Любовь Гончарова
Методическая разработка «Девочки и мальчики — два разных мира» (гендерная социализация дошкольников)
▼ Скачать + Заказать документы
Девочки и мальчики — два разных мира
«Нельзя считать один пол
совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
Концепция.
Современный, быстро меняющийся динамичный мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Публикация «Методическая разработка „Девочки и мальчики — два разных мира“ (гендерная социализация дошкольников)» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. Gender-род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. Гендерная социализация включает в себя три аспекта: когнитивный – ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина); эмоциональный - полоролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д. В. Колесов, А. Е Ольшанникова, Н. Б. Сельверова, Т. П. Хризман); поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина).
В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная идентичность. Детям становится понятно, что гендер не меняется : мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Ученые и педагоги считают, что формирование гендерной идентичности обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развивать с учетом индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит от того, какими женщинами и мужчинами они станут в дальнейшем, какими родителями будут для своих детей, настолько крепкими и долговечными будут их семьи.
Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило и законодательное обоснование. ФГТ предусматривают решение проблем развития, воспитание и обучение с учетом гендерного подхода (п. 2.11 ФГТ).
Рассуждая о гендерном воспитании Т. Н. Доронова (кандидат пед. наук, говорила:
«Важно не только поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, но и научить их взаимодействовать с представителями противоположного пола. Ученые считают, что в дошкольном детстве девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и принять характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола».
Учитывая актуальность проблемы воспитания детей, с учетом половых различий определила цель своей педагогической работы: способствовать благоприятному протеканию процесса гендерной социализации мальчиков и
девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, помочь ребенку адаптироваться в мире людей.
Мною была поставлены задачи по данному направлению: улучшение взаимоотношений между мальчиками и девочками; формирование у них адекватной оценки представителей противоположного пола; вовлечение детей разного пола в совместную деятельность.
Для реализации задач по гендерному воспитанию детей разработала тематическое планирование по разделам:
1.«Мужчина и женщина - какие они?»
Цели: сформировать представления о роли и занятости мужчин и женщин в семье, об их взаимоотношениях; рассказать о мужских и женских профессиях, о характерных чертах характера.
2. «Я – мальчик, будущий мужчина.
Я – девочка, будущая женщина».
Цели: сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей.
3. «Маленькие рыцари и маленькие принцессы».
Цели: способствовать представлению о различиях между мальчиками и девочками - как во внешнем облике, так ив характере и поведении; воспитывать культуру общения.
Методами и приемами формирования гендерных представлений у дошкольников являются : беседы (тематические о семье, о профессиях-мужских и женских); с мальчиками, с девочками, по худ. литературе); игры ( словесные: «Пожелания», «Вежливые слова»; дидактические: «Профессии. Ассоциации», «Веселый гараж», «Собери чемодан», «Половинка к половинке»; подвижные: «Сороконожка», «Карусель»; игры-упражнения: «Схемы-действия», «Кто живет в твоем сердце?»; сюжетно-ролевые: «Поликлиника», «Семья», «Кафе»); организация совместной деятельности (познавательная деятельность, коммуникация, физ. культура, художественное творчество, музыка, праздники и развлечения).
Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, где игрушки подобраны с учетом полового признака, но и также организованы места для совместной деятельности. Совместная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре. Гендерный подход находит свое отражение в ДОУ при организации различных видов трудовой деятельности.
В рамках проектной деятельности был реализован социально- педагогический проект: «Я - мальчик. Я - девочка». Цель проекта – создание условий для естественного развития детей дошкольного возраста в ДОУ и в семье с учетом гендерных представлений. Итогами реализации проекта стали музыкальные праздники, творческие работы детей «Папин портрет» и «Портрет моей мамы», «Букет для мамочки», фотовыставка.
Уделяется внимание работе родителям по данному вопросу: Создан информационный уголок по гендерному воспитанию, куда выставляются методические рекомендации «Мальчики и девочки», папки-передвижки «Будущая женщина, или как правильно воспитывать девушку» и «Будущий мужчина, или как правильно воспитывать мальчика», советы родителям «Как воспитывать сына и дочку», «Детские игры – дело серьезное». Проводятся совместные мероприятия с родителями, праздники «А ну-ка, папа!» «Моя мама лучше всех». Главное цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания воспитания их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать пересмотру своей воспитательной позиции.
Для определения результативности работы проводилась диагностика уровня знаний и представлений по всем задачам гендерного развития детей, которая показала, что уровень развития девочек выше, чем мальчиков. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины; выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными к мальчикам.
В заключении хочется подчеркнуть, что какие семена мы посеем в сознании ребенка сегодня, такие и всходы они дадут в будущем.