маргарита кулачек
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изготовлению кукол-мартиничек «В гостях у Марьи-искусницы»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Октябрьский детский сад»
Цель: развивать интерес к изготовлению кукол - мартиничек и использованию их в детской деятельности.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, труд, познание, социализация, музыка.
Задачи:
1. Формировать представление детей о русских обрядовых куклах, истории их возникновения, видах кукол;
2. Воспитывать интерес к русской народной кукле, к культуре своего народа
3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и куклам.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по изготовлению кукол-мартиничек „В гостях у Марьи-искусницы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы из ниток, Мартинички
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
4. Учить изготавливать куклу - мартиничку из ниток самостоятельно, развивать мелкую моторику рук
5. Создавать условия для творческого самовыражения детей.
Предварительная работа:
- Знакомство с русскими народными куклами «Столбушка», «Закрутка», «Пеленашка», «Крупеничка» и т. д.
- Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол.
- Беседы:«О куклах», «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла».
- Занятия по ручному труду
Изготовление кукол: «Пеленашка», «Столбушка»,
- Чтение художественной литературы
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
И. Рюмина «Куклы наших бабушек»
Телешова «Крупеничка»
- Проведение сюжетно – ролевых игр:
«Дом», «Семья», «Детский сад».
Форма организации образовательной деятельности - Творческая мастерская.
Форма организации детей – подгрупповая.
Оборудование: Сундучок с куклами, небольшая карусель для кукол, МРЗ диск с русскими народными песнями для музыкального сопровождения, технологические карты способов выполнения мартиничек, клубки красных и белых ниток, ножницы, картон 10 X 5 cм.
Методы и приемы:
Наглядный, обследования, словесный (объяснения, указания, художественное слово, практический (самостоятельное выполнение, выбор материала, мотивационный, игровой.
Ход деятельности:
В группу заходит воспитатель в русском народном костюме с лотком на плече полным разных «товаров»: кукол, ленточек, сушек, бусс.
Воспитатель:
Солнце красное встаёт,
спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары:
продаются самовары!
Продаются ситцы, ткани,
бусы, ленты… – разные товары.
Покупают люди сушки,
а на дивную игрушку смотрят долго, не спеша!
До чего же хороша!
Ой, вы, гости дорогие! У нас игрушки непростые
– веселы и ярки, примите их в подарки!
Воспитатель раздает детям русские обрядовые куклы.
- Ну вот все товары продала, а теперь и отдохнуть можно, на карусели покататься. В старину люди очень любили на ярмарке кататься на карусели.
Вот и мои куклы тоже хотят на ней покататься. (Достает небольшую карусель)
Игра «Веселая карусель»
Но карусель заведется только в том случае, если каждая куколка попадет на свое место и вы вспомните её имя.
- Эта кукла образ замужней женщины- мамы.
Такую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. После же рождения ребёнка эта кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть. (Вепская кукла).
- Эта кукла была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось.
У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток. (Десятиручка)
- Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали эту полезную куколку. Мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. (Кубышка-Травница)
- Эта кукла была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб. Эту куклу носили дети обходя дворы на рождество и поздравляя хозяев. (Кукла Коза)
- Сев гречихи сопровождался обрядом, символизирующим трепетное отношение крестьян к дарам земли. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки.
После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы. (Крупеничка)
- Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. (Кукла колокольчик).
- Эта кукла является колыбельной куклой. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой…
(Бессоница)
- Эти куколки делались в марте, ими «закликали» весну Их вяжут парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка. Их прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме, во дворе и на ветвях деревьев для того чтобы ими играл ветер. (Мартинички)
- Молодцы, вы справились с заданием и наша карусель завелась, куколки с удовольствием покатались на карусели.
- Ребята, вам понравились эти куколки?
-А вы хотели бы иметь таких кукол? Я думаю, что могу вам помочь. Этих куколок в магазине не купишь, а вот изготавливать их своими руками мы можем научится.
И сегодня я научу вас изготавливать куклы – мартинички.
- Давайте вспомним когда их делали и для чего?
У многих народов издревле бытует добрый обычай – всенародно праздновать приход весны и дарить на счастье друг другу маленькие украшения - куколки.
- Из какого материала их делали?
Выполняются они из белой и красной пряжи.
- Что символизируют эти куколки?
Куколку из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка.
Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев, для того чтобы задобрить ветер, чтобы он быстрее прогнал зиму и принес весну.
И говорили такие слова:
Ветер-ветерок
Прилети к нам.
Принеси нам
Весну-красну,
Красное солнышко,
Тёплое летушко,
Зеленокос.
Сколько ниток разноцветных:
Красных – ярких,белых - светлых…
Мы из ниток этих разных
Кукол сделаем прекрасных!
Пригласим их всех на бал,
На веселый карнавал.
Все поют и пляшут дружно,
Ведь и куклам праздник нужен!
- Белую куколку – символ зимы, я подарю каждому из вас, а красные куколки – символ весны, вы сделаете сами.
Итак, для изготовления весеннего талисмана понадобится всего ничего: ножницы, красная пряжа, и картон на который мы будем наматывать пряжу.
1. Наматываем два моточка: один для туловища и один для ручек. Конечно, их можно наматывать по очереди. Для туловища по длинной стороне прямоугольника, для рук – по короткой.
2. Перевязываем моточки для туловища с одной стороны, а моточки для рук — с обеих сторон, и снимаем с картонки.
3. Моточки для туловища разрезаем с одной стороны, крепко перевязываем сверху.
Чуть ниже формируем шею. Нить берем длинную, поскольку потом ею же придется перевязывать и туловище.
4. Моточек, из которого получатся ручки куколки, крепко перевязываем с обоих концов. Можно оставить ручки кулачками, а мне больше нравится ручки-кисточки, поэтому потом я кулачки разрезаю и подстригаю.
5. Пучок ниток ниже шеи делим пополам, вкладываем туда ручки, и крепко перевязываем грудь и талию куклы. На груди и спине при этом обязательно формируется обережный крест. Можно перевязывать белую куклу красной нитью, а красную — белой.
Получается такая вот кисточка с ручками:
Остается только подровнять юбочку и ручки, и девушка-мартиничка готова.
6. С мужчинами всегда возни больше… Пряжу ниже пояса разделяем надвое и формируем ноги. Подстригаем кисточки на ручках и ножках, чтобы все было аккуратно.
7. Далее следует скрутить в жгут белую и красную пряжу и привязать ее к макушкам мартиничек. У меня нашлась готовая такая нить, и я скручивать специальный шнурок не стала.
Но прежде чем приступить к изготовлению мартиничек давайте отдохнем и поводим хоровод, как раньше водили хороводы добры молодцы и красны девицы. Хоровод «На горе- то калина»
Самостоятельная деятельность:
А сейчас проходите в нашу мастерскую и займите свои места,
Вспомним правила обращения с ножницами.
С ножницами нужно обращаться очень осторожно, не размахивать ими, после работы ножницы убирают в подставки. Обрезки ниток убираем в корзинки для мусора.
А сейчас приступаем к изготовлению мартиничек.
Рефлексия
Вот мы и сделали своими руками мартинички, давайте повяжем их на веточку и попросим ветерок чтобы он быстрее прогнал зиму и принес весну.
Ветер-ветерок
Прилети к нам
Принеси нам
Весну-красну,
Красное солнышко,
Тёплое летушко,
Зеленокос.
Дети придумайте,как еще можно играть этими куколками?
А сейчас давайте споем весеннюю песенку.
Дети вместе с воспитателем поют песню «Весенняя шуточная».
Посмотрите ребята от теплого ветерка на нашей полянке вырос волшебный цветок. Давайте поможем ему распустится. Если сегодня вам в моей мастерской понравилось, и было интересно, то приклейте к его серединке красный лепесток, если вам сегодня со мной было скучно – синий, а если вы хотите научится делать других куколок – то приклейте к серединке желтый лепесток.
Большое спасибо за ваши умелые руки, мне было очень приятно с вами работать! А теперь нам пора возвращаться домой.