Татьяна Пикашова
Мастер-класс «Обеспечение психологической безопасности дошкольников в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Обеспечение психологической безопасности дошкольников в детском саду». Пикашова Татьяна Владимировна МБУ детский сад № 69 "Веточка" г. о. Тольятти
Психологическая безопасность ребёнка в детском саду – это хорошее настроение малыша, это когда он не испытывает дискомфорт, когда его всё радует, начиная от цвета стен и обстановки в родной группе, от детей до взрослых, которые его окружают.
Формирование психологической безопасности детей ведё тся по 3 направлениям:
Публикация «Мастер-класс „Обеспечение психологической безопасности дошкольников в детском саду“» размещена в разделах
Работа педагога;
Работа с детьми;
Работа с родителями.
Рассмотрим 1 направление:
Педагог и среда
Развивающая предметно – пространственная среда;
Материал и оборудование (для работы с детьми и родителями);
Педагогический такт и этика;
Это рекомендуется ФГОС ДО.
Особо необходимо нашим детям иметь в группе:
«Уголок уединения» (Зона отдыха).
Очень любимы детьми и эффективны в работе: домики, ширмочки, мягкие стульчики, коробочки - мирилки, баночки – мирилки, вязанные мирилки, подушка – подружка, телефон доверия, альбом с фотографиями близких и друзей, мешочки или игрушки с мукой, крупой, песком, с шариками, массажные мячи, мелкие игрушки, стаканчики - кричалки, подушка - колотушка, подушка - злючка, бумага, чтоб нарисовать злость, смять или порвать её, песок или пластилин, чтобы вылепить злость и сломать для снятия агрессии, злобы, нервного напряжения и релаксации.
Рассмотрим 2 направление:
Работа с детьми
Основные формы работы с детьми по психологической безопасности :
Занятия
Беседы
Решение ситуаций
Чтение художественной литературы
Сказка терапия
Рассматривание иллюстраций
Игровые тренинги
Дидактические игры
Подвижные игры
Сюжетно – ролевые игры
Физкультминутки
Музыкальная терапия
Художественное творчество
Проектная деятельность
Чтобы обучить воспитанников безопасному взаимодействию, а именно: умению извиняться, уступать, просто умело рассказать, что тебя обидели, кроме классических методов рекомендуем педагогам использовать в работе с детьми:
«Каталог этических бесед» по возрастам на разные темы;
Проект: «О дружбе и друзьях»,
ЛЭПБУК: «Страна вежливости и доброты»
Для нас ЛЭПБУК - это новинка, новое средство обучения, новая технология изготовления интерактивных книжек, которая соответствует требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО.
«Лэпбук» - в перевoде с англ. "накoленная книга" (lap - кoлени, book – книга).
Лэпбук - это творческая поделка, самoдельная папочка или книжка - копилка, с кармашками разной формы и цвета, мини - книжек, oкoшек, кoнвертикoв.
В кармашках собран материал по одной теме. Лэпбук поможет лучше понять и запомнить изученный материал и повторить пройденный.
Информация в кармашках меняется в зависимости от вoзраста и интересов детей. Создание книжки – копилки - это увлекательное творческое занятие!
Мы не должны забывать простые, но очень эффективные игры: «Обзывалки», «Комплименты», «Уступи другу», «Назови ласково».
Игры не вызывают обиды и агрессии у детей, помогают классифицировать предметы, запоминать, подбирать добрые и ласковые слова, считать и уступать.
(Игры с аудиторией)
Рассмотрим 3 направление
Работа с родителями.
Традиционные формы работы с родителями:
Собрания;
Консультации;
Акции;
Папки – передвижки;
Буклеты;
Памятки;
Уголок для родителей;
Совместные мероприятия
(праздники, развлечения, досуги, круглые столы);
Тематические стенгазеты;
Участие в проектах;
Выставки совместного творчества;
Представляем вам не часто используемые новые находки – это
Объявления для родителей «Мирилки для детей»
Они размещаются в раздевалке на видном месте, родители могут оторвать мирилку и выучить дома с ребёнком. Тем самым мы расширяем поведенческий репертуар детей. Тематика может меняться, быть разной, сегодня - это мирилки, а завтра – пословицы, загадки, стихи на разные темы.
Очень удобно для родителей и воспитателей пользоваться:
бумажными СМС (ками) - это краткая форма советов на разные темы:
«Правила дружбы», «Узелок на память», «Напоминалки» (о выставке, конкурсе, собрании, утреннике и т. д.)
Очень ценными и эффективными являются:
Книжки – самоделки - это интересная, совместная деятельность детей и родителей о культуре поведения, вежливости, дружбе: «Цветочек ласковых слов», «Сердечко доброты», «Тёплое солнышко», «Цветочек вежливых слов», «Может ли маленькая девочка сделать мир добрее?»
Подводя итоги, можно сказать, что для обеспечения психологической безопасности ребёнка в детском саду требуется :
Организация среды и подготовка материала;
Компетентность, тактичность, этика, внешний вид педагога в работе с детьми и родителями;
Литература:
1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. 3–е изд. - СПб. : Питер, 2008.- 272с.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. 2-е изд. - Москва: АСТ, 2015. - 96 с.
3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб. : Речь, 2014. -160 с.
4. Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2–7 лет. -110с.
5. Ивакина Е. А. Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического комфорта в детском саду (практические рекомендации) [Текст] // Психология : традиции и инновации: материалы II Международной научной конференции (г. Самара, март 2016 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. - С. 15-18.
6. Е. Блохина, Т. Лиханова «Лэпбук - «наколенная книга»
Журнал «Обруч» № 4 2015 год.
7. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 162-164.
8. https://kuso4ek-neba.ru/materialyi-dlya-skachivaniya/chto-nekoe-lepbu «Обеспечение психологической безопасности дошкольников в детском саду».