Елена Яшкина
Материал по речевому развитию в домашних условиях «Развиваем речь дома». Рубрика «Родителям»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал по речевому развитию в домашних условиях
(Рубрика «Родителям» МДОУ Д\С комбинированного вида №27)
Подготовил: учитель-логопед Яшкина Елена Ивановна
Публикация «Материал по речевому развитию в домашних условиях „Развиваем речь дома“, Рубрика „Родителям“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком, являются необходимым компонентом образованности и интеллигентности в дальнейшем.
Поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывания, является одной из главных задач речевого развития дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности.
Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция. Только специальное речевое развитие, подводит ребёнка к овладению связной речью, которое представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделё нных по функционально-смысловому типу: описание, повествование, рассуждение.
Для развития связной речи ребёнка, необходимо использовать различные игры, беседы, чтение художественных произведений. Из них дети черпают множество познаний: первые представления о предметном мире, качестве предметов, связи человека с природой, времени и пространстве.
Предлагаю родителям использовать систему игр с детьми по развитию всех сторон речи. Эти игры могут использоваться в любое удобное для них время: по дороге в детский сад, во время прогулок, во время приготовления обеда, ужина или подготовки ко сну, в то время, когда ребенку нужно их внимание, забота и ласка.
Домашняя игротека
Игры и игровые упражнения на развитие звуковой культуры, грамматического строя, обогащение словарного запаса, связной речи, внимания, мышления, воображения, мелкой моторики.
«Угощаю»
Давайте вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладонь. Вы соответственно «угощаете» ребёнка. Можно играть в «кислые», «солёные» слова.
«Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, винегрета, компота, борща?
«Приготовим сок»
Вы предлагаете ребёнку «приготовить сок». Называете ему фрукт или овощ, а ребёнок называет какой сок из него можно приготовить.
Сок из яблок – (яблочный).
Из груш – (грушевый).
Из слив – (сливовый). И т. д.
«Кто внимательнее»
По дороге из детского сада, предложите ребёнку проверить, кто внимательнее. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а ещё обязательно назовём, какие они.
Вот почтовый ящик, он синий.
Вот кошка, она серая, пушистая, красивая.
«Доскажи словечко»
Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её.
Например:
Ворона каркает, а воробей (чирикает).
Сова летает, а заяц … (прыгает).
У коровы телёнок, а у лошади (жеребёнок).
Лиса живёт в норе, а белка … (в дупле). И т. д.
«Что я не так сказал (а?»
Взрослый, предлагает ребёнку внимательно послушать, правильно ли он называет:
Домашних животных : корова, лошадь, белка, собака.
Деревья: берёза, осина, ромашка, тополь.
Насекомых: муха, бабочка, паук, муравей, воробей.
Цветы: Роза, тюльпан, лук, ромашка.
«Волшебные палочки»
Дайте ребёнку счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы, узоры.
«Помогаю маме»
Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, фасоль, рис, гречку. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
Советуем
• Рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства.
• Рассказывать о своей работе.
• Показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать об их свойствах.
• Рассматривать и наблюдать с ребёнком различные объекты и явления природы в разные времена года.
• Ходить с детьми на экскурсии.
• Объяснять ребёнку требования, связанные с его безопасностью.
• Заучивать с ребёнком стихи.
Разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь : она должна быть чёткой и внятной.
Разговаривайте всегда спокойным тоном.
Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.