Синельникова Оксана Сергеевна
Мастер класс с родителями старшей группы «Чудо-чудное, диво-дивное. Хохломская тарелочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное детское образовательное
учреждение «Детский сад № 305»
Мастер-класс для родителей старшей группы
«Чудо-чудное, диво-дивное.
Воспитатель:
Синельникова О. С.
г. Нижний Новгород
2022
Цель: приобщение родителей к элементу русской народной культуры посредством регионального компонента – Хохломская роспись.
Задачи:
Темочки:
- Мастер-классы для родителей
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2022
познакомить родителей с историей возникновения Хохломской росписи, её легендами
способствовать эстетическому восприятию данных произведений искусства
дать представление об особенностях хохломской росписи
расписать декоративную тарелочку в стиле Хохломской росписи
Материалы и оборудование : пластиковые тарелочки для росписи; круглый лист бумаги диаметром 15 см ; гуашь жёлтого, красного,, белого и чёрного цветов; кисти 2 шт. широкая и тонкая; клей ПВА; тычки из бумаги; ватные палочки; стаканчики – непроливайки, салфетки, подставки, экран для показа презентации, презентация «Мини-музей «Хохломская роспись»
Ход мероприятия:
Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем удивительном мастер-классе. Мы с вами живём в удивительном месте, красивейшем месте России! И гордостью нашей области является Хохломская роспись - визитная карточка нашего Нижегородского края, да и не только нашего края, а и всей России в целом.
Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.
Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера — кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «Хохломой».
Посмотрите, пожалуйста, на наш музей – гордость нашей группы. Совместно с вами мы создали для детей удивительный мир, где мы можем попасть в прошлое и сопоставить его с настоящим, где наши дети учатся ценить труд, мастерство и уникальность хохломской росписи, возникает гордость за свой народ, культуру и сохранение искусства в неизменном виде до нашего времени.
Эти вещи нынче в гости к нам пришли, чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты
Чтоб ввести нас в мир России, в мир преданья и добра
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера
Вы, конечно же, узнали – это Хохлома.
А теперь обратите внимание на экран, как же наш мини - музей создавался, как мы используем все его ресурсы в процессе нашей с детьми деятельности.
Просмотр презентации «Мини-музей Золотая Хохлома»
А теперь, уважаемые родители, посмотрите, пожалуйста, как красиво украшена эта посуда. Какая незабываемая роспись!
Какие же узоры у Хохломской росписи? Это ягоды, листики, травка, рябинка и цветы – все эти элементы росписи называют растительным орнаментом. Так же в росписи изделий художники используют орнаменты рыб и птиц.
Цвета художники используют яркие: красный, жёлтый, зелёный, чёрный и белый цвета. Фон тоже может быть разнообразным : красный, чёрный, жёлтый и зелёный.
А какие же элементы Хохломской росписи? Узор травка состоит из нескольких элементов : осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики; листочки бывают зелёные и красные; а это - ягодки: крыжовники, клубника, малина, смородина, рябина. В нашей области живут удивительные мастера, чего не коснётся их рука, чаши ли, тарелки ли, всё заблестит ярким пламенем.
Сегодня я и вам предлагаю превратиться в мастеров Хохломской росписи и расписать вот такую красивую тарелку, которая украсит вашу комнату в доме.
Звучит музыка «Хохлома».
В первую очередь, нам нужно сделать фон на нашем круглом листочке губкой, смоченной в жёлтой гуаши, закрашивая полностью всю поверхность. Откладываем в сторону, пусть высыхает.
На следующем этапе нашей работы мы берём пластиковую тарелку и оформим края. Чтобы краска (жёлтая) легко ложилась, мы добавляем в неё немного клея ПВА, смешиваем и наносим на тарелочку, закрашивая полностью все края до середины, оставляя только внутренний круг. Отставляем в сторону подсохнуть.
Фон наш подсох, и мы можем продолжать рисовать узоры. А начнём мы с листочка, поскольку, как мы уже с вами узнали в Хохломе все узоры называются растительными :травка, листочки, ягодки; всё, что растёт в огороде; всё, что растёт в лесу; всё художники используют в хохломской росписи, и сегодня мы с вами будем писать именно растительную роспись. И начнём, как уже сказали, с листика. Тоненьким кончиком кисточки прорисовываем наш листик, а широкой закрашиваем листик внутри.

Далее рисуем ягодки-клубнички. Одну с правой стороны, другую с левой и посередине ягодку.

Дадим им высохнуть, а пока предлагаю нарисовать смородинку, выбираем место и «тычком» рисуем ягодки-смородинки красной краской.

Затем тоненькой кисточкой и чёрной краской рисуем прожилочки листику и подводочку-веточку смородинкам, а так же по точечке на каждой ягодке. Теперь зелёной краской нашим клубничкам сверху рисуем листики и подводку-веточку для клубничек.

Самое важное в хохломской росписи- художники не оставляют не одного пустого места на фоне, всевозможные травинки, завитки, осочки… Поэтому заполняем оставшиеся пустые места.

Но что то не хватает нашим клубничкам… Конечно же тоненьких жёлтеньких крапинок…

Пока наша работа сохнет, предлагаю продолжить украсить края нашей тарелки. Для этого мы берём зелёную краску (клей уже добавлять не нужно,она и так будет хорошо ложиться) и кончиком тоненькой кисточки начинаем рисовать травинки, постепенно нажимая и утолщая к краю.
Затем берём красную красочку, ватные палочки и начинаем рисовать ягодки и красные травинки кисточкой. Теперь можно взять чёрную краску и сделать ещё один узор «капельки».

Теперь берём высохшую работу (фон, клеем намазываем серединку тарелочки и приклеиваем в серединку.

А теперь посмотрите, какая красота у нас получилась!

Спасибо огромное всем за участие, до новых встреч!
