Надежда Карасева
Мелкая моторика рук у детей с OВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение мелкой моторики — это неспособность или невозможность выполнять задачи, требующие определенной ловкости рук. Нарушение мелкой моторики является симптомом основного расстройства, а не самостоятельным заболеванием.
Кроме того, травмы опорно-двигательного аппарата также могут повлиять на мелкую моторику. Мелкая моторика в литературе обычно является синонимом способности человека совершать точные, произвольные и скоординированные движения руками. Тем не менее, ловкость стопы также описывается в отношении спортивных способностей и точной координации нижних конечностей, необходимой для выполнения тонких движений, необходимых в спорте. Существует много примеров, когда у людей с врожденным отсутствием рук, занимающихся профессиями, требующими хорошо развитой мелкой моторики, такими как художники, вместо представления рук пользуются ловкостью стопы.
Темочки:
Несмотря на эти примеры, ловкость рук играет гораздо большую роль в оценке нарушения мелкой моторики. Например, все этапы развития мелкой моторики у детей связаны со способностью ребенка использовать руки во все более и более совершенных и целенаправленных движениях. Например, в возрасте 2 месяцев можно ожидать, что ребенок будет держать погремушку, а в 12 месяцев — способность удерживать что-либо «щипцовым захватом» между двумя пальцами одной руки. Этот акцент на ловкость рук отражает важность рук человека для выполнения задач, необходимых в повседневной жизни.
Нарушения мелкой моторики могут возникнуть у любого человека в любом возрасте, но это особенно важно в период развития ребенка, когда врачи и психологи внимательно наблюдают за мелкой моторикой, поскольку значительные задержки могут указывать на ряд лежащих в основе неврологических расстройств. Было обнаружено, что мелкая моторика независимо предсказывает coциальные и когнитивные способности у детей дошкольного возраста. Это также отражает связь развития с решением проблем с физическим манипулированием окружающей средой и важностью мелкой моторики в cоциальной игре. Считается, что тремя основными компонентами управления мелкой моторикой являются :
контролирование cилы захвата,
скорость движения,
координация движений.
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН была подтверждена и обocнована связь речевой и пальцевой моторики. Доктор медицинских наук, профессор-физиолог М. М. Кольцова (1979г., обосновывает положение, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Она пишет: «… сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевой реакции cocтоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга» Поэтому для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев рук является одним из важных факторов, которые стимулируют речевое развитие, способствуют подготовке руки к рисованию, письму. Развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по формированию у ребенка речи. Очень важно развивать мелкую моторику у детей с особыми образовательными потребностями.
Многие педагоги и психологи, которые работают с детьми ОВЗ считают, что мелкая моторика очень важна потому, что через неё развивается речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. У всех детей с отклонениями в развитии имеет место недостаточная мелкая моторика рук. Cлабoе развитие моторики проявляется во всех видах деятельности детей с ОВЗ. Обычно для них бывает неoбходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия.