Людмила Бурдахина
«Украсим барыню». Конспект НОД по ОО «Художественное творчество». Формирование у дошкольников интереса к народной игрушке
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Украсим барыню»
Форма работы :Творческая мастерская
Интеграция образовательной деятельности: художественное творчество (основная, познание, труд, чтение художественной литературы, музыка.
Цель: вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают дымковские мастера; сформировать знания об особенностях росписи дымковской игрушки, о колорите основных элементов узора; замечать сочетание цветов, расположение элементов узора.
Публикация «„Украсим барыню“, Конспект НОД по ОО „Художественное творчество“, Формирование у дошкольников интереса к народной игрушке» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Задачи:
1) Образовательные. Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки и с элементами росписи (кольца, точки, круги, тонкие и широкие линии).
2) Развивающие. Ритмично располагать элементы узора по всему силуэту барыни, используя характерные для дымковской росписи цвета (красный, оранжевый, синий, зелёный, чёрный) рисовать разными способами: широкие линии-всем ворсом, тонкие линии, точки и кольца-концом кисти. Самостоятельно выбирать цвета для узора. Развивать эстетическое восприятие творческие способности детей.
3) Речевые. Называть цвета дымковской росписи; Расширять словарь: элемент, узор, роспись.
4) Воспитывать любовь к народным промыслам и эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.
Оборудование: столы и стулья, мольберт, доска, аудиозапись.
Материал: образцы дымковской игрушки, клеёнки, краски, кисти и подставки, салфетки, стаканчики с водой.
Предварительная работа: рассматривание изделий народных мастеров, элементов дымковского узора, работа с родителями (изготовление солёного теста) и предварительно вылепленных фигур барыни, рассматривание альбомов с образцами элементов дымковской росписи.
Методические приё мы:
Форма работы : творческо мастерская.
1. Организационная игра.
2. Вводная беседа.
3. Художественное слово.
4. Рассматривание образцов дымковской росписи.
5. Практическая деятельность.
6. Физ. минутка. (пальчиковая гимнастика)
7. Музыкальное сопровождение.
8. Демонстрация моделей.
9. Рефлексия.
Ход НОД
1. Организационная игра 3-5 минут
«ровным кругом друг за другом,
мы идём за шагом в шаг,
дружно вместе стой на месте,
сделаем вот так.
Руки к пятками и к ушам,
на колени и к плечам,
в стороны, на пояс, вверх,
а теперь внимание всех.
2. Вводная беседа (3-5мин)
Рассадить детей полукругом возле стола с игрушками и образцами дымковской росписи.
Предлагаю обратить внимание на необычные игрушки
(расписной индюк,лошадь, уточка, барыня).Спросить у детей, как они называются. Рассмотреть их, и обратить внимание на яркую и нарядную окраску
Рассказ воспитателя о истории возникновении дымковской игрушки. Дымковские игрушки, делали и делают в селе Дымково. Этот промысел зародился давно. Люди лепили и расписывали игрушки семьями и в одиночку, не только мастера-мужчины, но и женщины и дети. Мастера копали глину, смешивали её с песком, лепили петушков, коньков, оленей, барынь и другие игрушки. Затем изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. По белому фону мастера рисовали круги, кольца, точки.
3. Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины,
Всё игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней, по всюду
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
О древней дымковской игрушке
Поведаем сейчас рассказ
(показ дымковской игрушки индюка)
4. Вот индюк нарядный, весь такой он ладный
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок
А высокий гребешок,
Краской яркою горя
Как корона у царя
Индюк сказочно красив,
Он насыщен, горделив.
Смотрит с высока вокруг
Птица важная-индюк.
(показ игрушки-барыни)
Посмотри как хороша
Это девица краса:
Тугая чёрная краса
Щечки алые горят,
Удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво
Барыня так красива,
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.
(О. Левицкий)
Спросить у детей: «эти игрушки лепили и расписывали весёлые мастера или грустные?» (ответы детей)
«А вы хотите стать дымковскими мастерами?» (ответы детей)
Предложить рассмотреть образцы элементов дымковской росписи. Спросить у детей на что они похожи? Что они означают? (ответы детей)
Элементы росписи дымки это древние символы языческой веры. Круг- символ солнца, точки-звёзды, волнистые линии-вода, прямые линии- дорога. Расписывают яркими красками. Спросить у детей, какими цветами расписаны? (ответы детей)-(красный, синий, оранжевый, жёлтый, зелёный, черный как дополнительный).
5. Практическая деятельность.
Предложить расписать игрушки, которые вылепили из теста- это Барыни. Показать расписанную игрушку и сказать : в такой красивой юбке барыне, наверное, очень весело. Но вот её подружкам, совсем не весело, они такие грустные. Барыня хотела поводить хоровод, но у них не украшены юбки. Давайте украсим её подругам юбки и распишем их.
Предлагаю пройти в нашу художественную мастерскую, где вас ждут барыни, но сначала посмотрите на образцы росписи и узоры.
Показываю приёмы рисования. Набираю на кисть краску и концом кисти ставлю точку, волнистые и прямые линии
всем ворсом, «листочки» и «зёрна»- примакиванием.
6. Физ минутка (воспитатель показывает дети повторяют)
Кисточку возьмём вот так;
(кисточку держать тремя пальцами выше металлической части)
Это трудно? -нет пустяк!
Вверх – вниз, вправо – влево
(выполнять движение кисти руки)
Горда, словно королева.
(кисточку ставите вертикально)
Кисточка пошла тычком,
Застучала каблучком.
(сделать несколько тычков без краски)
А потом по кругу ходит,
как девица в хороводе.
Вы устали? Отдохнём!
И опять стучать начнём.
Мы рисуем: раз-раз.
Всё получиться у нас.
Мы научились рисовать, теперь приступим к расписыванию.
Дети берут силуэты и кисточки. Подумайте немного о том, каким узором вы распишите свою барыню. Полоски и точки рисуем кончиком кисти, а круги делаем тычками, старайтесь что бы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски,лишнюю воду промакивайте о салфетку.
7. Музыкальное сопровождение. Включаю музыку.
8. Когда работы будут выполнены, предложить детям поставить барынь в хоровод на отдельный стол что бы просохли. Предложить посмотреть на своих барынь, какие они красивые, спросить, чем они понравились и почему. (ответы 2,3-х детей.)
9. Молодцы, ребята. Сегодня мы ещё раз встретились с дымковской игрушкой, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой.