Вера Акимова
Экспериментирование как основной вид познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Сказка «Путешествие утенка»
Цель : Познакомить детей с некоторыми видами экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
3. Воспитывать любознательность, наблюдательность,
интерес к экспериментированию.
Публикация «Экспериментирование как основной вид познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Оборудование: цыпленок, тазы с водой, кувшинки изготовленные из бумаги заранее, стаканчики, газированная вода, виноград, банка, лед, песок, слепки следов, железные цветы, обернутые цветной бумагой, магниты (бабочки).
Ход:
- Ребята, какое сейчас время года? Вы любите осень? За что?
- А что это за время года, когда цветут одуванчики, ярко светит солнце, поют птички, можно купаться в речке и загорать? А вы любите лето? Я вам предлагаю отправиться в лето. Согласны? Закрыли глазки.
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки появились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Ребята, как вы думаете, как называются эти цветы? (лотосы) Где они растут? (в водоемах). Почему?
Опыт № 1
Возьмите кувшинки, из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. (формы изготовлены заранее). А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Что происходит с цветами? Лепестки цветов начали распускаться. Почему это происходит? (Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются).
Потом утенок увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2
Ребята, а вы знаете, какой бывает вода? (пресная, соленая, горячая, холодная, питьевая, газированная).
Сейчас я налью в стаканчики воду. Какая это вода? (обычная, питьевая). Скажите, вода имеет вкус, запах, цвет? (дети пробуют и отвечают)
А теперь, обратите внимание, какую воду я налила вот в эти стаканчики? Как вы догадались? Бросьте в нее виноградинку. Что происходит? (Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется»).
Но тут подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.
Опыт № 3
В трехлитровую банку я наливаю воду. Какая это вода? (горячая). Банку закроем крышкой с дырочками, возьмите лед и положите его сверху на крышку. Что происходит? (Лед начал таять от теплого воздуха, в дырочки стекает талая вода, имитируя капли дождя).
Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?
Опыт № 4
( На столе 3 емкости с песком: 2 с мокрым и одна с сухим. Воспитатель, предлагает детям подойти к емкостям с песком и оставить следы).
- Ника, что ты сделала? (я отпечатала след). У тебя получилось? (Да, потому что песок мокрый, и следы на нем хорошо видны). – Вика, а что получилось у тебя? Почему? (песок сухой и следы на нем не видны)
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие красивые насекомые. Это были бабочки. Они летали над цветком и осторожно садились на него. Для чего?
Опыт № 5
Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки бабочек приклеить с обратной стороны магнит. Бабочки будут магнититься к цветку.
Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:
1. Почему же распускаются кувшинки?
2. Почему плавают рыбки?
3. Почему идет дождь?
4. Почему остались следы на песке?
5. Почему бабочки летят на цветы?
- Ребята наш утенок еще многого не знает, давайте возьмем над ним шефство и будем вместе познавать мир с помощью опытов. Согласны? А теперь повторим с вами, какие опыты мы проводили? (ответы детей)
- А теперь, покажите мне своим выражением лица, понравилось вам сегодня путешествовать?
- Подойдите к столу и выберите, что вам больше подходит к вашему настроению: солнышко или тучка.
- Спасибо вам ребята, мне с вами было очень приятно путешествовать по сказке.