Елена Курак
Мастер-класс с родителями и детьми подготовительной группы «Изготовление куклы-оберега Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
с родителями и детьми подготовительной группы
«Изготовление куклы – оберега Масленица».
Цель: способствовать развитию гармонизации детско - родительских отношений.
Задачи:
познакомить детей и родителей с традициями и обычаями русского народа;
дать представление о русской народной игрушке, народном фольклоре;
расширять представление о русской народной культуре;
развивать эстетическое и нравственное восприятие мира;
воспитывать интерес к истории своего народа и народному творчеству;
Публикация «Мастер-класс с родителями и детьми подготовительной группы „Изготовление куклы-оберега Масленица“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Масленица. ИЗО, поделки и рисование
- Масленица. Русский народный праздник
- Мастер-классы для родителей
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
снятие психоэмоционального напряжения.
Форма организации мероприятия: мастер-класс
Участники мастер-класса : дети, родители
Предварительная работа:
чтение русских народных сказок;
заучивание пословиц и поговорок;
рассматривание иллюстраций с бытом и культурой русского народа;
просмотр презентаций «Обычаи, обряды и традиции русского народа», «Русская тряпичная кукла»;
разучивание народных игр и хороводов;
личные беседы с родителями;
составление конспекта;
нахождение необходимого методического материала;
организация пространства для проведения мастер-класса;
подготовка образцов;
подготовка памяток;
организация родителей на практическое занятие мастер-класс.
Инструменты и материалы:
Демонстрационный.
1. Выставка «Народная масленица».
2. Народный календарь «Обрядовые куклы русского народа».
3. Записи русских народных мелодий.
4. Атрибуты для фотосессии.
Раздаточный.
1. Поднос на каждом столе с двумя квадратами цветной ткани для юбки, белый квадрат для головы и туловища, два прямоугольника белой ткани для рук, треугольник красной ткани для косынки, красные нитки, двухсторонний скотч и ножницы.
2. Картинки различных предметов: ветки, нитки, атласные ленты, ткань, бумага, вата, нож, булавки, игра.
3. Изображение времен года (по одному на каждом столе) и по пять разных названий старорусских месяцев.
4. Картофелина (для игры «Горячая картошка»).
Принципы, используемые для проведения мастер-класса :
индивидуальный подход;
сотрудничество;
серьезная подготовка;
динамичность.
Методы и приемы, используемые в проведении мастер – класса :
словесный,
наглядный,
практический,
игра,
наблюдения,
групповой метод,
индивидуально подход.
Форма проведения мастер – класса : практическое занятие.
Ход мастер – класса.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие. Проходите, милости просим. Спасибо, что зашли к нам на огонек, всегда гостям рады. Занимайте места за столами. (Слайд 2)
Теоретическая часть.
Воспитатель: В старину в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. Где-нибудь в просторной крестьянской избе собиралась молодежь, и начиналось веселье: песни, пляски, игры. (Слайд 3)
Быт крестьянина русской деревни был заполнен тяжелым трудом. Но иногда будни сменялись разгульными деревенскими праздниками. Именно ряд праздников крестьянского года стали основой народного календаря.
Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Он существовал и передавался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке.
Календарь русского народа – явление удивительное, он отражал в себе видение того мира, в котором поколения за поколениями жили наши предки. В старину месяцы года имели свое название. Мы сейчас с вами из предложенных вариантов выберем те, которые (как вы считаете) относятся к определенному месяцу года (зима, весна, лето, осень).
Первое задание для родителей с детьми : Выбрать старорусское название месяцев года. (Слайд 4)
Цель: стремлением глубже понять своеобразие народной картины мира.
На каждом столе есть изображение времен года (по одному на каждом столе) и по пять разных названий старорусских месяцев, нужно выбрать те, которые по вашему мнению относятся к зиме (весне, лету, осени). Июнь – Червень, июль – Липец, август – Серпень, декабрь – Студень, январь – Сечень, февраль – Лютый, март – Березозоль, апрель – Цветень, май – Травень, сентябрь – Вересень, октябрь – Листопад, ноябрь – Грудень.
Воспитатель: Четыре раза в год, следя за изменением состояния солнца, русский народ отмечал уход старого мира и рождение нового. Вместе с природой народ совершал множество обрядов. (Слайд 5)
Как любой обряд, изготовление тряпичных народных кукол часто опиралось на различного рода важные даты или праздники. Именно поэтому существует календарь народной тряпичной куклы.
Дети: (Слайд 6)
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Обереги без лица, кажется незримо
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой
И защита на века от любого лиха.
Воспитатель: Календарь народных тряпичных кукол рассчитан по месяцам года, каждому месяцу соответствует определенная кукла, которая относится к определенному народному празднику. (Слайд 7)
В старину при изготовлении кукол придерживались определенных правил. Ребята, какие правила помните вы?
Правила (беседа с родителями и детьми) :
- куклу делают за один раз, не растягивая на весь день;
- ножницы и иголки не используют;
- лицо кукле не рисуют, чтобы не вселились духи;
- в плохом настроении или при плохом самочувствии за работу не садятся;
- во время рукоделия не отвлекаются и не думают о посторонних вещах;
- во время работы можно вести простой разговор. Кукле рассказывают о планах, мечтах, проблемах;
- если заготовка получается плохо: путается пряжа, ткань не рвётся, то надо отложить изготовление куклы до другого раза. Значит, её время не пришло.
Второе задание для родителей с детьми : Выбрать предметы, которыми пользовались в старину для изготовления кукол-оберегов.
Цель: знакомство с историей возникновения русских тряпичных кукол-оберегов и правил из изготовления. (Слайд 8)
На столах лежат картинки различных предметов: ветки, нитки, атласные ленты, ткань, бумага, вата, нож, булавки, игра. Предлагаю из предложенных материалов выбрать тот, которым по мнению участников пользовались для изготовления кукол - оберегов, обрядовый кукол и игровых кукол (вата, нитки (желательно красные, белая ткань, цветная ткань, природный материал: ветки, солома, трава и т. д.)
Физминутка: Русская – народная игра «Горячая картошка». (Слайд 9)
Правила игры: дети и родители стоят по кругу и передают друг другу картошку, изображая, что она «горячая». После слов ведущего «Горячая картошка», тот у кого в руках осталась картошка, выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется один игрок.
Практическая часть.
Воспитатель: Приглашаю всех присесть на свои места.
Воспитатель: А сегодня я предлагаю ребятам вместе со своими родителями сделать куклу – оберег «Масленица».
Воспитатель: Её делали в день, когда праздновали весеннее равноденствие, воздавая почести солнцу, дающему жизнь всему на земле.
По легенде Масленица жила на Севере, была дочкой Деда Мороза и Метелицы. Однажды, человек увидел хрупкую девочку, прячущуюся за огромными сугробами, и попросил помочь уставшим от долгой зимы людям согреть и развеселить их.
Масленица согласилась и, превратившись в здоровую, румяную женщину, блинами, хохотом и плясками заставила род человеческий позабыть о зимнем ненастье.
Кукла масленица является обязательным атрибутом веселого народного гулянья — проводов зимы.
Присутствие в доме домашней куклы масленицы в старину было обязательным. Кукла делалась на год, а затем на празднике сжигалась или пускалась по воде.
Масленица символизирует достаток в семье и является мощным оберегом жилища. Куклу помещают перед входом в дом или в красном углу избы. Многие и сейчас верят в ее чудодейственную силу.
Традиционно обрядовую куклу Масленицу делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево, олицетворяющее буйную силу природы.
Для изготовления Масленицы необходимо взять :
Белый квадрат ткани – для основы туловища;
Два белых прямоугольника ткани – для рук
Разноцветные квадраты ткани – для юбки;
Красный треугольник – для платка.
Также возьмите наполнитель (самый лучший выбор – вата, но можно и синтепон) и моток красных ниток.
Способ изготовления :
1. Первыми формируются голова и туловище. Наполнитель скатайте в небольшой шарик, положите посередине белой ткани, заверните и смотайте нитками. Крепко свяжите конструкцию узелками. Для объёма головы приготовьте небольшой кусочек синтепона (ваты). (Слайд 10)
2. Подобным образом смотайте руки и закрепите их. Теперь – ладони. (Слайд 11)
3. Крепко свяжите руки и основу будущей юбки. Кстати, юбку славяне делали в виде особого магического символа Солнцеворота. Примотайте элемент гардероба к фигурке. (Слайд 12)
4. Теперь настал черед платочка. Его привязывают на один крепкий узелок. (Слайд 12)
5. Теперь оберегающая кукла полностью готова. Главное, что она создана своими руками – вы вложили в нее душу. (Слайд 13)
Взрослые совместно с родителями (другими взрослыми) выполняют работу. По окончании приклеивают своих кукол к кругу двухсторонним скотчем. (Слайд 14)
Рефлексия.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, узнали ли вы сегодня что-то новое на нашем мастер-классе? Что вам больше понравилось?
Уважаемые родители, спасибо вам за то, что нашли время и посетили наш мастер - класс! Фотосессия. (Слайд 15)
По старинным обычаям принято угощать гостей и мы тоже последуем этим традициям. (Раздаю буклеты «Календарь народных тряпичных кукол»).
Приходите к нам еще.
Литература:
1. Г. Л. Дайн, Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.
2. Г. Л. Дайн, Детский народный календарь. Серия Игрушка в культуре России. Сергиев Посад, 2010.
3. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции» Изд. Санкт-Петербург «Паритет».2005.
4. Энциклопедия «Я познаю мир – праздники народов мира», М, 2004.
5. https://kuklastadt.ru/ - сайт о куклах, про кукол и о том, что есть для кукол.
6. Народная кукла : [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. –2008.
7. Русские обрядовые куклы : [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. –2008.