Анастасия Воронова
Проект для детей 4–5 лет «Математика повсюду, математика везде»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 2» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО
(МАОУ «ГИМНАЗИЯ № 2» ГОЩ)
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЖЕМЧУЖИНА»
ПРОЕКТ
Тема: «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ ФЕДОРЫИ ЕЁ ДРУЗЕЙ»
Авторы коллективного
проекта : Воспитатели:Грачева Мария Анатольевна, Воронова Анастасия Андреевна, Парфёнова Наталья Владимировна, Трошкина Ольга Игоревна, Шванова Евгения Алексеевна.
Инструктор по физической культуре Лукина Екатерина Александровна
Публикация «Проект для детей 4–5 лет „Математика повсюду, математика везде“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» структурное подразделение
«Детский сад «Жемчужина»»
г. Щелково, 2023 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Рубрика Данные Ссылки на проведенные мероприятия
Полное наименование ДОО Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2»городского округа Щёлково (структурное подразделение «Детский сад «Жемчужина»)
Название проекта «Математическое приключение Федоры и её друзей»
ФИО авторов, год разработки Воспитатели: ГрачеваМ. А., Воронова А. А. ,
Парфёнова Н. В., Трошкина О. И., Шванова Е. А. ;
Инструктор по физической культуре: Лукина Е. А., 2022-2023 г
Тип (средней продолжитльности, долгосрочный средней продолжительности
Вид практико-ориентированный
Участники дети дошкольного возраста 4–5лет, педагоги, родители,
социальные партнеры.
Цели и задачи проекта Цель проекта :создание условий для расширения знаний в области элементарных математических представлений, в различных видах деятельности.
Задачи:
Развитие:
логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах и закономерностях);
мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, сравнение, обобщение, классификация);
любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.);
находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
мелкой моторики;
Ознакомление:
с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (экспериментирование, моделирование и др.); формирование опыта:
аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключений;
выбора способов преодоления затруднения;
формирования представления об облике русской избы, обобщение и систематизация знаний детей о предметах старинного быта, и как оно изменилось со временем.
Воспитание:
нравственно-волевых качеств личности (устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других);
положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
Актуальность Интеллектуальное развитие дошкольников – одна из основных задач в дошкольном образовании. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников - перехода от традиционного информационно-накопительного метода обучения к наиболее перспективному – развивающему обучению. Обучение дошкольников должно развивать у детей активность, самостоятельность, творческое мышление. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.
Одним из наиболее значимых отличий дошкольного образования отследующих уровней – начального и основного общего образования –заключается в том, что развитие ребенка дошкольного возраста осуществляетсяне в учебной деятельности, а через различные виды детской деятельности.
Актуальность проекта обусловлена поиском путей совершенствования процесса математической подготовки к обучению детей дошкольного возраста.
Проблема Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Предварительная работа Создание команды участников, назначение ответственного по проекту, согласование темы проекта, выбор названия проекта, определение цели и задач, изучение программно-методического материала по направлению работы, подбор наглядного и дидактического материала, подбор художественной литературы, разработка сценариев образовательных ситуаций в технологии деятельностного метода «Ситуация», составление плана по реализации проекта, выбор продукта проекта.
Литература 1. Альтхауз Д. «Цвет, форма, количество» М. : Баллас, 2004
2. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» М. : Детство-Пресс, 2008
3. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» М. Детство-Пресс,
2005
4. Михайлова З. А. «Математика от 3 до 6» СПб. : Питер, 2006
5. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» М. : Баласс, 2014
6. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Рабочая тетрадь «Игралочка» для детей 4-5 лет М. : Баласс, 2018
7. Сербина Е. В. «Математика для малышей» М. : Детство-Пресс, 2002
8. Смоленцева А. А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием»
М. : Владос, 2009
9. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» М. : ТЦ Сфера, 2015 г.
10. Тимофеева Л. Л., Бережнова О. В. Познавательное развитие «Ребенок и окружающий мир» методические рекомендации к программе «Мир открытий» М. : Просвещение, 2021 г.
11. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» М. : Издательский дом «Цветной мир», 2014 г.
Наглядный демонстрационный материал Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. Демонстрационный материал. – М. : Ювента, 2012. (Количество и счет, Величина, Геометрические фигуры, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени)
Интерактивная доска, проектор
Детская художественная литература Важдаев В., Краснова А «Два жадных медвежонка», Чтение сказки Р. Сеф " Сказка о кругленьких и длинненьких человечках", В Сутеев», «Три котенка», С. В. Михалков «Три поросенка», братья Гримм «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», М. Пляцковский «Как две лисы нору делили», К. Чуковский: «Я один у мамы сын», А. Барто «Хромая табуретка», С. Маршак «Откуда стол пришел», Л. Толстой «Три медведя», В. Катаев «Цветик-семицветик»; Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Зимовье зверей», «Вершки и корешки»,, «Пузырь, соломинка и лапоть», Ю. Ярмыш «Как трое котят к бабушке в гости ходили»; авторские математические сказки. знакомство с геометрическими фигурами, сказка о цифрах.
Математические сказки
Сказка о цифрах
Дидактические игры Дидактические игры (предметные, словесные, настольно-печатные)
«Запомни дорогу», «Кто, где спит?», «Билеты на электричку», «Сложим чемодан», «клумбы», «Засели дома», набор карточек «Считаем до 10»; развивающие пазлы «Ассоциации - Цифры»; «Геоконт», «Арифметика-посчитаем», «Танграм», «Тангос» (люди, предметы, животные, палочки Кюзенера «На золотом крыльце» (цвет, числа, величина, ориентировка на плоскости, логические блоки Дьенеша, «Четвертый лишний», «Отгадайка», «Для умников и умниц», «Цветной код», головоломки математическое лото, «Сложи узор», «Цвета», «Геометрические формы», «Умные строители», «Геометрическая мозаика» и др.
Дидактические игры
Формы реализации проекта беседы;
дидактические игры;
организация встреч с социумом;
чтение художественной литературы, с математическим уклоном;
проведение занятий;
просмотр мультфильмов математической направленности;
рассказы воспитателя с использованием интерактивных досок и проекторов;
досуги;
конкурсы;
выставки.
План действий по реализации проекта (подробное описание мероприятий (действий) по реализации проекта : цель, содержание, промежуточный результат) 1 этап – подготовительный
1 неделя
Изучение положения о муниципальном конкурсе педагогических проектов «Математика повсюду, математика везде». Создание команды участников, назначение ответственного по проекту, согласование темы проекта, выбор названия проекта, определение цели и задач, изучение программно-методического материала по направлению работы, подбор наглядного и дидактического материала, подбор художественной литературы, разработка сценариев образовательной ситуации в технологии деятельностного метода «Ситуация», составление плана по реализации проекта, выбор продукта проекта.
Начало проекта
2 этап - основной
Реализация проекта.
Работа над реализацией проекта начинается с вводной ознакомительной беседы и презентации, о творчестве знаменитого советского поэта, Корнея Ивановича Чуковского. В ходебеседы детям включается мультфильм «Федорино горе», и останавливается просмотр на моменте ухода посуды от Федоры. В этот момент появляется сама героиня сказки, и просит детей помочь ей вернуть посуду домой. У детей возникают затруднения, они не знают, как помочь Федоре отыскать посуду. В ходе беседы с Федорой, она даёт детям понять, что посуда оставила подсказку, а какую они должны догадаться сами.
2 неделя
Взаимодействие со Щелковской юношеской библиотекой:
- беседа с детьми и показ презентации, о творчестве знаменитого советского поэта, Корнея Ивановича Чуковского.
3 неделя
Взаимодействие со школой
- Работа c учителем начальных классов;
- разработка план-карты поиска посуды.
4 неделя (Реализация плана, в различных видах деятельности)
- НОД по ознакомлению с окружающим «Виды транспорта, на которых можно отправиться в путешествие. Счет до 7. Число и цифра 7»;
- Интерактивна игра «Едет, плывет, летает» (интернет источник);
Чтение сказки братьев Гримм «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов».
5 неделя
- НОД по развитию речи «Домашняя утварь. Форма, размер»;
- Презентация «Домашняя утварь. Было – стало» (авторская разработка);
- Чтение сказки Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»
6 неделя
- Спортивный досуг «Полоса препятствий, широкая, длинная река»;
- Чтение произведения В. Катаев «Цветик-семицветик»;
- Просмотр мультфильмов
«Смешарики «Математические ступеньки» (счет от 1 -10 интернет источник).
7 неделя
Взаимодействие с родителями:
- «Выставка совместного творчества родителей и детей по мотивам сказки «Федорино горе»;
- Чтение произведения М. Пляцковского «Как две лисы нору делили».
8 неделя
- НОД по ознакомлению с окружающим «Федора и её удивительная мебель» закрепление понятий тонкий и толстый;
- Интерактивная игра «Мебель» (авторская разработка);
- Чтение произведений С. Маршак «Откуда стол пришел», А. Барто «Хромая табуретка».
9 неделя
Взаимодействие с родителями:
- Оформление мини-музея «Старинная и современная утварь»;
- Чтение русских народных сказок «Гуси – лебеди», «Зимовье зверей», «Вершки и корешки».
10неделя
- Проведение режимного момента «Столовый этикет»;
- Чтение произведения Ю. Ярмыш «Как трое котят к бабушке в гости ходили»;
- Мультипликационный фильм
"Что такое этикет?"
11неделя
- НОД по нетрадиционной технике рисования «Новый чайный сервиз для Федоры»;
- Презентация виды посуды (авторская разработка);
- Развивающий мультфильм «Посуда для детей – столовые приборы»;
- Чтение произведений В. Сутеева, «Три котенка», С. В. Михалкова «Три поросенка».
12неделя
Взаимодействие с родителями:
- Подготовка воспитанников к конкурсу чтецов по произведению «Федорино горе» (на математический лад).
13 неделя
- Опытно-экспериментальная деятельность «Тонет - не тонет посуда: деревянная, железная, чугунная»;
- Презентация «Свойства материалов» (авторская разработка);
- Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
14 неделя
- НОД по художественно-эстетическому воспитанию:
Лепка «Сковорода и кастрюля возвращаются к Федоре»;
- Чтение произведения Л. Толстого «Три медведя».
15 неделя
НОД по художественно-эстетическому воспитанию Аппликация «Наведём порядок у Федоры»;
-Чтение произведений К. Чуковского: «Я один у мамы сын», В. Важдаева, А. Краснова «Два жадных медвежонка».
16неделя
- Конкурс чтецов в рамках проекта «Математическое приключение Федоры и её друзей».
17-20 неделя
Создание мультфильма «Федорино горе на математический лад».
Знакомство с Федорой
Взаимодействие со школой
Фотоотчет: Транспорт
Конспект
Игра: плавает, летает, едет
Конспект
Фотоотчет
Презентация
Конспект
Фотоотчет
Смешарики: «Математические ступеньки»
Выставка рисунков
Работа с родителями
Конспект
Фотоотчет
Интерактивная игра
Конспект
Фотоотчет
Мультфильм: «Что такое этикет?»
Конспект
Виды посуды
Презентация виды посуды
Развивающий мультфильм: «Посуда для детей».
Фотоотчет
Стихи
Конспект
Фотоотчет
Презентация
Конспект
Фотоотчет
Конспект
Фотоотчет
Фотоотчет
Создание мультфильма
3 этап - контрольно-оценочный
Организационный компонент
Итоговое мероприятие Мультипликационный фильм
«Федорино горе на математический лад».
Мультфильм
Мотивация Помочь Федоре вернуть всю посуду домой, опираясь на план-карту.
Структура проведения итогового мероприятия Итоговым мероприятием нашего проекта было создание мультфильма «Федорино горе на математический лад», с использованием мультимедийного образовательного модуля
Мультстудии «Я творю мир».
В данном мероприятии приняли участие дети среднего дошкольного возраста и их родители. Для постановки мультфильма был проведен конкурс чтецов, с переделанными отрывками произведения на математический лад, эти стихи в дальнейшем были вставлены при озвучивании мультфильма. Так же были использованы атрибуты, изготовленные совместно с родителями, и детские работы, изготовленные на занятиях (лепка, рисование).
Рефлексивный компонент
Анализ проведенной деятельности с указанием задач и решений к ним Основным результатом данного проекта стало накопление определенного запаса знаний и умений математического содержания во всех видах деятельности; продвижение ребенка в развитии высших психических функций (памяти, восприятия, мышления, речи, воображения, внимания); познавательного интереса и инициативы, самостоятельности и независимости суждений и оценок, готовности в нестандартной ситуации; к поиску наиболее адекватных путей решения, умение приводить доказательство, устанавливать зависимости, планировать свои действия, находить и исправлять свои ошибки, договариваться, аргументированно отстаивать свою точку зрения и пр.
Данный проекта оказался очень эффективным и актуальным на сегодняшний день. Работа над проектом увлекла детей, педагогов и родителей. В будущем, вместе с детьми, планируем продолжить работу по изучению и применению математических знаний в различных видах деятельности.
Перспектива Поставленная нами цель достигнута, но осталось много режимных моментов, которые не освещены в данном проекте. В дальнейшем планируется продолжить изучение основ математического развития во всех видах деятельности дошкольника. Считаем, что данный проект можно использовать в средних группах детского сада, а также распространение данного проекта возможно посредством Интернет – ресурсов.
Презентация результатов проекта Продуктами нашего проекта стали :
- Выставка рисунков совместного творчества родителей и детей по мотивам сказки «Федорино горе»;
- Мини – музей «Старинная и современная утварь»;
- Книга «Федорино горе на математически лад»;
-Мультипликационный фильм «Федорино горе на математический лад».
Выставка рисунков
Мини-музей
Стихи
Мультфильм