Людмила Желтикова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Нетрадиционное рисование в технике «эбру»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для участников семинара
«Искусство Эбру — рисование на воде»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька»
Желтикова Людмила Николаевна
Тема: «Искусство Эбру – рисование на воде»
Цель: Познакомить участников семинара с нетрадиционной техникой рисования «Эбру» и с ее использованием в работе с детьми.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Эбру. Техника рисования на воде
- Темочки
Задачи: Показать педагогам основной способ рисования красками на воде -
мрамирование, с элементами цветочного декора.
Упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Эбру»
Материалы: Жидкость, лотки для жидкости, веерные кисти, палочки, шило, гребень, краски, салфетки сухие и влажные, бумага для эбру, баночки с водой. Ход мастер-класса :
Художник хочет рисовать.
Пусть не дают ему тетрадь…
На то художник и художник –
Рисует он, где только может:
Он будет рисовать на камне
И на кусочке бересты.
Салютом он раскрасит воздух,
Взяв вилы, пишет на воде,
Художник потому художник,
Что может рисовать везде.
Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. В формировании такой личности мы как принимаем активное участие. Для того, чтобы наша работа была результативной, приносящей удовлетворение надо находится в поиске, интересного для себя и для детей.
Сегодня я вам предлагаю познакомиться с одной удивительной и очень интересной техникой нетрадиционного рисования, которую мы используем в работе с детьми.
Всем известно, что занятия по рисованию – важная часть образовательной деятельности в ДОУ. Чтобы интерес к творчеству не ослабевал, мы стараемся придумать нечто особенное, внести в мир изобразительного искусства капельку волшебства. Для детей волшебством является эбру – один из самых фантастических способов рисования.
Эбру- это старинная изобразительная техника, берет свое начало в далеком прошлом, зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе. В переводе «Эбру» - это «на воде». Это рисование на воде жидкими красками. Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счет чего последние не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности рисунок в виде тонкой пленки. После создания рисунка на воде он аккуратно переносится на бумагу. В процессе работы сложно предугадать, как растечется краска, поэтому каждая композиция получается оригинальной и неповторимой. С помощью эбру даже человек, не умеющий рисовать, может создать красивые образы.
Как все Восточное, рисование Эбру представляет собой бесконечное движение, настолько прекрасное, что нельзя не восхититься. Попавшие в воду краски движутся произвольно, вызывая восторг у дошколят. И эта анимация интригующе создает проблемную ситуацию. Ребята задумываются над вопросом: Что заставляет краски танцевать?
Рисование на воде дает детям возможность побывать в роли настоящих экспериментаторов-лаборантов, изучающих процесс взаимодействия воды и красок. И, конечно же, реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Сам процесс позволяет детям успокоиться и расслабиться.
Мы недавно стали пользоваться данной техникой, подобные занятия проводим в рамках клубного часа, раз в неделю, во второй половине дня. Они способствуют:
• Развитию интеллекта, юмыслить нестандартно. Ребенку не навязываются определенные штампы, стереотипы. Он сам является творцом, подключается воображение, воспитывается индивидуальность.
• Помогают успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников, т. к. манипуляции с водой завораживают.
• Эбру развивает мелкую мускулатуру руки, усовершенствует глазомер, развивается зрительно-двигательная координация функций руки, что важно, как фактор подготовки руки к письму.
• Данная техника полезна для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Ребята раскрепощаются начинают верить в свои силы.
В рисовании техникой Эбру – нет правильных или неправильных штрихов, каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не так. Сейчас я предлагаю вам самим погрузиться в этот мир красок, образов и своих эмоций. Познакомимся со способом мрамирования на воде и нарисуем цветок.
Для этого нам нужна основа. В данном случае специальный раствор воды. Я для вас его уже приготовила.
Еще для работы нужна специальная краска, которая не растворяется в воде и инструменты: шило, гребень, салфетки сухие и влажные, баночка с водой для промывки кисти, бумага по размеру лотка. Всё это перед вами.
Итак, начнем по порядку:
(включается музыка)
Сначала создадим фон. Он удерживает краску, которую мы будем наносить шилом и не дает ей сильно растекаться. Возьмем веерообразную кисть и опустим ее в стаканчик с краской, слегка отожмем о стенку стакана. Держа кисть горизонтально к поверхности воды, постукиваем ею о левую ладонь и разбрызгиваем краску на расстоянии 5-7 см от поверхности. Для фона используем 1-3 цвета, не больше, т. к. основной рисунок может «потеряться» на слишком пестром фоне.
Отмечу, что находясь в воде, краски кажутся бледнее, чем получается в итоге после переноса на бумагу.
После создания фона мы можем сразу приступить к основному рисунку. А можем сделать фон более эффектным с помощью специальных инструментов (шило, гребень). Как это сделать?
Погружаем шило в нижний левый угол на 1 см в раствор и начинаем двигать его вверх и вниз волнообразными движениями, либо вправо-влево.
В итоге у нас получился зигзагообразный узор эбру. А может быть вам хочется сделать движения по круговой спирали, так сказать, внести хаос в ваше творение. А еще красивее получится, если «расчесать» краску с помощью специального гребня.
Плавно помедитируйте у себя на воде. Не думайте о результате, отпустите себя в личный полет фантазии, отдайтесь очарованию самого процесса!
Итак, фон готов. Переходим к основному рисунку. Это может быть что угодно: различные цветы, бабочки, рыбки.
Предлагаю сделать обычный цветок.
Сначала рисуем стебель с листьями. Окунаем шило в зеленую краску и ставим две точки чуть ниже середины нашего «холста». Работаем на поверхности воды, шило сильно не погружаем в раствор. Затем вытягиваем стебель и оформляем листья. Шило вытираем о салфетку. Рисуем сам цветок. Используем красную и желтую краски. Окунаем шило на 5-7 мм в красную краску и касаемся им воды наверху стебля, протыкать поверхность не следует. Капля растекается в круг. Чтобы он получился больше, надо проделать эту операцию несколько раз. Вытираем шило о салфетку. Окунаем его в желтую краску и ставим точку в красном круге. Не забываем вытирать шило о салфетку каждый раз, когда меняете цвет. Затем ставим красную точку.
Оформляем цветок. Погружаем шило рядом с кругом вверху и начинаем его двигать по направлению к центру большого круга. Когда шило достигнет центра, остановите его и поставьте «точку», опустите шило на 5 мм внутрь раствора и сразу вынимайте. Так конец линии получится более четким и завершенным. Подобную операцию проделываем снизу круга, справа, слева т т. п. получается цветок.
Самый ответственный этап – перенос рисунка на бумагу. Лист нужно взять за концы, расположенные по диагонали. Начиная с нижнего левого угла, мы кладем лист в лоток на 4-5 секунд, проводим шилом, чтобы не было пузырьков. Край бумаги поддеваем и вынимаем из воды, как бы вытирая о борт поддона, чтобы убрать лишнюю жидкость. Возьмите за края бумаги и плавно через край лотка перетащите ее, чтобы убрать лишнюю жидкость. Рисунок готов, он сохнет от 30 минут до часа.
(Музыка заканчивается)
Вывод: Что дает нам в работе использование техники эбру?
• помогает развивать познавательную активность детей, желание экспериментировать,
• корректировать их психические процессы,
• является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества детей. Сама техника увлекает, завораживает, успокаивает, вызывает у ребёнка радость, изумление и восторг.
На этом наш мастер класс окончен, спасибо за внимание!
Надеюсь, он вам понравился и был интересен.