Было спасено 918 человек. (слайд 14) В результате теракта с 1-го по 3-е сентября 2004 года погиб и позднее скончался от ранений 334 человек, в том числе 317 заложников, среди которых 186 детей и 15 сотрудников школы. 810 человек получили ранения. Вот такие страшные последствия теракта в Беслане.

2.2.3. Беслан – «Город Ангелов».

Педагог: 1 сентября все школьники нашей страны идут на торжественную линейку, только дети Беслана начинают новый учебный год 5 сентября. Время в Беслане замирает…

Тысячи людей первые дни сентября собираются в школе № 1, чтобы почтить память погибших. Прошло 10 лет, но школу № 1 оставили нетронутой, здание не было восстановлено. (слайд 15) Это мемориал, куда приходят люди и приносят цветы, игрушки, конфеты и воду, воду, воду. Три дня без воды в жару, в духоте – это пытка… В центре спортзала православный крест в память погибших. Люди молча ставят свечи, возлагают цветы и уходят. На стене спортзала мемориальные доски с 334 фотографиями погибших заложников. На многих стендах по несколько одинаковых фамилий – семьи, потерявшие по несколько человек. В 66 семьях Беслана погиб от 2 до 6 человек. В числе первых приходит сюда и глава Республики Северная Осетия – Алания Таймураз Мамсуров. В сентябре 2004 среди заложников находились и двое его детей. Оба получили серьёзные ранения, дочка чудом выжила.

В Беслане есть мемориальное кладбище, именуемое «Городом ангелов» (слайд 16). Фигурки ангелочков в белоснежной одежде здесь повсюду. Надгробий столько, что красные мраморные плиты почти заходят за горизонт. Дата смерти почти у всех одна – 3 сентября 2004. Из 266 могил 186 – детские. У каждой могилы – бутылки с водой, которой так не хватало заложникам. Древо скорби представляет собой ствол дерева из четырёх женских фигур, на распростёртых руках которых ангелы, символизирующие погибших детей (слайд 17).

В небеса поднималися ангелы… Вам нежданно ушедших так рано

Все прекрасны, невинны, чисты. Уготован в раю уголок.

Сколько звёзд тогда ярко попадало, Наши общие дети Беслана,

Маскируясь росой на цветы… Вы простите ли нас за тот рок?

Сегодня День солидарности в борьбе с терроризмом. Солидарность (слово на доске) – это единство мыслей, активное сочувствие. Трагедия в Беслане потрясла всех. В этом мы солидарны. Погибли люди. Погибли невинные, беззащитные дети. 3 сентября к школе № 1 приходят школьники и отпускают в небо 186 белых шаров, которые взмывают в небо как крылья ангелов – погибших детей. Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания. (все встают и чтят память погибших)

III. Творческая работа.

Звучит песня о трагедии в Беслане (автор Леокадия Гелианс, детям даётся задание из белой бумаги по шаблонам вырезать ангелочков.

IV. Заключительная часть.

Педагог: Ребята, сегодня вы узнали о бесланской трагедии. Прошло 10 лет, но какие эмоции вызвала история Беслана у вас? (ответы) Всего один шаг от счастья, праздника к горю и гибели. Три дня без еды, три дня без воды. То, что случилось 1 сентября 2004 года, мы никогда не забудем! Тот, кто сделал это - проклят навсегда!

Список использованного материала:

1. https://ru.wikipedia.org

2. www.kavkaz-uzel.ru

3. novocherkassk1.ru/beslan-ten-years

4. https://www.pravdabeslana.ru/zapiska.htm

5. Стихотворение “Памяти детей, погибших в Беслане”. Автор: Леокадия Гелианс.

Публикации по теме:

Стихи для монтажа ко Дню родного языкаСтихи для монтажа ко Дню родного языка Стихи для монтажа Разбирала свои архивы и нашла давно написанный монтаж ко дню родного языка. А тут - завтра 21 февраля, как раз этот.

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка «Кошки в музыке»Методическая разработка «Кошки в музыке» Тема кошек и котов в пении, танце и драматизациях Сегодня, в продолжение темы кошек и котов, предлагаю вам приблизительный «кошачий» репертуар,.

Методическая разработка «Наблюдение за росой»Методическая разработка «Наблюдение за росой» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках.

Методическая разработка по теме «Насекомые»Методическая разработка по теме «Насекомые» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию материал, который будет полезен для старших и подготовительных.

Методическая разработка-территория здоровьяМетодическая разработка-территория здоровья «Группы дошкольного образования - территория здоровья» В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика.

Методическая разработка «Тетрадь по самообразованию» .

Методическая разработка «Весёлые фигуры»Методическая разработка «Весёлые фигуры» Появление персонажей на занятиях помогает мне привлечь внимание детей. Они с большим интересом выполняют просьбы персонажей, приходя им.

Методическая разработка «Задача про дни недели»Методическая разработка «Задача про дни недели» Вера Калужина в публикации от 28.10 с. г. представила очень интересную работу с фетровой Жар-птицей, в которой было такое задание: Иван.

Методическая разработка «Животный мир Антарктиды»Методическая разработка «Животный мир Антарктиды» Пояснительная записка. Экологическое воспитание детей очень актуально и задача педагогов сейчас состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольника.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Главная ценность — жизнь человека. Что такое терроризм»
Опубликовано: 7 октября 2020 в 09:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Главная ценность — жизнь человека. Что такое терроризм»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Богданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД