МААМ-картинки

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Курчавова Любовь
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения»

Составила :

Воспитатель: Курчавова Л. А.

Содержание

1. Введение___ 3 стр.

2. Актуальность___ 5 стр.

3. Цель___ 5 стр.

4. Задачи___ 5 стр.

5. Практическая часть___ 6 стр.

6. Заключение___ 15 стр.

7. Список используемой литературы___ 16 стр.

8. Приложение 1: Консультации для родителей___ 18 стр.

9. Приложение 2: Картотека игр___22 стр.

«Развитие мелкой моторики детей раннего возраста»

Введение

Раннее детство считается стартовым периодом развития интеллекта и здоровья. А значит, этапы развития раннего детства заслуживают особого внимания. Ранний возраст - это в буквальном смысле НАЧАЛО.

Одной из важнейших проблем является проблема развития мелкой моторики. В настоящее время у большинства детей отмечается слабое развитие мелкой моторики. К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают очень поздно. Это оборачивается двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах различные предметы: правильно держать ложку, карандаш, строить из конструктора различные постройки, завязывать веревочки, шнурки, застегивать пуговки, лепить из пластилина, учиться разговаривать и др. Наши пальчики могут все, а это значит что они волшебные. Умелыми детские пальчики становятся не сразу. Игровые упражнения дома, на прогулке (с самого раннего возраста) помогут ребенку уверенно развивать пальчики рук, а значит, и развиваться будет сам малыш. Главное для ребенка, чтобы игра была в радость. Сейчас в современном мире уже известно, что на раннем этапе развития ребенка жизни мелкая моторика показывает как развивается ребенок. Дети с плохо развитой мелкой моторикой рук моторикой не умеют правильно держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, плохо разговаривают. Им трудно заниматься различными играми со своими сверстниками, найти общение. И поэтому возможности освоения различных действий такими детьми остаются слабо развитыми. Это может повлиять на эмоциональный настрой ребенка. В современном мире «мире прогресса», взрослые очень заняты на работе, и не всегда уделяют детям внимание из-за своей постоянной занятости на работе, как следствие ребенок очень мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит, играет в игры (телефоны, планшеты). Многое за него делают родители, не давая малышу самостоятельности, тем самым ребенок совершенно мало работает ручками. В наше время много современных игрушек и вещей, которые устроены удобно, что не способствует развитию мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания). А это в свою очередь не помогает сформировать уровень не только крупной моторики, но и тонких движений пальцев рук. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики очень важна для формирования навыков самообслуживания. Ребёнок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически мыслить, достаточно развита память, внимание, связная речь, речь становится более понятной.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает, то может отставать развитие речи, при хорошо развитой общей моторике соответствующей норме. Для того чтоб эти показатели соответствовали возрастной норме, необходимо, как можно чаще играть с детьми. Самое подходящее для развития мелкой моторики это пальчиковые игры, игры с различными предметами (шнуровка, игры с конструктором, лепка, рисование и т. д.) они отлично способствую развитию мелкой моторики и речи ребенка в единстве и взаимосвязи. Благодаря этим играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, развивается способность сосредотачиваться, формируется образно-ассоциативное мышление. Развитие мелкой моторики помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в рисовании, а в дальнейшем при письме.

Учитывая все особенности темы «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста» можно определить важность развития мелкой моторики посредством различных развивающих игр: пальчиковые игры, игры с конструктором, застегивание пуговиц, шнуровка и т. д. Поэтому для наилучшего развития мелкой моторики необходимо, как можно чаще тренировать и развивать руки посредством различных развивающих игр. Эти игры необходимы для развития ребенка, т. к. они способствую своевременному развитию речи. Тренировку, развитие мелкой моторики нужно начинать как можно раньше. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное воздействие на воздействие на развитие речи, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Нужно добиваться того, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко и приносили радость, только тогда можно будет получить хороший результат. Также для хорошего развития мелкой моторики рук можно использовать игры со стихами. Игры со стихами также активно помогают развивать память, речь, внимание и образное мышление. В ходе игры ребенок учится незаметно для себя выразительно рассказывать стихотворение, а также активно пользоваться руками, пальчиками «показывая» его. Поняв принцип игры с помощью педагога, дети сами могут подбирать движения под стихотворения, самостоятельно его изображая.

Актуальность

Актуальность работы по теме «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста» заключается в том, что в результате использования пальчиковых игр и других развивающих игр развивается мелкая моторика пальцев рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие в целом, это и развитие речи, внимание и образное мышление, развитие памяти.

Цель

Использование различных развивающих игр для развития мелкой моторики пальцев рук, развития речи, внимания и образного мышления, развития памяти.

Задачи

• Совершенствовать предметно-развивающею среду группы для развития мелкой моторики;

• Развивать пластичность движения рук;

• Способствовать развитию творческих способностей;

• Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

• Развивать воображение, произвольное внимание;

• Развивать зрительное и слуховое восприятие;

Практическая часть

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».

К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений. Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики, говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты: память, внимание, связная речь. Ребенок в раннем возрасте с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить простейшие задания. Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует общее развитие. И эту работу нужно начинать с раннего возраста. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев. Они необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

Основные этапы развития мелкой моторики

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.

• 2-3 месяца: ребенок изучает мир своими ручками, он разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и вас за пальчики. И это не просто игра и общение, это первые шаги в развитии моторики;

• 3-6 месяца: направляет руки ко рту, следит за движением рук, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его;

• 8-12 месяцев: перекладывает предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку, ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев);

• 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предмет под контролем зрения;

• 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней;

• 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами (толкает игрушечную машинку);

• 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;

• 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутый в бумагу предмет;

• 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;

• 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;

• 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;

• 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга, переворачивает страницы книги по одной, держит два предмета в одной руке;

• 17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет;

• 18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу;

• 20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;

• 21-24 месяцев: ребенок переливает жидкость из одной ёмкости в другую;

• 22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга;

• 2–3 года: открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы, рисует по образцу крест;

Способы развития мелкой моторики

Играя, ребенок развивается, поэтому основные приемы развития мелкой моторики и методы базируются на игре.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений используются разные методы и приемы работы: пальчиковая гимнастика; пальчиковые игры со стихами, пальчиковый театр; лепка из пластилина; шнуровка, игры с различными мелкими предметами; застегивание пуговиц, молний, крючков, нанизывание бус, пуговиц. Перечисленные варианты развивают мелкую моторику руки (последовательность и точность движений, координируют работу глаз и кистей рук (развивают точность глазомера, чувство симметрии, способствуют развитию пространственного, образного, логического и ассоциативного мышления, развивают память, внимание, воображение и творческие способности ребенка, фантазию, восприятие цвета, формы и размера предмета. Развиваются и тактильные ощущения на базе разного размера, формы и материала игрушек. Подобные игры тренируют способность анализировать информацию и принимать решение с учетом условий, способность действовать по образцу и самостоятельно, тренируют усидчивость, терпеливость, сосредоточенность на деятельности, аккуратность и способность получать эстетическое удовольствие от конечного результата. Все это оказывает формирующее влияние на умственное и личностное развитие ребенка.

Начинать развитие мелкой моторики можно с массажа - он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Массаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс различных упражнений.

Упражнения с крупой, зерновыми, бобовыми и семечками - развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.

Игры с песком - это одна из форм естественной деятельности ребенка. Использование песочной терапии позволяет совершенствовать координацию движений, мелкую моторику и ориентацию в пространстве; стимулирует интерес к занятиям; развивает речь; формирует представление об окружающем мире; «проигрывает» разнообразные жизненные ситуации, объясняет их смысл и способ поведения в них; стабилизирует психоэмоциональное состояние.

Лепка - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.

Рисование - способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук.

Шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности. В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи.

Мячики - развивают активность и координацию движений. Мячики бывают из различного материала, разные по размерам, цвету, упругости, жесткости, могут быть гладкие и шершавые.

Пуговицы - открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру. Развивают у детей творческое воображение и способности, память, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.

Пирамидка – эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.

Кубики - это не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.

Пазлы - развивают внимание, сообразительность. Развивают комбинаторные способности ребенка и помогают освоить восприятие зрительных образов. Конструкторы и наборы строительных материалов - эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребенка некие идеалы цветов и форм. Так же вовлекают наглядно-образное мышление и память.

Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребенка. Кубы- сортеры замечательная игрушка для раннего развития. Ребенок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.

Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка. Игры с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Ребенок учится самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное). Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки.

Работу по развитию мелкой моторики нужно с раннего возраста: катать между ладошками и пальчиками шарики, мячики и палочки разного размера, рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т. д.) одной рукой или двумя одновременно. Затем ребенка можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы. С возрастом и навыком работа усложняется и становится более разнообразной. В раннем возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, пальчиковые игры, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Очень важным фактором для развития мелкой моторики является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша является чем – то магическим, утешающим и успокаивающим. Из поколения в поколения передаются старинные народные потешки: «Ладушки, ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. В потешках много ласкательных слов, обращений. Чтение потешки и народных песенок проводится в форме весёлой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребёнка движения или действия выполняемого взрослого. Дети в раннем возрасте не могут воспринимать быструю речь, а потешки, народные песенки, читаются неторопливо, отчётливо. Пальчиковые игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Пальчиковые игры очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развит

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Опубликовано: 26 февраля 2025 в 12:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»» (включая файлы) размещена пользователем Курчавова Любовь (УИ 2553551) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 февраля 2025 четверг
28 февраля 2025 пятница
В руки ложки мы возьмём, веселить гостей начнём!
28 февраля 1982 года в Москве впервые стартовала «Лыжня России»
Рисуем нетрадиционными способами!

29 февраля в этом году нет - День Кащея отменен!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД