Каринэ Хоботова
Механизмы семейного воспитания и условия его эффективности
▼ Скачать + Заказать документы
Семейное воспитание наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни, происходит постепенное расширение кругозора и опыта.
Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются механизмы социализации ребенка, что наибольшее активизируются эффективности семейного воспитания.
В качестве ключевых механизмов семейного воспитания, при которой ребе-нок привязан к социальной реальности, это жизнь, становится самостоятельным участником, психологи определили подкрепление, идентификацию, понимание.
Темочки:
Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который соответствует восприятие ценности семьи, о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, видит идеал человека в физической силе, в уме-нии постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимули-руют поведение ребенка, которые соответствуют их представлениям о «хоро-шем» человеке. И если ребенок идет вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, ругают. Для маленьких детей важно эмоциональное под-крепление: добро-пожаловать, желательное поведение является положительно усиленная и увеличенная негативное поведение – отрицательно и поэтому выво-дится из поведенческого репертуара. Так, изо дня в день в сознание ребенка внед-ряют систему норм, правил, и представляет собой посмотреть, какие из них дей-ствуют и как их следует избегать. Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок «зеркало семьи», он не усваивает «Моральный кодекс» своей семьи от А до Я пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу при-вычки, а потом – внутренней потребности.
Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентиру-ется на их пример поведения, отношений, деятельности и т. д. В воспитании де-тей не должны полагаться на силу природных, например, надо создать обстоя-тельства и условия, когда ребенок ругает внимание на образцы поведения, дея-тельности взрослых. Сделать это лучше близких людей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребенка, чувствовать их настроение, быстро реагировать и создать условия для раскрытия его личности. Взрослые являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, по-этому дети хотят подражать своим родителям, быть похожими на них во всем. Поэтому родители должны показывать пример своим детям во всем. Нормаль-ные отношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и до-верии друг к другу. Впервые годы жизни ребенка семья нужна для формирования определенных областей человеческого сознания, человеческой психологии, и ее отсутствие влечет за собой печальные и далеко идущие последствия, такие как преступления. Таким образом, основным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность яв-ляются отношения родителей и детей. В то время как адекватных детско-роди-тельских отношений предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, согласованности и последовательности в представлении ребенка. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей приспособляемостью и общение со сверстниками, ак-тивны, независимы, инициативны, доброжелательны и чутки.