Получи документы

Матрешка (Шинель). Пьеса для театральных и кукольных коллективов

Валдаев Виктор
Матрешка (Шинель). Пьеса для театральных и кукольных коллективов
▼ Скачать + Заказать документы

В. Соломенский. (Валдаев Виктор Михайлович)

Матрешка

пьеса в одном действии в трех измерениях

На сцене вешалка. На ней маленькая шинель – настоящая, со времен войны, но маленькая. Звучит труба. Звучит, звучит, звучит… зовет.

ЖЕНЩИНА. Когда я была еще юной девушкой, все вокруг мне казалось…Казалось, казалось…Вот и сейчас я смотрю на ладонь и гадаю на прошлое, не ставшее для меня настоящим. Как я к этому отношусь? (Остановившимся взглядом смотрит на шинель.)

Пауза.

Приглушенно звучит начало мелодии «Прощание славянки» и резко обрывается.

Публикация «Матрешка (Шинель), Пьеса для театральных и кукольных коллективов» размещена в разделах

Затемнение. Свет восстанавливается.

СОЛДАТ (вбегает в галифе, но в белой рубашке навыпуск. ЖЕНЩИНУ замечает не сразу). Нет никого. И здесь никого нет, нет, нет. Девушка, ты кто?

ЖЕНЩИНА. Я Люся. Я живу здесь. А ты кто?

СОЛДАТ. Я? Не знаю…Вчера я был солдат, а сейчас…Никого нет, нет, нет… На тысячи километров никого…Я один…

ЖЕНЩИНА. И что ты будешь делать?

СОЛДАТ. Я хочу спать. Но не могу заснуть уже целый год. Я не знаю, кто я и где был, был… И я не знаю, что мне делать.

ЖЕНЩИНА. Хочешь, я подарю тебе свою куклу? Ты будешь ее защищать. СОЛДАТ. Я? Защищать?

ЖЕНЩИНА. Ты солдат. Солдаты должны защищать. Только надо найти ее, куклу. Я не знаю, где она. Давай искать вместе.

СОЛДАТ. Давай. (Ищут.) Нет нигде.

ЖЕНЩИНА. Если нет нигде, значит, ее нет. СОЛДАТ. Да нет. Вот она. И не одна….

Начинают изготавливать кукол : ЖЕНЩИНА - из обрывков собственного платья, СОЛДАТ - из шинели. Звучит мелодия песни «Темная ночь». Затемнение.

Свет восстанавливается.

Измерение второе.

КУКЛА - ОНА. Это случилось, когда я была еще юной девушкой, и все вокруг мне казалось, казалось, казалось…

КУКЛА - ОН. Кто здесь? (В упор смотрит на Куклу-Её.) Нет никого. И здесь никого нет.

(Только теперь замечает Куклу-Её.) Ты кто?

ОНА. Я Люся. Я живу здесь, здесь, здесь… А ты кто?

ОН. Я? Не знаю…Вчера я был солдат Красной Армии, а сейчас…Никого нет, нет, нет…На тысячи километров никого. Я один.

ОНА. И что ты собираешься делать?

ОН. Я хочу спать, но не могу заснуть. И я не знаю, что мне делать… ОНА. А ты мог бы защитить меня?

ОН. От кого?

ОНА. Не знаю. Кругом никого нет. ОН. От кого же защищать?

ОНА. Тогда не защищать, а оберегать. ОН. А как это - оберегать?

ОНА. А вот так! Ты подходишь… Заслоняешь меня…Укрываешь. Нежно гладишь. Я успокаиваюсь и засыпаю. А ты ходишь вокруг и оберегаешь.

ОН. Хорошо.

КУКЛА-ОНА прижимается к груди КУКЛЫ-ЕГО, тот укрывает ее шинелью, обнимает за плечи.

Мне никогда не было так хорошо…Я не знал, что такое оберегать…Защищать - это убивать и не пускать. А оберегать - это…

ОНА. Оберегать. Меня и ее. ОН. Кого её?

ОНА. Вот её. (Достаёт КУКЛУ-ЕЕ меньшего размера.)

Пауза.

Он достает КУКЛУ-ЕГО меньшего размера. Затемнение.

Измерение третье. Сцена освещается.

ОН. Кто здесь? ОНА. Никого.

ОН. А ты кто?

ОНА. Я? Не знаю…Наверно, я – это я…

ОН. Как это? Ты не можешь быть «я», потому что это я! ОНА. Но ты не я, а я не ты!

ОН. Потому что я – это я, а ты – это ты! ОНА. А кто ты и я?

ОН. Мы.

ОНА (задумавшись). Мы? Я – я и «я» - ты? Почему? ОН (убежденно). Потому что мы есть!

ОНА. Есть, потому что – «мы»?

ОН. Раньше говорили, не «есть», а «есмь»

ОНА. Ты – «я есмь», я – «я есмь»… Мы – «я есмь и я есмь»… Есмь я и я… Семь-я! ОН. Есмь…семь…я… се-мя…

ОН и ОНА (вместе). Мы есмь семья…

Пауза.

ОНА. А ты бы мог защитить меня? ОН. От кого?

ОНА. Не знаю. Кругом никого нет. ОН. От кого же защищать?

ОНА. Тогда не защищать, а оберегать. ОН. А как это - оберегать?

ОНА. А вот так. Ты подходишь, заслоняешь меня. Укрываешь. Нежно гладишь. Я успокаиваюсь и засыпаю. А ты ходишь вокруг и оберегаешь.

Действие повторяется: КУКЛА-ОНА прижимается к груди КУКЛЫ-ЕГО, тот укрывает ее шинелью, обнимает за плечи.

ОН. Мне никогда так не было хорошо. Я не знал, что такое оберегать. Защищать – это убивать и не пускать, а оберегать - это…

ОНА. Оберегать - значит желать счастья, жизни и любви.

ОН. Любви? А что это такое? Я не знаю. Или не успел узнать.

ОНА. Желать счастья - это подарить что-нибудь… Жить и желать жизни. И чтобы это было рядом всегда… Желать любви - это…

ОН. Это, когда Всегда! В снег и стужу, в дождь и ветер, в жару и зной быть рядом и оберегать!

ОНА. Да, да, да! Оберегать и всегда быть рядом!

Пауза.

ОН. Я буду оберегать тебя. А если понадобиться – и защищать.

ОНА. Я всегда буду рядом. Даже тогда, когда ты будешь защищать. И – не только меня. ОН. Так будет, потому что так будет всегда, и я не допущу, чтобы было по-другому…

ОНА. По-другому – это так, как было раньше? В тот год, когда я была еще юной девушкой и все вокруг мне казалось, казалось, казалось. ?

ОН. Так больше не будет никогда. Потому что нет того, что было раньше. Ты есмь, я есмь… И мы – это начало…

ОНА. Но ведь было и что-то до нас?

ОН. Тогда не было начала, потому что до нас была война, и нас не было. ОНА. Была война, нас не было, а был кто-то другой, кого не стало… ОН. Потому что была война…

Пауза.

ОНА. Давай не будем об этом…Пусть «ты и я» будет началом. ОН. Я люблю тебя!

ОНА. Что?

ОН. В Начале было Слово. «Я люблю тебя!» – это Слово из Начала.

Пауза.

ОНА (декламирует).

Никого. Нас двое на планете.

И не мы за то в ответе, Что случится с этим миром,

Если в нем любовь отринут, Если, вырастая, дети

Матерей своих покинут, Чтобы на войне погибнуть…

ОН (перебивает). Я хочу есть!

ОНА. Принеси чего-нибудь, а я приготовлю. Ты добытчик! ОН. Добытчик?

ОНА. Да. Ты добытчик, а еще ты должен защищать и оберегать!

ОН. Мне нравится быть добытчиком. Я больше не хочу есть. Я хочу защищать и оберегать! ОНА. Конечно, Адам. Ты добытчик, я хозяйка…

ОН. Как меня зовут? ОНА. Адам.

ОН. Почему?

ОНА. Потому здесь, кроме нас, никого нет. ОН. Но если я - Адам, то ты – Ева.

ОНА. Я – хозяйка. Ты добытчик.

ОН. Мне нравится. Скажи мне, чего ты хочешь, Ева? ОНА. Я хочу есть!

ОН. Я принесу плоды, что растут на деревьях, я принесу коренья, что растут в земле, я подстрелю дичь, я разведу огонь в очаге, а ты приготовишь нам ужин. Я защитник и добытчик, и я хочу оберегать тебя, чтобы ты никогда не узнала, что такое беда (Декламирует.)

Когда бы я остался жив И не было войны,

Твои бы косы цвета ржи Под пеплом седины

Не сразу скрыла бы беда, И не было б следа –

Того, что в рытвинах морщин От выплаканных слез -

Твое наследство злых годин, Что пережить пришлось.

Я защищать хочу тебя От зноя иль дождя,

А не ложась под вражий танк, Вслух вспомнив про Вождя. И не лежать, теряя кровь,

На линии Бруно,

В колючку кинувшись броском Еще вчера… давно…

Когда, ну, в общем, все равно, Живой я или нет,

Лишь только бы – когда рассвет, И горизонт в огне,

Знать: взвод атаку не сорвет, Врага сомнет, когда пойдет В бой по моей спине…

Тебя хочу оберегать,

И быть живым, и никогда Я не хотел бы воевать.

И никому вреда,

Я не хочу. Хочу всегда

С тобою быть. Оберегать…

ОНА.

Спасибо, милый, за покой, За знание о том,

Что ты – оберегатель мой, Здесь: в Никогда, в Нигде, в пустом

Пространстве-Вне-Земли, Где выжить мы с тобой смогли

Благодаря любви,

Где только двое нас с тобой, Любимый мой, спаситель мой.

Защитник и герой.

Мы можем новой жизни дать Начало в пустоте –

Здесь: В-Никогда В-Нигде,

Где не придется умирать, Беззвучным криком сердце рвать, Как было на Земле,

Где нас великая беда Из жизни стёрла без следа.

Была священная война…

Пауза.

Прости…

ОНА. Но в чем твоя вина? ОН.

Земля и Родина – одна, Другой не будет. Выбирать Нам не дано: она как мать…

ОНА. Такая маленькая и беззащитная… Где-то там… Без нас… Нам здесь вдвоём всего в достатке, что еще можно пожелать? А впрочем…

ОН. Мы должны оберегать ее. ОНА. Мы?

Пауза.

ОН. Мы не сможем. Мы оберегали раньше. Как могли…Теперь мы В-Нигде и В-Никогда… ОНА. Тогда это будут они…

ОН. Кто?

ОНА (декламирует).

Мы можем новой жизни дать

Начало в пустоте –

Здесь: В-Никогда В-Нигде,

Но детям нашим умирать, Любить, хранить и защищать Придется на Земле…

ОН. Ну что ж, давай начнем…

Пауза. Затемнение.

Возвращение ко Второму измерению.

Свет восстанавливается.

ОНА. Я долго так спала, почему ты меня не разбудил? ОН. Оберегал твой сон.

ОНА. Мне снилось, что я – в раю. В саду Эдемском яблоки рвала. Хотела с тобой поделиться и проснулась.

ОН. И даже одного яблочка не дала мне? ОНА. Не успела.

ОН. Жаль. Я есть хочу!

ОНА. И я! Неплохо бы перекусить чем-нибудь. Сладким или соленым… ОН. Со сна, да на солёное? Не дурно… Рыба есть, вяленая…Подойдет?

ОНА. Во сне бывают чудеса, а наяву всё же радостней любое слово, даже не совсем с любовью…

ОН. Вот рыба, ешь. ОНА. Яблоки вкуснее… ОН. Пожалуй, да… ОНА. В саду их много. ОН. В каком саду?

ОНА. Который мы посадим на Земле…Ты идешь? ОН (напевает).

Пусть яблок много будет У нас в саду Земном, Где соловей разбудит,

Где можно – босиком…

Где снова воссияет, Над миром Дух Святой Где Истину являет Надежда и Любовь…

Я готов. Идем!

Короткая пауза.

Затемнение. Пауза.

В темноте:

ОНА. Где я? Никого нет. Эй, кто-нибудь?. ОН. Я здесь!

ОНА. Ты? И ты здесь! Помоги мне выбраться из этой ямы. ОН. Как ты сюда попала?

ОНА. Мне кажется, так же, как и ты. ОН. А что это? Кто ты? Где мы?

ОНА. В начале. ОН. На Земле?

ОНА. Да. На Земле в Начале. ОН. А мы кто?

ОНА. Мы. Люди. Мы начало. ОН. Начало чего?

ОНА. Всего. Нас ведь двое! ОН. Двое?

ОНА. Да. Двое здесь. Двое там. Двое здесь и там, там, там и там. Везде… Но нас двое здесь.

ОН. Зачем?

ОНА. Как это зачем? Сначала жить, потом умереть. Здесь. ОН. Здесь? А там?

ОНА. Там наоборот…

Пауза.

ОН. Там – мир, а здесь? ОНА. Здесь мы.

ОН. Здесь война и борьба. А там – мир.

ОНА. Там мир, потому что нет войны и борьбы. Там нечего защищать и некого оберегать. Там трудно любить.

ОН. А мы, что будем делать мы здесь?

ОНА. Любить. Ты будешь любить и оберегать. Я буду любить и хранить.

Сцена освещается.

Возвращение к Первому измерению.

ДЕВУШКА. Когда я была еще юной девушкой, все вокруг мне казалось… Казалось, казалось… Вот и сейчас…

СОЛДАТ (вбегает в галифе, но в белой рубашке навыпуск). Девочка, а ты кто? ДЕВУШКА. Я Люся. Я живу здесь… Здесь, здесь… А ты кто?

СОЛДАТ. Не знаю…Вчера я был солдат, а сейчас…

Пауза.

ДЕВУШКА. Как хорошо кругом…

СОЛДАТ. Да, тишина…Обманчива она и …

ДЕВУШКА. Что будет – будет, а мы здесь, сейчас. Вдвоём… СОЛДАТ. Нам могут помешать…

ДЕВУШКА. Тогда ты будешь защищать меня. Ты же солдат.

СОЛДАТ. Чтобы защищать тебя, мне придется уйти. А я хочу остаться и оберегать.

ДЕВУШКА. Ты вернешься, когда защитишь. И не только меня. Вернешься, чтобы оберегать.

Приглушенно, но постепенно нарастая, звучит мелодия «Прощание славянки».

СОЛДАТ. Ты слышишь? Я должен идти. Где моя шинель?

ДЕВУШКА. Я буду ждать тебя. Здесь. А шинель… вот она. (Снимает с вешалки шинель и протягивает ее СОЛДАТУ.)

СОЛДАТ (одевает шинель). Я вернусь. (Медленно уходит, не отводя глаз от ДЕВУШКИ.)

«Прощание Славянки» звучит, нарастая, и вдруг резко обрывается.

Свет на сцене медленно гаснет, направленным лучом постепенно высвечивается шинель, висящая на вешалке, и так же медленно освещается вся сцена.

Рядом с вешалкой неподвижно с абсолютно прямой спиной сидит ЖЕНЩИНА

ЖЕНЩИНА. Это случилось, когда я была ещё юной девушкой и всё вокруг мне казалось… Вот и сейчас мне кажется, я читаю страницы прошлого, так и не ставшего для меня настоящим. Как я к этому отношусь? Не знаю… Не могу сказать… Я просто плачу… И перестаю плакать, когда смотрю на эту шинель. Потому что когда я смотрю на нее, я вспоминаю Его. Живого. И я живу, пока помню.

Пауза.

ЖЕНЩИНА замирает в полной неподвижности.

Постепенно нарастая, звучит мелодия песни «Темная ночь». ЖЕНЩИНА встает, снимает с вешалки шинель и уходит.

Свет медленно гаснет, и песня заканчивается в полной темноте.

Публикации по теме:

«Кукольных дел мастер». Дидактическая кукла«Кукольных дел мастер». Дидактическая кукла Тема куклы многогранна, она охватывает разные стороны жизни человека и изучается многими науками. С конца ХIХ века кукла, как культурное.

Фото отчёт «День кукольных домиков на МAAM»Фото отчёт «День кукольных домиков на МAAM» Хочу рассказать о кукольных домиках, в которые очень любят играть девочки нашей группы. Кукольных домиков в нашей группе несколько видов.

Фотоотчёт о фестивале детских фольклорных коллективовФотоотчёт о фестивале детских фольклорных коллективов Фестиваль детских фольклорных коллективов «Ты цвети и расцветай, наш родной Рязанский край!»На базе нашего детского сада 17 мая прошел.

Фотоочерк о фестивале хореографических коллективов «Терпсихора — 2018»Фотоочерк о фестивале хореографических коллективов «Терпсихора — 2018» Вдохновленные и грациозные, талантливые и целеустремленные танцоры разных возрастов собрались накануне Международного Дня танца в доме культуры.

Фотоотчёт «Виды кукольных театров в детском саду» к Всемирному Дню театра на МAAMФотоотчёт «Виды кукольных театров в детском саду» к Всемирному Дню театра на МAAM Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике,.

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Раз матрешка, два матрешка»Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Раз матрешка, два матрешка» ]ФЭМП 2 младшая группа «Раз матрешка, два матрешка» Цели и задачи: учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать.

Консультация для воспитателей «История кукольных домов»Консультация для воспитателей «История кукольных домов» Приглашение в историю кукольных домов За последнее время уже трижды появились публикации о кукольных домах: у Светланы Большаковой, у Татьяны.

Подготовка к участию в городском конкурсе детских театральных коллективов «Театр и дети»Подготовка к участию в городском конкурсе детских театральных коллективов «Театр и дети» Очень рада, что вы заглянули на мою страничку. Ведь мне есть что показать вам! Сегодня наши маленькие актёры показали театральную постановку.

Сценарий новогоднего концерта для хореографических коллективовСценарий новогоднего концерта для хореографических коллективов Сценарий новогоднего мероприятия для хореографических коллективов Ход мероприятия. Новогодние фанфары Добрый вечер, наши любимые зрители.

Виды кукольных театровВиды кукольных театров Использование кукольных театров благотворно влияет на всестороннее развитие дошкольников. Благодаря персонажам детям легче понять содержание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Матрешка (Шинель). Пьеса для театральных и кукольных коллективов
Опубликовано: 27 апреля 2023 в 13:09
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Матрешка (Шинель). Пьеса для театральных и кукольных коллективов» (включая файлы) размещена пользователем Валдаев Виктор в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД