Устинова Лариса
Математическое пособие «Занимательные дощечки»
«Занимательные дощечки»
Данное пособие применимо в образовательной области «Познавательное развитие» при формировании элементарных математических представлений, у детей 3-7 лет. Обучение математике в игровой форме. Актуальность данного пособия в том, что оно имеет развивающие, обучающие и воспитывающие значение. Его можно использовать практически в любых видах учебных занятий, игровой деятельности детей (индивидуальных, подгрупповых занятиях, самостоятельной игровой деятельности).
Публикация «Математическое пособие „Занимательные дощечки“» размещена в разделах
Цель: формирование у детей элементарных математических представлений.
Задачи:
Обучающие:
-учить считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
-совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал)
- закрепления цвета.
- ориентировка в пространстве.
-умение соотносить, различать и называть цвета (синий, красный, коричневый, жёлтый, белый)
Развивающие:
-развитие у детей психических процессов (память, внимания, мышление, восприятие)
-формировать умение воспринимать задание воспитателя на слух
- развитие мелкой моторике рук
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи
-умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно
- интерес к математическим занятиям
- воспитывать желание помогать друг другу в проблемных ситуациях.
Методические приемы: словесные, наглядные, практические, игровые; проблемные вопросы.
Дидактический материал : Дощечки 5 штук (20Х20) на которых прикреплены крышки разных цветов (красный, синий, белый, жёлтый, коричневый, геометрические фигуры (овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник, разноцветные камни, математические знаки (=,+,-,, , цифры, изображенные на крышках от 1-10.
Задание №1
Разложи камни по цветам.
Цель: Формировать цветовое восприятие;
-закрепления счета от 1-5 в прямом и обратном порядке;
-учить соотносить цвет с предметом.
Задачи:
Обучающие:
- учить различать и называть синий, красный, коричневый, белый, жёлтый, зелёный, оранжевый, розовый цвет;
- отрабатывать счет до 5;
- понятие больше? меньше? сколько всего?
-ориентировка на плоскости (вверху, внизу);
Развивающие:
-развивать мелкую моторику пальцев;
-развитие восприятия цвета;
- развивать у детей внимание, мыслительные операции;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность, активность.
Описание: Ребёнку предлагается разложить камни в крышки. Цвет крышки и цвет камня должны совпадать. Предложить ребёнку посчитать, сколько всего камней лежит в каждом ряду (назвать цвет камня, показать, где больше камней, а где меньше камней лежит (вверху, внизу, можно предложить ребенку с закрытыми глазами пальчиком провести по цифре и сказать, какая это цифра (назвать цвет цифры).
Задание №2
Найди домик для фигуры
Цель:
Обобщить умение различать и называть свойства предметов-цвет, форма (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
Задачи:
Обучающие:
-закрепить у детей знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
-порядкового счета до 5.
Развивающие:
- активизировать работу, зрительного, слухового анализаторов.
-развивать внимание, логическое мышление, память и речь.
-развивать мелкую моторику пальцев.
Воспитательные:
- радоваться своим успехам ;
-поддерживать эмоционально – благоприятную обстановку во время занятия.
Описание: Ребёнку задаё тся вопрос: Каждая фигура построила себе домик, домик такого цвета, какого она сама, помоги каждой фигурке найти свой домик? Заполни все домики фигурками? Посчитай сколько фигурок живет, во всех (синих, жёлтых, коричневых, белых, красных) домиках? Назови (цвет и форму) фигур?
Задание №3
Найди ответ.
Цель:
Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале.
Задачи:
Обучающие:
-учить записывать решение задач с помощью цифр и знаков; - закреплять умение давать развернутый ответ на вопрос задачи;
-закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
- упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев;
-развивать слуховое внимание;
- логическое мышление, речь, умение аргументировать свои высказывания
Воспитательные:
- воспитывать любовь к математике;
- желание заниматься и узнавать новое.
Описание: Ребёнку предлагается найти ответ, сколько будет методом сложения/вычитания. Для этого ребёнок прикручивает крышки к горлышкам, потом считает и ищет нужный ответ на крышке и прикручивает её. Воспитатель предлагает ребё нку записать в виде примера:1+1=2; 2+1=3; 3+1=4; 4+1=5). Затем делаем примеры на вычитание считаем, сколько всего закрытых крышек в ряду, откручиваем в каждом ряду по одной крышке и узнаём ответ. Задаём ребёнку примеры (2-1);(3-1);(4-1);(5-1);ребёнок откручивает нужное количество крышек и получает ответ. Расставить знаки больше, меньше. Предлагаем записать решение задач.
Задание №4
Помоги найти островок
Цель: Формирование навыков счёта.
Задачи:
Обучающие:
-продолжать учить детей счёту в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- уметь выкладывать числовой ряд от 0 до 10.
Развивающие:
-развивать зрительную память;
- слуховое внимание;
- координацию движений;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость;
-умение слушать;
Описание: 1) Ребёнку предлагается разложить крышки от 0 до 10;посчитать в прямом и обратном порядке;
2)Найти островок каждой цифре, прикрутив крышку к той цифре, которая изображена на крышке.
3) Затем воспитатель называет цифры в любом порядке н-р:6,2,5; ребёнок ищет крышку с такой цифрой и откручивает её.
Задание №5
Цветные дорожки
Цель: Развитие ориентировки на плоскости.
Задачи:
Обучающие:
-закрепить умение ориентироваться в пространстве и понимать пространственную терминологию (сверху, снизу, справа, слева, диагональ, центр, угол);
Развивающие:
- развивать ориентировку в пространстве от себя;
-развивать логическое мышление;
-развивать умение видеть и исправлять ошибки, достигать правильного конечного результата;
-развивать концентрацию внимания;
Воспитательные:
-воспитывать познавательный интерес к математике.
Описание:
1) Посчитать, сколько рядов(1,2,3,4,5)
2) Воспитатель задаёт задания, положи верхний ряд 3 камня жёлтого цвета в нижний ряд 4 камня белого цвета, в каком ряду больше, а где меньше камней? В верхнем или в нижнем?; Положи снизу во второй ряд, третий, четвертый, пятый ряд (говорим, сколько положить камней и какого цвета); Положи сверху во второй, третий,четвёртый, пятый ряд (называем нужное количество камней и цвет).Просим ребёнка убрать все камни из крышек.
3) Нужно положить камень в крышку, воспитатель говорит: положи в правый верхний угол, левый верхний угол, нижний левый угол, нижний правый угол (цвет камня и крышки должны совпадать)
4) Предлагаем положить камни по диагонали (посчитать, назвать цвет)
5) По центру
6) Можно называть номер ряда и говорить, сколько положить камней в этот ряд (слева, справа)
Использование дидактических игр во время образовательной деятельности благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. С помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.