Наталья Кузнецова
Конспект мастер-класса «Особенности проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста с помощью тренажеров»
▼ Скачать +Заказ
Мастер-класс на тему :
«Тренажеры для дыхательной гимнастики :
«Дышим правильно – болеем мало!»
Цель: Познакомить учителей-логопедов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста с помощью тренажеров.
Задачи: 1. Рассказать о необходимости регулярного проведения дыхательной гимнастики детей.
Публикация «Конспект мастер-класса „Особенности проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста с помощью тренажеров“» размещена в разделах
2. Учить применять тренажеры для дыхательной гимнастики.
3. Создать благоприятную атмосферу для педагогов посредством увлечения общим делом.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам ознакомиться, и самим научится дыхательным упражнениям, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, умения и навыки в работе с детьми. Но для начала я хочу немного погрузить вас в теоретическую часть сегодняшней темы. Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», «дыхание жизни» - вся наша планета дышит, развивается как живой организм. А поможет управлять этим процессом – дыхательная гимнастика.
Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Дыхательная гимнастика Стрельниковой, в числе нескольких других методов, рекомендована Минздравом РФ для восстановления после COVID-19 согласно временным методическим рекомендациям «Медицинская реабилитация при новой коронавирусной инфекции» 2020 года
Учение А. Н. Стрельниковой - Михаил Николаевич Щетинин пришел к Александре Николаевне еще совсем юношей, задыхающимся астматиком, который ко всему прочему потерял голос. С помощью Стрельниковской гимнастики он не только вернул потерянный голос, но и восстановил носовое дыхание, избавился от бронхиальной астмы. Удивительная гимнастика покорила его своей эффективностью. С тех пор он становится последователем Стрельниковой, ее преданным учеником и ассистентом, получив специально для этого медицинское образование.
Данная гимнастика считается уникальной, так как у неё нет аналогов во всём мире. Система предусматривает совершенно необычный вдох носом вместе с движениями, сжимающими грудную клетку и посылающими воздух на предельную глубину лёгких. Таким образом вырабатывается полное диафрагмальное дыхание.
На слизистой оболочке носа располагаются рецепторы, которые рефлекторно связаны почти со всеми органами и системами нашего организма. Так как, физическая активность требует поступления большого количества кислорода, то именно при выполнении этой гимнастики он значительно лучше усваивается тканями всего организма, повышая его иммунитет.
БОС
Данная методика в течение последних 15 лет прошла многочисленные и подробные клинические апробации, получила хорошее аппаратно-программное обеспечение и нашла широкое применение не только в медицине и коррекционной педагогике, но и в массовых школах и ДОУ
Цель программы: научить детей диафрагмально-релаксационному типу дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС).
Методика предписывает проведение оздоровительного курса в несколько этапов:
1. этап – подготовительный, включающий в себя несколько теоретических уроков, имеющих целью обобщение знаний о здоровом образе жизни, знакомство с работой кардиореспираторной системы и взаимосвязью работы сердца и дыхания, понятием о дыхательной аритмии сердца (ДАС, о стрессе и его влиянии на организм человека, о диафрагмально-релаксационном типе дыхания, о принципе работы тренажера БОС и т. д.
2. этап – выработка нового типа дыхания с помощью приборов БОС, включающий в себя от 1 до 3 практических занятий.
3. этап – основной, состоящий из курса оздоровительных процедур (практических занятий) на тренажере для формирования и закрепления освоенного навыка дыхания с максимальной ДАС. Этап включает 10-12 занятий.
Обучение ведется в форме простейшей компьютерной игры. Главное условие игры – правильное выполнение каждого дыхательного цикла. Продолжительность практического этапа занятия от 11 до 15 минут.
Занятия проводятся не реже 2-х раз в неделю.
Первый этап. Отработка техники дыхания животом. Ученик должен ее понять, а затем и легко воспроизводить. Прежде всего, он должен почувствовать, что на вдохе живот округляется, будто бы наполняется воздухом, а на выдохе медленно втягивается. Вдох делается через нос, а выдох через рот, через чуть приоткрытые губы, создающие легкое сопротивление выдыхаемому воздуху.
Второй этап. Освоение навыков проведение дыхательного тренинга под контролем прибора БОС. Отработка правильной установки датчиков на грудную клетку; включение ПК и вход в программу, запуск сеанса и знакомство с правилами его проведения. Получение первого результата. Выявление начального уровня здоровья ученика (первый «паспорт здоровья»).
Структура сеанса
Сеанс состоит и чередующихся между собой периодов работы (игры) и отдыха. Продолжительность периодов работы варьирует от 2 до 4 минут. Периоды отдыха имеют одинаковую продолжительность – 1 мин. Сеанс ведется по готовым шаблонам (фиксированная в программе последовательность периодов работы и отдыха). В программу заложено 12 шаблонов – по числу практических уроков. Сеанс начинается с минуты записи фоновых показателей работы сердца, дыхательной системы и показателя дыхательной аритмии сердца (ДАС). Далее автоматически запускается последовательность «работа – отдых». Заканчивается сеанс выводом на экран результатов (график изменения частоты сердечных сокращений, таблица с цифровыми значениями ДАС и частоты дыхания) и оценок за периоды работы и за периоды отдыха. Результаты сеанса автоматически сохраняются в его персональной карточке ученика Информация о проведенном сеансе передается в ПК педагога для формирования группового отчета (журнал здоровья).
Третий этап. Проведение сеансов БОС. Выработка и формирование навыка ДРД с максимальной ДАС. Обсуждение с педагогом полученных за урок оценок.
По итогам урока каждый ученик получает по пятибалльной шкале две оценки или «Паспорт здоровья». Оценка за период работы (время, когда ребенок, получая сигналы обратной связи, проходил игровой сюжет) и за период отдыха (время, когда ребенок просматривал тематическое слайд-шоу без сигналов обратной связи). Эти оценки и есть. «Паспорт здоровья» позволяет быстро и точно оценить состояние ребенка и уровень его здоровья
Четвертый этап. Закрепление и совершенствование навыка правильного дыхания (ДРД). Анализ педагогом оценок каждого ученика, выявление детей с низким уровнем здоровья и консультации с родителями, педиатром. Выдача ученикам итоговых «паспортов здоровья».
Ожидаемый результат
Об успешности курса можно судить по динамике показателей до и после курса занятий, которые можно условно разделить на 2 группы: медицинские и психолого-педагогические.
A. Медицинские показатели:
• Изменения ДАС, ЧСС, ЧД;
• Динамика показателей соматического здоровья (антропометрия и функциональные пробы);
• Изменение показателей заболеваемости (в основном респираторными инфекциями);
B. Психолого-педагогические показатели:
• Успеваемость до и после курса занятий;
• Изменение реактивной и личностной тревоги, степени выраженности депрессии, качества жизни;
• Изменение частоты нарушений звукопроизношения;
• Формирование навыков самостоятельных занятий.
В первую очередь, занятия дыхательной гимнастикой способствуют общему оздоровлению организма ребенка, активизации деятельности иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной систем. Упражнения на глубокое и поверхностное дыхание, которые осваивает малыш, помогают предотвратить опасность возникновения простудных заболеваний. Дыхательная гимнастика – это один из способов закаливания детского организма, поскольку обеспечивается наиболее полная вентиляция легких, тренируются мышцы дыхательного аппарата, улучшаются общее физическое самочувствие и эмоциональный настрой.
Существует очень много интересных упражнений (комплексы дыхательной гимнастики) для развития дыхания детей дошкольного возраста, которые обязательно включаются в различные виды детской деятельности: деятельность по развитию речи, познавательному развитию, физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения и как самостоятельные игры-упражнения с различными атрибутами, игрушками – тренажёрами.
Сегодня я хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным или музыкальным сопровождениям.
Цель упражнений с тренажёром - укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах.
Правильное дыхание очень важно для развития речи дошкольников. Оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Поэтому на первом году обучения детей с ТНР дыхательная гимнастика широко используется педагогами.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики :
-Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его;
-Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда;
-Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения;
-Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
В презентации представлен ряд упражнений для детей. Эти упражнения ребенок должен выполнять утром и в середине дня. В летнее время дыхательную гимнастику лучше проводить на воздухе во время прогулки.
«Снежок».
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На снежок подую я
И скажу, что там, друзья.
На дно неглубокой коробки приклеить картинку, насыпать снег (конфетти). Задача ребенка – раздуть снежок с середины и увидеть картинку.
«Бабочка».
Бабочка-красавица
На ладошку села.
Ветерок дунул – она полетела
Летела-летела и на цветочек села.
Выставить цветок. Задача ребенка – сдувать бумажную бабочку с цветка.
«Хорошая погода».
Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь.
Ветерочком стану я,
Уходите, тучи, прочь.
На столе приклеить солнце, закрыть его тучами. Дети разгоняют, раздувают тучи.
«Времена года». В пластиковой бутылке проделываются дырочки. Внутрь насыпаются конфетти, мелко нарезанный пенопласт, вырезанные листья, бабочки, цветы. В отверстие в пробке вставляется дыхательная трубка. Начинает дуть тот, у кого содержимое бутылки соответствует ответу загадки.
Цель:развитие органов дыхания.
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня. (весна)
В небе - радуга-дуга.
На грядке - ягода-нуга,
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться. (лето)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (осень)
Дел у меня немало
- Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня. (зима)
Я познакомила вас с некоторыми тренажерами для дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи, изготовить тренажеры.
А, сейчас я предлагаю вам сделать несколько простых тренажеров для дыхания.
Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен, полезен и интересен.