Анастасия Воронова
Проект для детей 4–5 лет «Математика повсюду, математика везде»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 2» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО
(МАОУ «ГИМНАЗИЯ № 2» ГОЩ)
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЖЕМЧУЖИНА»
ПРОЕКТ
Тема: «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ ФЕДОРЫИ ЕЁ ДРУЗЕЙ»
Авторы коллективного
проекта : Воспитатели:Грачева Мария Анатольевна, Воронова Анастасия Андреевна, Парфёнова Наталья Владимировна, Трошкина Ольга Игоревна, Шванова Евгения Алексеевна.
Инструктор по физической культуре Лукина Екатерина Александровна
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» структурное подразделение
«Детский сад «Жемчужина»»
г. Щелково, 2023 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Рубрика Данные Ссылки на проведенные мероприятия
Полное наименование ДОО Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2»городского округа Щёлково (структурное подразделение «Детский сад «Жемчужина»)
Название проекта «Математическое приключение Федоры и её друзей»
ФИО авторов, год разработки Воспитатели: ГрачеваМ. А., Воронова А. А. ,
Парфёнова Н. В., Трошкина О. И., Шванова Е. А. ;
Инструктор по физической культуре: Лукина Е. А., 2022-2023 г
Тип (средней продолжитльности, долгосрочный средней продолжительности
Вид практико-ориентированный
Участники дети дошкольного возраста 4–5лет, педагоги, родители,
социальные партнеры.
Цели и задачи проекта Цель проекта :создание условий для расширения знаний в области элементарных математических представлений, в различных видах деятельности.
Задачи:
Развитие:
логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах и закономерностях);
мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, сравнение, обобщение, классификация);
любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.);
находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
мелкой моторики;
Ознакомление:
с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (экспериментирование, моделирование и др.); формирование опыта:
аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключений;
выбора способов преодоления затруднения;
формирования представления об облике русской избы, обобщение и систематизация знаний детей о предметах старинного быта, и как оно изменилось со временем.
Воспитание:
нравственно-волевых качеств личности (устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других);
положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
Актуальность Интеллектуальное развитие дошкольников – одна из основных задач в дошкольном образовании. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников - перехода от традиционного информационно-накопительного метода обучения к наиболее перспективному – развивающему обучению. Обучение дошкольников должно развивать у детей активность, самостоятельность, творческое мышление. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.
Одним из наиболее значимых отличий дошкольного образования отследующих уровней – начального и основного общего образования –заключается в том, что развитие ребенка дошкольного возраста осуществляетсяне в учебной деятельности, а через различные виды детской деятельности.
Актуальность проекта обусловлена поиском путей совершенствования процесса математической подготовки к обучению детей дошкольного возраста.
Проблема Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Предварительная работа Создание команды участников, назначение ответственного по проекту, согласование темы проекта, выбор названия проекта, определение цели и задач, изучение программно-методического материала по направлению работы, подбор наглядного и дидактического материала, подбор художественной литературы, разработка сценариев образовательных ситуаций в технологии деятельностного метода «Ситуация», составление плана по реализации проекта, выбор продукта проекта.
Литература 1. Альтхауз Д. «Цвет, форма, количество» М. : Баллас, 2004
2. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» М. : Детство-Пресс, 2008
3. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» М. Детство-Пресс,
2005
4. Михайлова З. А. «Математика от 3 до 6» СПб. : Питер, 2006
5. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» М. : Баласс, 2014
6. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Рабочая тетрадь «Игралочка» для детей 4-5 лет М. : Баласс, 2018
7. Сербина Е. В. «Математика для малышей» М. : Детство-Пресс, 2002
8. Смоленцева А. А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием»
М. : Владос, 2009
9. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» М. : ТЦ Сфера, 2015 г.
10. Тимофеева Л. Л., Бережнова О. В. Познавательное развитие «Ребенок и окружающий мир» методические рекомендации к программе «Мир открытий» М. : Просвещение, 2021 г.
11. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» М. : Издательский дом «Цветной мир», 2014 г.
Наглядный демонстрационный материал Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. Демонстрационный материал. – М. : Ювента, 2012. (Количество и счет, Величина, Геометрические фигуры, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени)
Интерактивная доска, проектор
Детская художественная литература Важдаев В., Краснова А «Два жадных медвежонка», Чтение сказки Р. Сеф " Сказка о кругленьких и длинненьких человечках", В Сутеев», «Три котенка», С. В. Михалков «Три поросенка», братья Гримм «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», М. Пляцковский «Как две лисы нору делили», К. Чуковский: «Я один у мамы сын», А. Барто «Хромая табуретка», С. Маршак «Откуда стол пришел», Л. Толстой «Три медведя», В. Катаев «Цветик-семицветик»; Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Зимовье зверей», «Вершки и корешки»,, «Пузырь, соломинка и лапоть», Ю. Ярмыш «Как трое котят к бабушке в гости ходили»; авторские математические сказки. знакомство с геометрическими фигурами, сказка о цифрах.
Математические сказки
Сказка о цифрах
Дидактические игры Дидактические игры (предметные, словесные, настольно-печатные)
«Запомни дорогу», «Кто, где спит?», «Билеты на электричку», «Сложим чемодан», «клумбы», «Засели дома», набор карточек «Считаем до 10»; развивающие пазлы «Ассоциации - Цифры»; «Геоконт», «Арифметика-посчитаем», «Танграм», «Тангос» (люди, предметы, животные, палочки Кюзенера «На золотом крыльце» (цвет, числа, величина, ориентировка на плоскости, логические блоки Дьенеша, «Четвертый лишний», «Отгадайка», «Для умников и умниц», «Цветной код», головоломки математическое лото, «Сложи узор», «Цвета», «Геометрические формы», «Умные строители», «Геометрическая мозаика» и др.
Дидактические игры
Формы реализации проекта беседы;
дидактические игры;
организация встреч с социумом;
чтение художественной литературы, с математическим уклоном;
проведение занятий;
просмотр мультфильмов математической направленности;
рассказы воспитателя с использованием интерактивных досок и проекторов;
досуги;
конкурсы;
выставки.
План действий по реализации проекта (подробное описание мероприятий (действий) по реализации проекта : цель, содержание, промежуточный результат) 1 этап – подготовительный
1 неделя
Изучение положения о муниципальном конкурсе педагогических проектов «Математика повсюду, математика везде». Создание команды участников, назначение ответственного по проекту, согласование темы проекта, выбор названия проекта, определение цели и задач, изучение программно-методического материала по направлению работы, подбор наглядного и дидактического материала, подбор художественной литературы, разработка сценариев образовательной ситуации в технологии деятельностного метода «Ситуация», составление плана по реализации проекта, выбор продукта проекта.
Начало проекта
2 этап - основной
Реализация проекта.
Работа над реализацией проекта начинается с вводной ознакомительной беседы и презентации, о творчестве знаменитого советского поэта, Корнея Ивановича Чуковского. В ходебеседы детям включается мультфильм «Федорино горе», и останавливается просмотр на моменте ухода посуды от Федоры. В этот момент появляется сама героиня сказки, и просит детей помочь ей вернуть посуду домой. У детей возникают затруднения, они не знают, как помочь Федоре отыскать посуду. В ходе беседы с Федорой, она даёт детям понять, что посуда оставила подсказку, а какую они должны догадаться сами.
2 неделя
Взаимодействие со Щелковской юношеской библиотекой:
- беседа с детьми и показ презентации, о творчестве знаменитого советского поэта, Корнея Ивановича Чуковского.
3 неделя
Взаимодействие со школой
- Работа c учителем начальных классов;
- разработка план-карты поиска посуды.
4 неделя (Реализация плана, в различных видах деятельности)
- НОД по ознакомлению с окружающим «Виды транспорта, на которых можно отправиться в путешествие. Счет до 7. Число и цифра 7»;
- Интерактивна игра «Едет, плывет, летает» (интернет источник);
Чтение сказки братьев Гримм «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов».
5 неделя
- НОД по развитию речи «Домашняя утварь. Форма, размер»;
- Презентация «Домашняя утварь. Было – стало» (авторская разработка);
- Чтение сказки Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»
6 неделя
- Спортивный досуг «Полоса препятствий, широкая, длинная река»;
- Чтение произведения В. Катаев «Цветик-семицветик»;
- Просмотр мультфильмов
«Смешарики «Математические ступеньки» (счет от 1 -10 интернет источник).
7 неделя
Взаимодействие с родителями:
- «Выставка совместного творчества родителей и детей по мотивам сказки «Федорино горе»;
- Чтение произведения М. Пляцковского «Как две лисы нору делили».
8 неделя
- НОД по ознакомлению с окружающим «Федора и её удивительная мебель» закрепление понятий тонкий и толстый;
- Интерактивная игра «Мебель» (авторская разработка);
- Чтение произведений С. Маршак «Откуда стол пришел», А. Барто «Хромая табуретка».
9 неделя
Взаимодействие с родителями:
- Оформление мини-музея «Старинная и современная утварь»;
- Чтение русских народных сказок «Гуси – лебеди», «Зимовье зверей», «Вершки и корешки».
10неделя
- Проведение режимного момента «Столовый этикет»;
- Чтение произведения Ю. Ярмыш «Как трое котят к бабушке в гости ходили»;
- Мультипликационный фильм
"Что такое этикет?"
11неделя
- НОД по нетрадиционной технике рисования «Новый чайный сервиз для Федоры»;
- Презентация виды посуды (авторская разработка);
- Развивающий мультфильм «Посуда для детей – столовые приборы»;
- Чтение произведений В. Сутеева, «Три котенка», С. В. Михалкова «Три поросенка».
12неделя
Взаимодействие с родителями:
- Подготовка воспитанников к конкурсу чтецов по произведению «Федорино горе» (на математический лад).
13 неделя
- Опытно-экспериментальная деятельность «Тонет - не тонет посуда: деревянная, железная, чугунная»;
- Презентация «Свойства материалов» (авторская разработка);
- Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
14 неделя
- НОД по художественно-эстетическому воспитанию:
Лепка «Сковорода и кастрюля возвращаются к Федоре»;
- Чтение произведения Л. Толстого «Три медведя».
15 неделя
НОД по художественно-эстетическому воспитанию Аппликация «Наведём порядок у Федоры»;
-Чтение произведений К. Чуковского: «Я один у мамы сын», В. Важдаева, А. Краснова «Два жадных медвежонка».
16неделя
- Конкурс чтецов в рамках проекта «Математическое приключение Федоры и её друзей».
17-20 неделя
Создание мультфильма «Федорино горе на математический лад».
Знакомство с Федорой
Взаимодействие со школой
Фотоотчет: Транспорт
Конспект
Игра: плавает, летает, едет
Конспект
Фотоотчет
Презентация
Конспект
Фотоотчет
Смешарики: «Математические ступеньки»
Выставка рисунков
Работа с родителями
Конспект
Фотоотчет
Интерактивная игра
Конспект
Фотоотчет
Мультфильм: «Что такое этикет?»
Конспект
Виды посуды
Презентация виды посуды
Развивающий мультфильм: «Посуда для детей».
Фотоотчет
Стихи
Конспект
Фотоотчет
Презентация
Конспект
Фотоотчет
Конспект
Фотоотчет
Фотоотчет
Создание мультфильма
3 этап - контрольно-оценочный
Организационный компонент
Итоговое мероприятие Мультипликационный фильм
«Федорино горе на математический лад».
Мультфильм
Мотивация Помочь Федоре вернуть всю посуду домой, опираясь на план-карту.
Структура проведения итогового мероприятия Итоговым мероприятием нашего проекта было создание мультфильма «Федорино горе на математический лад», с использованием мультимедийного образовательного модуля
Мультстудии «Я творю мир».
В данном мероприятии приняли участие дети среднего дошкольного возраста и их родители. Для постановки мультфильма был проведен конкурс чтецов, с переделанными отрывками произведения на математический лад, эти стихи в дальнейшем были вставлены при озвучивании мультфильма. Так же были использованы атрибуты, изготовленные совместно с родителями, и детские работы, изготовленные на занятиях (лепка, рисование).
Рефлексивный компонент
Анализ проведенной деятельности с указанием задач и решений к ним Основным результатом данного проекта стало накопление определенного запаса знаний и умений математического содержания во всех видах деятельности; продвижение ребенка в развитии высших психических функций (памяти, восприятия, мышления, речи, воображения, внимания); познавательного интереса и инициативы, самостоятельности и независимости суждений и оценок, готовности в нестандартной ситуации; к поиску наиболее адекватных путей решения, умение приводить доказательство, устанавливать зависимости, планировать свои действия, находить и исправлять свои ошибки, договариваться, аргументированно отстаивать свою точку зрения и пр.
Данный проекта оказался очень эффективным и актуальным на сегодняшний день. Работа над проектом увлекла детей, педагогов и родителей. В будущем, вместе с детьми, планируем продолжить работу по изучению и применению математических знаний в различных видах деятельности.
Перспектива Поставленная нами цель достигнута, но осталось много режимных моментов, которые не освещены в данном проекте. В дальнейшем планируется продолжить изучение основ математического развития во всех видах деятельности дошкольника. Считаем, что данный проект можно использовать в средних группах детского сада, а также распространение данного проекта возможно посредством Интернет – ресурсов.
Презентация результатов проекта Продуктами нашего проекта стали :
- Выставка рисунков совместного творчества родителей и детей по мотивам сказки «Федорино горе»;
- Мини – музей «Старинная и современная утварь»;
- Книга «Федорино горе на математически лад»;
-Мультипликационный фильм «Федорино горе на математический лад».
Выставка рисунков
Мини-музей
Стихи
Мультфильм