Газизова Азалия
Консультация «Медлительные дети»
▼ Скачать
Медлительность детей связана с врожденной особенностью нервной системы - слабой подвижностью нервных процессов. Ребенок медленно думает, медленно говорит, медленно двигается, у него замедленные реакции. И это не болезнь, не отклонение.
Иногда медлительных детей совершенно незаслуженно обвиняют в лени, в том, что они специально, «назло» все делают медленно.
Однако медлительность — не свойство вредного характера. Это индивидуальная особенность ребенка, которая может быть обусловлена разными причинами.
Публикация «Консультация „Медлительные дети“» размещена в разделах
В частности, выделяют следующие причины медлительности :
1) индивидуально-типологические особенности, свойства нервной системы;
2) особенности воспитания;
3) отставание в развитии отдельных психических функций (моторики, речи);
4) общее состояние здоровья ребенка.
Исследования показывают, что для медлительных детей характерны слабость и инертность нервных процессов. Дети с такими особенностями нервной системы, как правило, замедлены во всех своих действиях, они медленно включаются в работу, долго переключаются на другую деятельность, долго восстанавливаются после нагрузки, они быстро отвлекаются, не могут продолжительно и интенсивно работать.
Самая характерная черта медлительных детей — низкая скорость работы. Это связано с малой подвижностью нервных процессов.
Как известно, любое действие складывается из нескольких составляющих: предварительный ориентировочный этап, затем — выполнение самого действия.
У медлительных детей этот темп — низкий. Подгонять, торопить таких детей не только бесполезно, но и вредно.
Поторапливания, окрики, команды «Делай быстрее!» заставляют медлительного ребенка суетиться, нервничать, что затрудняет правильную ориентировку в задании, скорость же выполнения самого действия при этом не меняется. Напротив, медлительному ребенку требуется больше времени, чтобы собраться и начать действие. Это характерно как для внешних действий, так и для умственных. При учете особенностей этих детей, создании условий, обеспечивающих оптимальный темп работы, качество и точность выполнения заданий медлительными детьми могут быть весьма высокими.
Другая особенность деятельности медлительных детей — трудность быстрого переключения на новый вид работы. Это является следствием инертности нервных процессов. Медлительные дети не смогут с ходу ответить на ряд последовательных вопросов
Трудности в общении. Медлительные дети от природы часто мечтательны, не слишком общительны, для них очень важна психологическая безопасность. Ему комфортно дружить с одним товарищем или «потеряться» в толпе детей – лишь бы не трогали. Такого ребенка и в детском саду нельзя «силком в хоровод» загонять, и требовать от него большой социальной активности.
Правила общения
Старайтесь резко не прерывать игру ребенка, заранее предупредите о смене деятельности: «Через десять минут пойдем гулять». Научите ребенка следить за временем. Дошколята плохо воспринимают время как процесс. Помощь могут оказать песочные часы, которые дают зрительное представление «убегающих» минут. Потренируйтесь собирать игрушки, есть, одеваться пока сыплется песок в часах. Это дает время ребенку самостоятельно оценить скорость своих действий. Похвалите ребенка, если он уложился во времени, но не ругайте, если что-то пока не выходит.
• Ровный тон, доброжелательное обращение намного эффективнее крика и наказаний. Не ругайте ребенка за медлительность, это только закрепит его мнение о себе как о «копуше». Лучше окажите организующую помощь: например, вместо того чтобы одевать ребенка, диктуйте ему (дружелюбно) алгоритм этого процесса. Медлительные дети могут реагировать только на одно указание, данное ему за один раз. Не превращайте свои просьбы в длинный монолог. Пожелания должны быть четкими и ясными («Пойди возьми куртку. А затем я скажу, что делать дальше».)
• Старайтесь как можно чаще играть с ребенком в подвижные игры. Однако избегайте соревнований и эстафет
Игры для медлительных детей
Перед тем как перейти к описанию игр, необходимых для такой коррекции, сначала остановимся на правилах их организации, чтобы занятия проходило наиболее эффективно и доставляло удовольствие и вам и ребенку.
Правило 1. Не торопите медлительных детей. Понукания взрослого и ситуация спешки еще больше могут замедлить движения ребенка. Пусть лучше сама игра создает условия, когда ему захочется сделать что-то быстрее, чтобы соответствовать игровой роли или стать победителем.
Правило 2. Проводите эти игры систематически. Толку будет точно больше, если игры организовываются в течение десяти-пятнадцати минут каждый день, чем по часу, но раз в неделю.
Правило 3. Начинать играть нужно обязательно в хорошем настроении и стараться поддерживать приподнятый эмоциональный фон в течение всего игрового занятия. В случае если ребенок проигрывает, оберните все в шутку или помогите ему отыграться. Позаботьтесь о том, чтобы ваши занятия не стали дополнительным ударом по самооценке ребенка.
Правило 4. Хвалите ребенка и радуйтесь даже самым маленьким его достижениям. Похвала формирует самоуважение и веру в свои силы, которые понадобятся детям в жизни ничуть не меньше, чем быстрота реакции.
Правило 5. Чаще используйте в играх резкую смену скорости движений - от медленных к очень быстрым и обратно. Задавайте периодически максимально высокий темп, но не затягивайте этот этап игры, так как для медлительного ребенка это серьезное напряжение и следствием его может стать переутомление.
1. Игры со сменой темпа движений:
Ходьба-бег-ходьба медленная. Смена темпа происходит по словесному сигналу взрослого, или при смене музыкального сопровождения.
Хлопать в ладоши с разной скоростью, опять по сигналу.
2. Игры с максимально быстрыми движениями:
Детям раздаются листочки бумаги с нарисованным квадратом 10x10 см и карандаши. По сигналу дети ставят точки в квадрате, поставивший большее количество точек получает приз
3. Игры на развитие внутреннего торможения:
Игровая гимнастика. Дети повторяют вслед за воспитателем его движения : хлопки над головой, за спиной; прыжки; приседания и т. д.
4."Запретное движение" правила игры знакомы многим.
Воспитатель говорит детям : "Если назову кого-нибудь, кто может летать, например, бабочку, то поднимите руки вверх и скажите хором: "Летает!" Если назову нелетающее животное, например, льва, - молчите и не поднимайте руки".
Рекомендации
1) Чаще хвалите своего ребенка
2) Научите следить ребенка за часами
3) Хвалите ребенка за быстроту и эффективность
4) Выражайте положительные эмоции
5) Давайте только одно указание за один раз
6) Прислушивайтесь к ребенку
7)Не сравнивайте медлительного ребенка с его подвижными сверстниками
8) Без необходимости не торопите ребенка, лучше научите его следить за часами. Торопить и подгонять ребенка бесполезно и вредно. Он затормаживается еще сильнее. Не следует проявлять спешку и нервничать, делая что-либо с ребенком. Спешка вызывает еще большее замедление реакции
Литература:
1. И. П. Павлов. Полное собрание трудов. Изд. АН СССР,1949,т. III, с. 517
2. Кузнецов А. Н., Войнова О. С. Медлительность как одна из причин дошкольнойдезадаптации учащихся. (статья) Научный журнал "Ярославский педагогический вестник". www.vestnik.yspu.org
3. Иванов-Смоленский А. Г. Об изучении типов высшей нервной деятельности животных и человека. Журнал высшей нервной деятельности. 1953. Т. 3. Вып. 1.
4. Кольцова М. М. Медлительные дети. СПб. : Речь, 2003.
Список использованных источников:
https://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=15535
https://adalin.mospsy.ru/l_02_08.shtml
https://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/27_8/