Светлана Копосова
Мастер-класс с детьми и родителями «Учимся общаться с друзьями»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: освоение детьми и родителями игр и игровых упражнений, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошкольников.
Задачи:
1. Повысить уровень педагогической компетентности родителей, их мотивацию на использование игровых упражнений со своими детьмипо развитию коммуникативных навыков;
2. Вызвать у родителей интерес к игровым упражнениям, способствующим развитие коммуникативных навыков у дошкольников;
3. Развивать творческую активность родителей.
Публикация «Мастер-класс с детьми и родителями „Учимся общаться с друзьями“» размещена в разделах
Оборудование: мультимедийный экран, проектор, карточки с изображением животных, стаканы с водой, гуашь, кисточки, набор фломастеров, листы бумаги, воздушные шары, игрушка солнышко.
Атрибуты: пособие «Мусорное ведро», «Волшебный трон», «Стакан с крышкой».
Ход: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мне хотелось бы научить вас и ваших детей таким играм, с помощью которых можно найти друзей, сплотиться в команду и просто научиться не бояться общения.
Цель мастер-класса – демонстрация и освоение игр иигровых упражнений, которые помогут Вам эффективно развивать социальные и коммуникативные навыки у ваших детей.
Дошкольный возраст - сензитивный период для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в этом возрасте. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, все чаще стали испытывать так называемую эмоциональную усталость. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем психического состояния, благополучия, возможных перспектив развития, а также его здоровья.
Мною была поставлена задача: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов социально-эмоционального развития дошкольников.
Я предлагаю к использованию следующую систему игр, которую условно можно разделить на блоки (представлены на слайде) :
1. игры на установление контактов
2. игры на развитие вербальных и невербальных средств общения
3. игры на сплочение группы
4. игры на развитие коммуникативных навыков
5. игры на ковриках-мирилках.
Я предлагаю выйти желающим в количестве 6 человек.
1. Приветствие «Улыбнись». Встаем в круг. В начале нашей встречи я предлагаю поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскрепощенности. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.
2. «Знакомство» предлагаю познакомиться поближе, наиболее удобным для вас способом. Меня зовут Светлана Александровна. Дома меня зовут Любимая мама. В детстве меня называли Светой. Мне приятней, когда меня называют Светлана.
3. В любом возрасте каждый человек может испытывать чувство страха. Что такое страх? Страх – это когда человек боится. Ребята, покажите страх выражением лица, движениями?
- Чего боятся дети вашей группы?
- Как мы можем помочь своим детям, чтобы страх прошёл? (Преодолеть страх, перебороть его). Например, я ничего не боюсь, я сумею справиться, я обязательно придумаю, что нужно сделать.
Предлагаю родителям разделиться на 2 группы и пройти со своими детьми за столы.
Нарисуем страх так, как вы его представляете. Какой цвет вы выбрали, чтобы нарисовать страх? (чёрный, коричневый).
- Я предлагаю одной команде взять листочки со страхом и смять их, порвать. У нас нет больше страха, мы его победили, преодолели.
А второй команде предлагаю перевоспитать страшилку (для этого нужно сделать его добрым). Как это сделать: пририсовывать шары, конфеты в руках у страшилки; исправляем злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеваем страшилку в нарядный, веселый костюм – и другие веселые атрибуты.
А ещё, страх боится улыбок и смеха. Покажем, что дружба может преодолеть любой страх, взялись за руки и улыбнулись друг другу.
Также в нашем «Уголке настроения»есть еще одно интересное пособие -«Мусорное ведро», в которое мы с детьми выбрасываем все ненужные, отрицательные чувства и эмоции, мысли и переживания, от которых хотим избавиться. Я предлагаю Вам свои рисунки выбросить в это ведро. полнить это упражнение вместе (ставлю на середину зала ведро).
У каждого из нас скапливаются чувства и мысли, часто ненужные и бесполезные. И некоторые взрослые, и дети любят копить свои плохие чувства, например, обиды, долгой грусти и печали, злости и ненависти. Это очень тяжело и совсем ненужно, даже опасно для здоровья.
Вспомните, как кошка отряхивается от воды (показать)и предлагаю встряхнуть свои печали, переживания и обиды в это мусорное ведро.
При работе с детьми, эффективен игровой способ избавления от гнева - «Стаканчик для крика». Он представляет собой непрозрачный стакан темного цвета с плотно закрывающейся крышкой вверху, красиво оформленный.
Демонстрация пособия с показом его в действии детьми.
- Например, если ребенок проявляет вербальную агрессию, я предлагаю ему отойти в уединенный уголок и оставить все «плохие» слова, всю свою злость, гнев в этом волшебном стаканчике. После того, как ребенок выговорится, стаканчик плотно закрывается и прячется.
Мы с вами освободились от всех негативных эмоций, а что такое эмоции?
В работе с детьми я использую интересный приём – предлагаю выразить своё настроение, чувства, используя гуашь, краску. Демонстрация приёма.
Покажите ваше настроение с помощью краски.
В работе с неуверенными, застенчивыми детьми, использую приём «Волшебный трон».
- Кто хочет присесть на «Волшебный трон»и получить положительные эмоции, комплименты. Остальные участники должны сказать как можно больше ласковых и нежных слов, и поглаживая сидящего на троне.
Одним из приёмов на сплочение, объединение детей использую игру «Найди пару».
- Я раздам вам карточки, на которых нарисован животные. Названия повторяются на двух карточках. Посмотрите, пожалуйста, что нарисовано на вашей карточке. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого найти пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и «издавать характерные звуки вашего животного». Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у вас получилось.
- Чем бы вы хотели наполниться сегодня?
Упражнение «Передача любви, тепла в круг». Участники встают в круг, соединяют руки, поднимая их к солнцу, делают глубокий вдох, опуская руки в круг – выдох.
- Мы сегодня очень хорошо поиграли, давайте похвалим сами себя. Для этого сделаем следующее упражнение. Станьте на одну ногу, закройте глаза, погладьте себя по голове и мысленно скажите: «Я – молодец!».
Закончить мастер-класс я хочу такими словами (на слайде).
То, что я услышу, я забыл.
То, что увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Это изречение Конфуция на сухом языке цифр:
То, что мы слышим, - 10%.
То, что мы видим, -50%.
То, что мы делаем сами, - 90%.
Рефлексия. В заключении я предлагаю вам выбрать воздушный шар, цвет которого соответствует вашему состоянию души. Встанем в круг и каждый из вас поделится своими впечатлениями (что интересного вы взяли для себя, что показалось трудным, ваши пожелания).