Оксана Галушина
Мастер-класс «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми в программе Microsoft Power Point»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида№37
Мастер – класс для педагогов по теме:
«Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми в программе Microsoft Power Point"
Подготовила: Галушина Оксана Викторовна, учитель– логопед
Цель: ознакомление и последующее применение педагогами
мнемотаблиц в работе с детьми.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми в программе Microsoft Power Point“» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми.
3. Представить возможности использования программы Microsoft Power Point в создании мнемотаблиц.
Предварительная работа: подборка методического, речевого и наглядного
материала, создание слайдовой презентации, буклета «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми» и мнемотаблиц в программе Microsoft Power Point.
Ход мастер-класса :
1. Презентация опыта работы
(слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Дошкольники - это особый народ. Занятия с ними должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением иллюстративного материала, с использованием музыкального сопровождения. Понимая это, в своей работе учителя-логопеда, стараюсь использовать такие методы работы, которые будут понятны детям.
(слайд 2) В этом мне помогают настольный театр, дидактические и развивающие игры В. В. Воскобовича.
(слайд 3) А так же увлекательная методика «Рисование песком».
Для коррекции речи использую компьютерную логопедическую программу Лизуновой «Игры для Тигры и другие компьютерные игры.
(слайд 4) Мультимедийная презентация - один из современных методов работы с детьми на индивидуальных, подгрупповых и на фронтальных занятиях. Поняла, что используя метод слайдовых презентаций, выполненных в программе Microsoft Power Point, могу заинтересовать детей и проявить свое творчество Возможность использования в них двигающихся, возникающих, дополняющихся персонажей, включение музыки и речи героев помогло мне проводить занятия в интересной и увлекательной для детей форме.
(слайд 5) Использование мультимедийных презентаций даёт более широкие возможности для меня, как для педагога:
• Информационная ёмкость
• Доступность
• Компактность
• Наглядность и эмоциональная привлекательность
• Мобильность
• Многофункциональность
• Интерактивность
• Возможность воспользоваться шпаргалками. Презентация – это не только то, что видит и слышит аудитория, но и заметки для выступающего.
(слайд 6) У детей при этом повышается учебная мотивация, интерес к занятиям, появляется ощущение самостоятельного управления деятельностью и положительные эмоции.
Использование мультимедийных презентаций эффективно при создании проектов, проведении консультаций, педсоветов, мастер-классов с педагогами ДОУ.
(слайд 7) В работе с родителями так же можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний, семинаров-практикумов, мастер-классов с фото- и видео – материалами.
Надеюсь, Вы согласитесь со мной, что мультимедийная презентация позволяет наглядно проиллюстрировать речь выступающего в легко воспринимаемой форме.
Чтобы убедиться в этом на практике, приглашаю желающих поучаствовать в мастер-классе (приглашаются шесть человек).
2. Практическая часть
(слайд 8) В ходе мастер-класса Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.
При работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды отмечают, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?
(слайд 9) Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.
Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память). Сегодня мы более подробно рассмотрим вопрос развития памяти через формирование образов или ассоциаций.
А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.
Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть. Одним из них является…
(слайд 10) Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Слово «Мнемотехника» образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.
В настоящее время данная технология используется и в детских садах.
Феноменальная память- это не дар. Это навык. Поэтому, для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют…
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
(слайд 11) На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему)- 1 вариант мнемотаблицы. По мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Сейчас я предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту. Но, что делать, если мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть!
(слайд 12) Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала)- 2 вариант мнемотаблицы.
Так мы и сделаем. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).
Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст (участники мастер-класса читают стихотворения).
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?
Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки. Например, в стихотворении встречается слово «дерево» и ребёнок отображает его в рисунке, т. е. рисует дерево, и наоборот, когда он смотрит на таблицу, то на увиденный рисунок у него возникает ассоциация со словом «дерево».
Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребёнком дома?
Варианты игр с мнемотаблицами :
1. Восстановить последовательность картинок по памяти;
2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те,
которые относятся к данной теме;
3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди
других;
4. Найти лишнюю картинку;
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные
мнемотаблицы);
7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает
отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Мы с Вами попробовали создать мнемотаблицы в бумажном варианте. Но ведь почти уже в каждом доме есть незаменимый помощник, без которого нам не обойтись - компьютер и компьютерные программы. Одна из них Microsoft Power Point, в которой так же можно создавать мнемотаблицы.
Как вы думаете, отличается ли мнемотаблица в компьютерном варианте от мнемотаблицы, выполненной на бумаге? Суть мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение.
(слайды 13, 14, 15, 16) Сегодня мы попробуем составить мнемотаблицу к отрывку из стихотворения «Праздник урожая» Татьяны Боковой, в программе Microsoft Power Point- 3 вариант мнемотаблицы.
(обращаю внимание на слайд с таблицей и текстом стихотворения) Посмотрите, на экране….(ответы, есть текст и таблица, а картинки (ответы) рассыпались, расставим их по местам и расскажем стихотворение (участники заполняют таблицу, воспроизводят стихотворение).
Как вы думаете, этот приём им пригодится в жизни? А конкретно где? Действительно, это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов, а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!
(слайд 17) Желаю всем удачи!