Лариса Абламонова
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития; слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной.
Моторный навык у ребёнка будет вырабатываться совместно со взрослым в процессе работы по принципу «рука в руку» (взрослый берёт руку ребёнка с карандашом в свою руку и вместе с ним воспроизводит образец). Этот способ я использую в работе с детьми, испытывающими проблемы с координацией движений пальцев рук. Это особенно важно при подготовки ребёнка к школе, так как есть дети с проблемами со здоровьем, и им необходим индивидуальный подход. Развитие моторного навыка позволяет повысить самооценку дошкольника, он становится более уверенным в себе. Особое внимание необходимо уделить тому, чтобы ребёнок постоянно соотносил полученное изображение с образцом. В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие задания:
Публикация «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
А) нарисовать простой узор
Б) поиграть в игру «Трудные виражи». Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых – машины, а в другом – дом. Потом говорите ребё нку: «Ты водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным» Ребёнок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам Ваших дорожек.
В) Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Кулак-ребро-ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» - рисование в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д.) Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку.).
Работу по развитию тонкой моторики я организовала с детьми, используя комплексный подход, он включает в себя и работу с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезание (особенно плавное, не отрывая ножниц от бумаги). Одним из эффективных упражнений является проделывание нитки в игольное ушко (вышивание). В практике часто использую штриховку (это также один из способов развития моторики). Важно научить ребёнка штриховать. Он должен штриховать те предметы, которые он нарисовал. Это развивает воображение : в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
Также, детям нравятся и пальчиковые игры, они разучивают их с большим удовольствием и легко запоминают.
Важно помнить, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.